Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Темперамент и характер личности




Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, с которой проявляются у него влечения. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида, индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента.

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий для возникновения какой-либо психической реакции человека какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамику жестов, быстроту ума,

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает

Учитывая перечисленные свойства, основным типам темперамента даются следующие психологические характеристики:

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента.

Сангвиник - человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями, экстраверт.

Флегматик - человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний. Как правило,,oh трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Холерик - человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями, Возможны затруднения в переключении внимания, он, скорее, экстраверт.

Меланхолик - человек впечатлительный, с глубокими переживаниями; легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи. Большинство меланхоликов интроверты.

Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека - врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера. Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются - поведению, убеждениям, волевым и интеллектуальным качествам человека.

В переводе с греческого "характер" означает "чеканка", "примета". Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности.

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму (например, легкомыслие или вдумчивость), Впрочем, проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).

Важнейшим моментом в формировании характера является то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе - как к другому. Эти отношения являются основанием для классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и т.д. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр 'событий), у других -самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и учебными пособиями и т.д.

Деятельность человека, его поведение прежде всего определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности - совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, характеристику его индивидуальности.

Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема - преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников - усидчивости, у флегматиков - активности.

Возникновение свойств характера, его природа, возможность или невозможность изменения являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для категоричных суждений, свойственных обыденному сознанию.

Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера.

Чем же объяснить, что жизнь "чеканит" личность человека даже в сходных условиях по различным образцам? Прежде всего надо признать, что "исходный материал", действительно, у разных людей не одинаков.

Человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности определяют условия, в которых будет развиваться психика личности. Эти различия в физиологических условиях - лишь первая причина различий характеров людей.

Надо иметь в виду и то, что "сходные условия жизни" (даже в одной семье) -понятие весьма и весьма относительное. Один тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в чем-то превосходящим младшего брата, создает далеко не сходные обстоятельства, способствующие и препятствующие формированию таких черт характера, как заносчивость или заботливость, ответственность или безразличие, самоотверженность или зависть.

Однако вместе с тем существует много других условий, которые не являются идентичными. Характер - во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется. Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя бы было скорректировать. Ссылки на то, что "у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать", психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием.

Итак, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.

Известна восточная поговорка: "Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу". Система привычных действий и поступков - фундамент характера человека. От анализа поступков к синтезу их в характере, в психологическом облике личности и от понятого характера к уже предвиденным и ожидаемым поступкам - таков путь проникновения в сущность индивидуального характера.

Человек по своему существу деятелен. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками. Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.

И все-таки объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти произвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам мы судим о том, что представляет собой человек.

В истории науки получили широкое распространение классификации характера на основе различных признаков. Классификация К Леонгарда, представленная далее, основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.

Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки. Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.

Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада – дистимно. Самооценка устойчива. Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем.

Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.

Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости. Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив.

Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккуратностью в делах. В служебных отношениях – бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим. В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно.

Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем, для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте – уход и уступка.

Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с набольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для него характерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.

Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликтах активен.

Экзальтированный тип (восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.

Таким образом, характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

 

Контрольные вопросы и задания ко второй главе

1. По каким основным психофизиологическим характеристикам определяют темперамент человека?

2. Определите соотношение темперамента человека и типа его нервной системы.

3. Охарактеризуйте типы темпераментов?

4. Какие факторы формируют характер личности?

5. Представьте характеристику типов акцентуаций характера по К.Леонгарду.

6. Выполните самодиагностику темперамента по методике

А.Белова [62].

В приведенных далее «паспортах» холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика отметьте знаком «+» те качества, которые присущи вам. Затем по формуле А. Белова вычислите соотношение базовых темпераментов. Это будет характеризовать ваш интегральный темперамент.

«Паспорт» холерика

1) Вы не усидчивы. 2) Невыдержанны, вспыльчивы. 3) Нетерпеливы. 4) Резки и прямолинейны в отношениях с людьми. 5) Решительны и инициативны. 6) Некоторые считают вас упрямым. 7) Находчивы в споре. 8) Работаете рывками. 9) Склонны к риску. 10) Незлопамятны и необидчивы. 11) Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью. 12) Неуравновешенны и склон к горячности. 13) Агрессивный забияка. 14) Нетерпимы к недостаткам. 15) Обладаете выразительной мимикой. 16) Склонны быстро действовать и принимать решения. 17) Неустанно стремитесь к новому. 18) Обладаете резкими, порывистыми движениями. 19) Настойчивы в достижении поставленной цели. 20) Склонны к резким сменам настроения.

«Паспорт» сангвиника

1) Вы не усидчивы. 2) Невыдержанны, вспыльчивы. 3) Нетерпеливы. 4) Резки и прямолинейны в отношениях с людьми. 5) Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми. 6) Выносливы и работоспособны. 7) Громкая и быстрая речь.
8) Решительны и инициативны. 9) Некоторые считают вас упрямым. 10) Находчивы в споре. 11) Работаете рывками. 12). Склонны к риску. 13) Незлопамятны и необидчивы. 14) Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую. 15) Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой. 16) Сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке. 17) Обладаете всегда бодрым настроением. 18) Быстро засыпаете и пробуждаетесь. 19) Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях. 20) Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаетесь.  
       

«Паспорт» флегматика

1) Вы спокойны и хладнокровны. 2) Последовательны и обстоятельны в делах. 3) Осторожны и рассудительны. 4) Умеете ждать. 5) Не любите попусту болтать. 6) Обладаете спокойной, равномерной речью с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. 7) Сдержанны и терпеливы. 8) Доводите начатое дело до конца. 9) Не растрачиваете попусту силы. 10) Мало придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.   11) Легко сдерживаете порывы. 12) Маловосприимчивы к одобрению и порицанию. 13) Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес. 14) Постоянны в своих отношениях и интересах. 15) Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое. 16) Ровны в отношениях со всеми. 17) Любите пунктуальность во всем. 18) С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке. 19) Обладаете выдержкой. 20) Труженик.

«Паспорт» меланхолика

1) Вы стеснительны и застенчивы. 2) Теряетесь в новой обстановке. 3) Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми. 4) Не верите в свои силы. 5) Впечатлительны до слезливости. 6) Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию. 7) Предъявляете высокие требования к себе и окружающим. 8) Склонны к подозрительности. 9) Легко переносите одиночество. 10) Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.   11) Склонны уходить в себя. 12) Быстро утомляетесь. 13) Обладаете тихой и слабой речью, иногда переходящей в шепот. 14) Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. 15) Болезненно чувствительны и легко ранимы. 16) Чрезвычайно обидчивы. 17) Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями. 18) Малоактивны и робки. 19) Безропотно покорны. 20) Стремитесь вызывать сочувствие и получить помощь от окружающих.

 

Формула темперамента (по А. Белову)

 

где Фт – формула темперамента (интегральный темперамент); А – общее, число плюсов по всем типам темперамента; Ах – общее число плюсов в «паспорте» холерика; Ас – общее число плюсов в «паспорте» сангвиника; Аф – общее число плюсов в «паспорте» флегматика; Ам – общее число плюсов в «паспорте» меланхолика.

 

Оценка результатов

Если доля какого-либо темперамента в результате составляет

40 % и выше, то данный тип темперамента является у вас доминирующим. Если этот результат составляет 30 —40 %, то качества данного типа выражены ярко.

7. Выполните оценку акцентуации характера (методика Шмишека)

Инструкция. Вам предлагаются 97 вопросов, на каждый из которых надо ответить «да» или «нет». Не тратьте много времени на обдумывание. Здесь на может быть «плохих» или «хороших» ответов.

1) Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2) Восприимчивы ли вы к оскорблениям и обидам?

3) Легко ли вы плачете?

4)Возникают ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке -- правильно ли все было сделано?

5) Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?

6) Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становиться очень грустно)?

7) Бываете ли вы во время веселья в центре внимания?

8) Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы, раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?

9) Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10) Вы человек серьезный?

11) Способны ли вы на время так сильно увлечься чем –нибудь, что все остальное перестает быть для вас значимым?

12) Предприимчивы ли вы?

13) Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

14) Мягкосердечны ли вы?

15) Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?

16) Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе(учебе) вы били одним из первых?

17) Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?

18) Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

19) Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?

20) Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21) Любят ли вас ваши знакомые?

22) Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23) Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24) Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25) Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?

26) Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?

27) Хвастаетесь ли вы иногда?

28) Смогли бы вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29) Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?

30) Боялись ли вы в детстве оставаться один дома?

31) Часто ли портиться ваше настроение без видимых причин?

32) Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной деятельности?

33) Легко ли вы впадаете в гнев?

34) Способны ли вы быть шаловливо-веселым?

35) Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?

36) Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37) Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

38) Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39) Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?

40) Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?

41) Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42) Беспокоит ли вас необходимость спуститься в погреб, войти в пустую темную комнату?

43) Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44) Вы очень общительный человек?

45) Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

46) Сбегали ли вы в детстве из дома?

47) Обычно вы без колебаний уступаете место престарелым пассажирам?

48) Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?

49) Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии прийти на работу?

50) Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?

51) Стараетесь ли вы примириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первые шаги к примирению?

52) Очень ли вы любите животных?

53) Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не забыли ли вы выключить газ, свет и т.п.?

54) Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-нибудь случиться?

55) Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?

56) Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

57) Можете ли вы, рассердившись на кого-либо, пустить в ход руки?

58) Очень ли вы любите веселиться?

59) Вы всегда говорите то, что думаете?

60) Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61) Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62) Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63) Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?

64) Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?

65) Часто ли вам в мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

66) Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67) Смогли бы вы пройти один через кладбище?

68) Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили слишком много?

69) Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в доме должна находиться на своем месте?

70) Случается ли, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в пролом расположении духа, которое длится несколько часов?

71) Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72) Часто ли у вас бывают головокружения?

73) Часто ли вы смеетесь?

74) Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?

75) Вы человек живой и подвижный?

76) Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77) Вы страстный любитель природы?

78) Уходя из дома и ложась спать, проверяете ли вы, закрыты ли краны, погашен ли свет, заперты ли двери?

79) Пугливы ли вы?

80) Может ли употребленный вами алкоголь изменить ваше настроение?

81) Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82) Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?

83) Смотрите ли вы обычно на жизнь несколько пессимистично?

84) Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

85) Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?

86) Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

87) Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

88) Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

89) Могли ли вы в школьные годы переписать без помарок страницу в тетради?

90) Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91) Часто ли у вас бывают страшные сновидения?

92) Бывают ли у вас такие навязчивые мысли, что вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

93) Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?

94) Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

95) В беседах вы больше молчите, чем говорите?

96) Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?

Оценка результатов

Тип акцентуации Коэф-фициент «Да» Номера вопросов «Нет» Номера вопросов
  гипертимный   1,12,25,36,50,61,75,85 --
  дистимный   10, 23,48,83,96 34,58,73
  циклотимный   6,20,31,44,55.70,80,93 --
  возбудимый   8,22,33,46,57,72,82,95 --
  застревающий   2,16,26,38,41,62,76,86,90 13,51
  педантичный   4,15,19,29,43,53,65,69,78, 89,92  
  тревожный   17,30,42,54,79,91 5,67
  эмотивный   3,14,52,64,77,87 28,39
  демонстративный   7,21,24,32,45,49,71,74,81,94,  
  экзальтированный   11,35,60,84 --
  ложь   9,47,59,68,88 18,27,37,63

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации. Если полученный результат превышает 18 баллов, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации (описание акцентуаций приведены в теоретической части главы). При этом полученному результату можно доверять, если по позиции «ложь» вы набрали не более 5 балл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...