Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. Психолого—педагогические задачи




 

Во всем мире значимые направления и стратегические ориентиры в развитии таких сфер, как образование и воспитание, определяют не только психологи и педагоги, но и экономисты, и политики, и юристы, и инженеры, и многие другие специалисты, заканчивающие высшие учебные заведения. Задача данной главы – помочь вам, будущим инженерам, активнее замечать, каким образом психическая реальность – реальность субъективная, неявная, постигаемая процессуально – проявляется у разных людей. Это позволит вам накопить определенный опыт представлений, проблемных вопросов, что, несомненно, будет способствовать сознательному усвоению общих теоретических идей и понятий.

 

1. Несомненно, профессии могут описываться для разных целей: для их рекламы, для построения системы профессионального образования, для решения вопросов о возможностях передачи некоторых функций человека техническим средствам. В данном случае речь идет об описании психологических качеств личности инженера в интересах вашего личного профессионального роста, эффективной ориентации в жизненной ситуациях.

Инструкция. Составьте и обсудите психологическую характеристику типичного успешного представителя вашей профессии, специальности. Постарайтесь при этом находиться как бы в роли эксперта, ранжируя личные психологические качества, выделив необходимые, желательные и нейтральные. Возможно, что вашего личного опыта недостаточно для выполнения данного задания. Предложите гипотетическую модель такой характеристики на основе анализа научной литературы по данной проблеме. В любом случае такой мысленный продукт будет полезен как один из психических регуляторов вашего профессионального жизненного пути, как своего рода «мысленный маяк», продуктивный профессиональный образ-Я. Особенно важно помнить, что профессия не только «требует» определенных личных качеств, но и развивает их.

Схема-модель для изучения профессии

1) Предмет труда представителя этой профессии:

- в чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что);

- особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий;

- особенности познавательной деятельности и перечень гностических (исследовательских) действий.

2) Перечень и особенности знаний, элементов опыта, умений и навыков (концептуальных, навыков межличностного общения, административных) успешных представителей этой профессии.

3) Особенности и качества исполнительно двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, поведение, выразительные движения, внешний облик).

4) Особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление — их виды и свойства).

5) Особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.

6) Особенности отношений личности (к окружающим людям, к деятельности, к вещам, к самому себе).

7) Особенности направленности личности, системы мотивов (ценностные ориентации как профессиональные, так и общечеловеческие).

8) Особенности и конкретные проявления креативности в поведении, манере одеваться, когнитивных процессах, в межличностном общении и т.д.

9) Особенности эмоционально-волевой саморегуляции.

10)Противопоказания (физиологические, социально- психологические, интеллектуальные) к выбору данной профессий

 

2. Психологически опишите интересы в предложенных далее задачах на основе следующего алгоритма:

§ объективирование интереса;

§ определение содержания интереса;

§ различие интереса по признаку цели;

§ выявление широты интереса;

§ определение степени устойчивости интереса.

Задание 1

«На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Моё любимое занятие».

Алексей больше всего любит тренировки по дзюдо, т.к. хочет быть сильным и уметь драться. Когда он научится драться, он перестанет ходить на тренировки. Лёша считает, что занятие спортом ради спорта – это неинтересно. Однако для того, чтобы освоить дзюдо в рамках самозащиты, он готов смириться с трудными, порой жестокими упражнениями и ходить, не пропуская ни одной тренировки».

Задание 2

«На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Моё любимое занятие».

Илья больше всего любит общаться с друзьями. Он готов это делать всегда и везде. Даже в школе во время уроков. На что психолог заметил, что, на его взгляд, Илье просто нравится быть в центре внимания, сами же друзья как личности его мало интересуют».

Задание 3

«На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Моё любимое занятие».

Наташа сказала, что больше всего она любит быть одна. Ребята возразили, сказав, что быть одной – это не любимое занятие. Однако Наташа упорствовала, настаивая, что её всё равно, что делать, лишь бы быть одной. А больше её ничего не интересует».

 

3. Выполните диагностикустиля управления трудовым коллективом.

Инструкция. Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителей. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами «а», «б» и «в». Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать то, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.

Таблица 11

№ п/п а б в
  Центральное руководство требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие
  Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит Приказывает так, что хочется выполнять Приказывать не умеет
  Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами Ему безразлично, кто работает у него заместителем, помощником Добивается от заместителей и помощников безотказного исполнения и подчинения
  Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу В работе не заинтересован, подходит к делу формально Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе
  Наверно, он консервативен, так как боится нового Инициатива подчиненных руководителем не принимается Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно
  На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает
  Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность Ответственность распределяет между собой и подчиненными Руководитель единолично принимает решения или отменяет их
  Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали
  Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных
  Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым
  В критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями В критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства Критические ситуации не изменяют способа его руководства
  Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны
  Пожалуй, он не очень требовательный человек Он требователен, но одновременно и справедлив О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым
  Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом Контролирует работу от случая к случаю
  Умеет поддерживать дисциплину и порядок Часто делает подчиненным замечания, выговоры Не может влиять на дисциплину
  С ним приходится работать в напряжении С ним работать интересно Подчиненные предоставлены сами себе
         

Опросный лист

1. а б в   9. а б в
2. а б в   10. а б в
3. а б в   11. а б в
4. а б в   12. а б в
5. а б в   13. а б в
6. а б в   14. а б в
7. а б в   15. а б в
8. а б в   16. а б в

 

Оценка результатов

Директивный компонент – Д.

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция по отношению к подчиненным, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент (пассивного невмешательства) – П.

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности, строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать на подчиненных ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент – К.

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.

Ключ к тесту

а б в   а б в
  Д К П     Д К П
  Д К П     К П Д
  К П Д     П Д К
  Д П К     Д К П
  П Д К     П К Д
  К Д П     К Д П
  П К Д     К Д П
  К П Д     Д К П

4. Пользуясь методами наблюдения, самонаблюдения и беседы, постарайтесь изучить стили учебной работы своих товарищей по учебной группе и свой собственный.

5. Опишите и обсудите в группе различные стили(или хотя бы отдельные черты, «штрихи» разных стилей) успешнойработы по вашей профессии, свойственные людям, существенно различающимся по своим личным качествам, возрасту, полу. Если у вас недостаточно жизненных («живых») наблюдений, обратитесь к научным источникам, к материалам по истории профессии, специальности. Несомненно, что не на все приведенные ранее вопросы решится ответить даже специалист-профессиовед. Пусть ваши ответы будут гипотетическими, рассчитанными на последующее сопоставление с реальностью, быть может, в течение многих последующих лет.

 

6. Произведите сравнения и постарайтесь извлечь из них информацию для совершенствования своей учебной работы.

7. Задачи выбор способа поведения в ситуации.

 

1) Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас. Пришел за книгой, которую вы ему обещали, но забыли вовремя приготовить. Ее надо долго искать.

Как вы будете девствовать и что предложите товарищу?

2) Вы пришли в театр. И вот в самый напряженный момент спектакля, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то, сидящий неподалеку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной, кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.

 

Что вы испытываете?

Как вы поступите в такой ситуации?

 

8. Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения

1) Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня — круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед выпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично».

 

Может ли существовать добро без зла?

Почему так важна мотивировка поступка?

Если бы об этом узнал учитель математики, что бы он сделал?

 

2) К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рад, что вы проведете это вре мя вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но, прежде чем вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи.

 

Как вы поступите?

Что ответите маме и как обойдетесь с другом?

 

9. Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»

1) Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство однокурсников придерживается сходной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно.

 

Как вы поступите?

 

2) В вашей группе есть очень несимпатичный мальчик, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о пали-ной заграничной машине и о том, сколько ему привозят подарков. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь поболтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имя Василия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ве­дет, — у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг.

 

10. Задачи на ситуациюугрызения совести от поступка.

1) - Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше, Наши новые соседи при гласили нас на чай, будем знакомиться,—попросила мама. -..-Чао, мамочка, Приду в шесть,— И дочка выскочила на улицу.

Дальше Таня вспоминает: "В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом снами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

- Девочки, — говорит, кто-то нам, вы бы, уступили место женщине с сумками.

- Вот еще!—резко ответили мы. - Да, молодежь пошла...

- Ну, завели...

Мы так увлеклись разговором с Мариной,.. А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

- Пожалуйста, милости просим, — дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок...»

Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе?

Что может подумать соседка о семье Тани?

Что значит быть воспитанным человеком?

Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

2) Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см.

В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске ~ страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала:

- Ах, эти ужасные руки; они ниже колен! Ну, разве у нормального человека бывают такие руки?.. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..

 

Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?

Как бы могли помочь Кате в решении ее проблем?

Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

 

11. Задачи на ситуации пренебрежения и неуважения других

1) Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам — на вес золота, и, возможно, ее предложение нарушало его планы. Но же лая смягчить отказ, он продолжил:

- Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону класса, — это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...

Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из-за той ситуации?

Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и учителем просматривается в данной ситуации?

Что можно сказать о самооценке Саши?

Можно ли по этим зарисовкам определить линию поведения учителя?

2) В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный мол человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости, наконец, заняли свои та. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

- Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За лом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседе. Другим он почти не давал и рта раскрыть — говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

 

Дайте оценку поведения юноши,

Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми?

Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека!

Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека?

 

12. Задачи на ситуацию выбора наиболее приемлемого варианта действий

1) Раздается телефонный звонок, и выясняется, что это человек, с которым вы не хотите говорить. Как вы поступите?

2) Вы обещали провести в пятницу вечер с друзьями. Но вдруг звонит вам кто-то другой и предлагает пойти в ту же пятницу на спектакль, который вы очень хотели посмотреть, но знаете, что купить билет сами не сможете. Как вы поступите?

· Скажете своим друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы освободить время для спектакля.

· Откажетесь сразу от затеи похода в театр.

· Ничего не ответите на предложение пойти на спектакль, но все же примете решение о встрече с друзьями.

3) Вы поступили на работу с окладом 5 тысяч рублей в месяц. Ваш работодатель через два месяца решает, что он будет платить вам лишь 3 тысячи рублей. Ваши действия?

 

13. Задача на ситуацию доверия—лжи

Долгое время Света и Надя были хорошими подругами, По субботам они обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой.

Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. ЕЙ было скучно. Она подумала, что ее Подруге тяжело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позвонила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу.

В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.

 

В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками?

Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?

Как бы вы распорядились такой информацией?

 

14. Задача наразвитие самостоятельности и ответственности за свои поступки

- Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.

Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.

- Я согласен, что это произошло не по злой воле, — говорит отец. — Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.

 

Каким образом вы интерпретируйте данную ситуацию?

Обоснуйте позицию отца.

Какова роль примера родителей в формировании ответственности за свои поступки у ребенка?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...