Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Эмоционально - волевая сфера личности




Человек не только познает окружающий мир, но вместе с тем так или иначе относится к тем или иным фактам своей жизни, испытывая различные чувства. Чувства – это психический процесс, сутью которого являются переживаемые в различной форме субъективные отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности, к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства всегда субъективны, зависят от индивидуальности человека, но возникают они на реальные воздействия окружающего мира.

В научной литературе существует несколько точек зрения на проблему соотношения терминов «эмоции» и «чувства». Первая отождествляет эти понятия, используя в качестве синонимов. Вторая считает чувства высшими социальными эмоциями, а эмоции определены как простейшее кратковременное отражение, состояние, связанное с удовлетворением (неудовлетворением) потребностей. Третья – наиболее распространенная: эмоции – одна из форм проявления чувств. Четвертая: эмоции – отражение объективного отношения внешнего мира к организму, чувства – отражение объективных отношений к нуждам личности.

Формы переживания чувств

Эмоции – непосредственные реакции на объект, связанные с оценкой этого объекта. Аффект – бурная, но кратковременная реакция на объект, которая может проявляться в ярких внешних реакциях. Настроение – длительное состояние, окрашивающее в течение значительного времени поведение человека. Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Высшие человеческие чувства – сложные эмоциональные состояния, которые носят социальный характер. Среди них различают: нравственные, связанные с переживанием человека его отношения к другим людям и обществу в целом; интеллектуальные чувства, связанные с переживаниями человека в процессе его познавательной деятельности; эстетические чувства, связанные с переживанием человека прекрасного в природе, искусстве, в жизни людей; чувства в отношении самого себя.

Положительные эмоциональные состояния – радость, ликование, восторг, восхищение, упоение, удовольствие, удовлетворение, умиление, благоговение, воодушевление, очарование, надежда, торжество, гордость, счастье и т. д.

Отрицательные эмоциональные состояния – досада, разочарование, огорчение, уныние, тоска, подавленность, страх, гнев, обида, зависть, негодование, зависть, скорбь, смятение, отчаяние, мстительное чувство и т. д.

«Нейтральные» или амбивалентные состояния – любопытство, интерес, удивление, внимание, скука, равнодушие, спокойствие, смущение, грусть, возбуждение, ожидание, нетерпение, напряжение, азарт, влечение, ревность, умиротворенность, смирение, отстраненность и т. д.

Под волей понимают психический процесс, сутью которого является сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющееся в умении преодолевать внутренние (субъективные, обусловленные усталостью, страхом и т. д.) и внешние препятствия в совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля не дана человеку от рождения, а формируется прижизненно под влиянием условий воспитания и самовоспитания. Отечественные психологи отстаивают мысль о неразрывном единстве воли и деятельности, вне деятельности воли не существует. К числу основных факторов развития воли относятся: личный пример значимых для личности людей; неукоснительное соблюдение организованного режима и культивирование полезных привычек; занятия спортом.

Волевые действия каждого человека индивидуальны и неповторимы. Их своеобразие определяется силой воли, целеустремленностью, инициативностью, самостоятельностью в принятии решения, выдержкой, решительностью, которая проявляется в умении противостоять страху и идти на оправданный риск, настойчивостью, «локусом контроля» как личное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за свои результаты своим действиям.

 

Контрольные вопросы и задания к третьей главе

 

1. Дайте определение понятиям «эмоции» и «чувства».

2. Как соотносятся между собой эмоции и чувства?

3. Какие виды эмоциональных состояний вы знаете? Постарайтесь предложить свои примеры.

4. Дайте определение воле.

5. Каковы индивидуальные характеристики воли? Какими из них обладаете вы?

6. Определите уровень собственной эмоциональной саморегуляции с помощью предлагаемого теста:

1) Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры?

2) Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по комнате?

3) Теряете ли вы самообладание в споре?

4) Прерываете ли вы собеседника?

5) Разговаривая, размахиваете руками?

6) Не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?

7) Говорите ли вы иногда сами с собой?

8) Обижаетесь ли по пустякам?

9) Долго ли вечером не можете уснуть?

 

Оценка результатов

Если у вас набралось 9 «да». Ваше нервное напряжение перешло все границы и вам нужно срочно заняться своим здоровьем. 7 «да» - намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не приведёт к добру. Если среди ваших ответов только 3 «да» или меньше, то можете считать свои нервы в порядке.

 

7. Определите уровень эмоциональной саморегуляции двух-трех студентов группы (по желанию). Проанализируйте результаты.

8. Проведите самодиагностику уровня собственной волевой саморегуляции.

На предложенные 15 вопросов можно ответить «да», «не знаю» или «бывает», «случается», «нет».

1) В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам не интересна.

2) Независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться, а потом снова вернуться к ней?

3) Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное вам?

4) Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на неё с максимальной объективностью?

5) Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?

6) Найдёте ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

7) Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

8) Быстро ли отвечаете на письма?

9) Если у вас вызывает страх предстоящий полёт на самолёте или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

10) Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

11) Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесёт вам немало хлопот, иными словами – являетесь ли вы человеком слова?

12) Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

13) Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приёма пищи, уборки и других дел?

14). Относитесь неодобрительно к библиотечным должникам?

15). Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить срочную и важную работу. Так ли это?

16) Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не казались вам слова противоположной стороны?

 

Оценка результатов

За ответ «да» - 2 балла, «не знаю», «случается» - 1балл,

«нет» - 0 баллов.

0 – 12 баллов. С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что легче и интереснее. К обязанностям относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей.

13 – 21 балл. Сила воли у вас средняя. Когда столкнетесь с препятствием, то начинайте действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, воспользуйтесь им. Неприятную работу выполните, хотя поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.

22 – 30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться – вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дела, которые иных пугают.

 

9. Проведите самодиагностику волевой регуляции. Сделайте объективные выводы и внесите необходимые коррективы в свое поведение и общение с другими людьми.

10. Проведите диагностику волевой регуляции двух-трех студентов из группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...