Бессознательное и установка (д.Н. Узнадзе). Экспериментальные исследования.
Установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Речь о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка - к периоду, который ему предшествует. Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку - это тоже моторная установка. Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка "у страха глаза велики" отражает явления перцептивной установки. Проводились экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе, опыты, которые явились отправной точкой для дальнейшего развития концепции, проходили следующим образом. Испытуемому давали в руки два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар, предположим, давался в левую руку, меньший - в правую. Испытуемый правильно оценивал объемы шаров, и проба повторялась: снова в левую руку давали больший шар, а в правую - меньший, и испытуемый снова правильно оценивал объемы. Снова повторялась проба, и так раз пятнадцать подряд. Наконец, в очередной, шестнадцатой, пробе неожиданно для испытуемого давались два одинаковых шара с той же самой инструкцией: "сравнить их объемы". И вот оказалось, что испытуемый в этой последней, контрольной пробе оценивал шары ошибочно: он воспринимал их снова как разные по объему. Зафиксировавшаяся установка на то, что в левую руку будет дан больший шар, определяла, или направляла, перцептивный процесс: испытуемые, как правило, говорили, что в левой руке шар меньше. Правда, иногда ответы были такие же, как и в установочных пробах, т. е. что в левой руке шар больше. Ошибки первого типа были названы контрастными иллюзиями установки, ошибки второго типа - ассимилятивными иллюзиями установки. Установка в данном случае была действительно неосознаваемой.
Проблема объективного метода в психологии поведения. Предмет и задачи психологии поведения. Схема s - r. Общее представление о научении. Данная проблема является одной из центральных методологических проблем психологии. Познавательная ситуация в психологии очень трудна в силу того, что предмет исследования имеет сложнейшую систему детерминации, а объект познания является одновременно и его субъектом. Психология относится к наукам, где факт максимально зависим от метода его получения. Поэтому проблема создания объективного метода становится особенно трудноразрешимой. Впервые проблема объективного метода была поставлена в бихевиоризме (Дж. Уотсон, 1913). Как известно, единственным объективным методом изучения психики в бихевиоризме были признаны наблюдение и эксперимент.
По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Задачи классического бихевиоризма. 1) Изучение поведения, которым Уотсон называет установление закономерных связей между стимулами и реакциями, уже сложившихся связей между внешним воздействием и скажем поведенческим ответом. 2) Управление поведением. Уотсон приходит в психологию с идеей психолога практика – не только изучать, но и управлять поведением. Управление – это установление таких внешних воздействий (условий), которые бы приводили к желаемым реакциям.
Дж.Уотсон использует понятие стимула и предлагает следующую знаменитую формулу: S - R (стимул - реакция). Затем он делает следующий шаг: объявляет отношение S - R единицей поведения и ставит перед психологией следующие задачи: - выявить и описать типы реакций; - исследовать процесс их образования; - изучить законы их комбинаций, т.е. образования сложного поведения. В качестве общих окончательных задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т.е. по S предсказывать R, а по R заключать об S. Довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S - R для объяснения поведения: как правило, " S " и " R " находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или "промежуточные переменные" (V), в результате чего схема приобрела вид: S - V - R. Под "промежуточными переменными" Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. Научение — относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой. 1 Реактивное научение - при котором вырабатываются новые реакции на раздражители. Это пассивная форма научения: для приобретения новых реакций живое существо не производит никаких действий над внешней средой. - Привыкание и сенсибилизация(спать под громкие звуки и наоборот, пугаться даже тихого восле громких) - Импринтинг(гуси бегают за мамой) - Классическое обусловливание формирование классических (павловских) условных рефлексов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|