Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и правила обучения, их характеристика.




В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. Рассмотрим их и отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов.

Принцип научности

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, на­копленному мировой цивилизацией.

Правила реализации требований принципа научности:

· использование логики и языка изучаемой науки;

· изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов наукой;

· использование методов конкретной науки;

· изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений и формирование диалектического склада мышления;

· обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе выделения их существенных сторон;

· использование в обучении научных методов познания природных и общественных явлений.

Принцип доступности

Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нрав­ственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.

Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил:

· объяснять простым, доступным языком;

· управлять познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения;

· учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, домини­рующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников;

· использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопостав­ление и другие приемы;

· в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;

· введение каждого нового понятия должно не только логически выте­кать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;

· доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя ра­ботоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять вес более длительную и интенсивную мыслительную деятельность.

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности в обучении требует осознан­ного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практи­ческой деятельности.

Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:

• добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоя­щей работы;

· использовать увлекательные факты, сведения, примеры;

· применять наглядные пособия, использовать технические средства;

• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;

· использовать активные и интенсивные методы обучения;

· логически увязывать неизвестное с известным;

· учить учащихся находить причинно-следственные связи;

· поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.

Принцип наглядности

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрываю­щих применение принципа наглядности:

· наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и яв­лений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;

· лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;

· то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается;

· наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;

· не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучае­мых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мыш­ление;

· наглядность использовать нс только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;

· по мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной;

· использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмер­ное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного; наглядность должна эстетически воспитывать;

· учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности в обучениипредполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:

· деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;

· использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;

· формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;

· осуществление межпредметных связей;

· проведение уроков обобщения и систематизации;

Принцип прочности

Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закреп­ление в памяти учащихся.

Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:

· обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную актив­ность;

· подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся;

· новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опира­ется на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые вос­принимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счет новых обогащаются и углубляются);

· используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения. Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эф­фективность усвоения;

· активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного и т. п.;

· процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...