Принципы и правила обучения, их характеристика.
В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. Рассмотрим их и отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов. Принцип научности Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Правила реализации требований принципа научности: · использование логики и языка изучаемой науки; · изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов наукой; · использование методов конкретной науки; · изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений и формирование диалектического склада мышления; · обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе выделения их существенных сторон; · использование в обучении научных методов познания природных и общественных явлений. Принцип доступности Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал. Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил: · объяснять простым, доступным языком; · управлять познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения;
· учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников; · использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы; · в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому; · введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения; · доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять вес более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Принцип сознательности и активности Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил: • добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы; · использовать увлекательные факты, сведения, примеры; · применять наглядные пособия, использовать технические средства; • вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний; · использовать активные и интенсивные методы обучения; · логически увязывать неизвестное с известным; · учить учащихся находить причинно-следственные связи; · поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе. Принцип наглядности Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности: · наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;
· лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; · то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается; · наглядность использовать не как цель, а как средство обучения; · не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление; · наглядность использовать нс только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний; · по мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной; · использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного; наглядность должна эстетически воспитывать; · учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности. Принцип систематичности и последовательности Принцип систематичности и последовательности в обучениипредполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил: · деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки; · использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала; · формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи; · осуществление межпредметных связей; · проведение уроков обобщения и систематизации; Принцип прочности Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил: · обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность; · подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся; · новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счет новых обогащаются и углубляются); · используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения. Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эффективность усвоения; · активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного и т. п.; · процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|