Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формулировка и обоснование проблемы исследования




Исходные моменты, с которых начинается долгий путь социолога-эмпи­рика к составлению программы научного исследования, — это проблемная ситуация и проблема исследования.

Четкая формулировка проблемной ситуации на 60—70% предопределяет конечный успех. На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, к результатам предшеству­ющих социологических исследований собственной и других социологических служб, к анализу экономического, тех­нического и организационного контек­ста проблемы, к опросу экспертов. В социологии понятие проблемной ситуации трактуется как противоречие между знанием о потребностях лю­дей в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием конкретных путей достижения конечных результатов. Проблем­ная ситуация обусловлена незнанием законов тех явлений или объектов, которыми приходится оперировать. Незнание законов порождает незнание конкретных путей. В основе проблемной ситуации лежит социальное про­тиворечие, нерешенные вопросы. Неразрешенное противоречие, как и от­сутствие знания, — это начальная точка научного исследования, разрешен­ное противоречие и полное знание — конечная. Устраняя противоречие — сначала изучив его средствами социологии, а затем, разработав практичес­кие мероприятия и внедрив их, — социолог приводит реальное состояние в

соответствие с желаемой целью.

В прикладном исследовании, которое проводится по инициативе заказчика, в виде проблемной ситуации формулиру­ется этот самый социальный заказ. Он представляет собой указание на какое-либо социальное противоречие либо на неудовлетворительное положение дел.

После определения проблемной ситу­ации нужно сформулировать проблему. Проблема исследования представляет со­ бой так называемое состояние «знания о незнании» (по выражению В.А. Ядова) определенных сторон явления. Без правильной ее формулировки невозможно провести качественное исследование.

Иногда социологи совершают типичную ошибку, отождествляя тему иссле­дования с проблемой. Например, такие выражения, как «проблема текучести кадров» или «проблема женского пола», не могут быть проблемами исследо­вания, это —темы; проблема должна формулироваться более конкретно. Уме­ние грамотно поставить проблему исследования, вывести ее из проблемной си­туации — особое искусство, одно из свидетельств квалификации социолога. В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное противоречие, определя-

ющее ее) и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных опре делений. Если проблема не «урезана» до необходимых размеров, всегда ос тается опасность, что социолог будет искать ответ не на одну, а на множе ство проблем, а стало быть, как следует, не решит ни одной.

Браться за изучение нескольких про блем в рамках одного исследования не целесообразно, поскольку это усложня ет инструментарий и делает его излиш не громоздким, что, в свою очередь снижает, во-первых, качество собирае мой информации, во-вторых, оператив ность исследования (что ведет к старению социологических данных).

Социологу нужно «перевести» проблемную ситуацию в формулировку про блемы. Это означает, что он должен проделать анализ проблемной ситуации -специальную аналитическую работу, включающую решение следующих зада1;

1. Как можно полнее представить себе структуру проблемной ситуациивычленить наиболее существенные ее элементы и факторы и определить,каким научным дисциплинам они относятся. Это поможет четко обозначитименно социологическую проблему, решение которой принадлежит компетенции социологов, а не экономистов, технологов и т.д. Например, проблемэффективности экономической учебы включает аспекты, связанные с социологией массовой коммуникации, социальной активностью личности и ее информационными потребностями. А недостаточная эффективность форм бригадной организации труда может быть в значительной степени следствием катехнологических, так и экономических условий, тогда социологическое исследование может лишь показать социальные последствия отрицательного алияния этих фундаментальных факторов, но не даст средств для радикально гразрешения проблемной ситуации. В практике работы социологических служдовольно часто встречается необоснованное расширение их компетенции зсчет экономических или технологических проблем. Поэтому четкое разгрангчение предметных аспектов проблемной ситуации для социолога являетежизненно важным — это позволяет выбрать для исследования именно те цели задачи, которые доступны для решения социологическими методами.

2. Вычленить уже известные, явные компоненты проблемной ситуацшкоторые не требуют специального анализа и выступают как информационнабаза для рассмотрения неизвестных элементов. Например, при изучении прсблемной ситуации в связи с текучестью кадров выделяется удельный вес разли1ных ее видов: а) неизбежная текучесть (естественный отток, связанный со сме{тью, инвалидностью, уходом на пенсию); б) общественно необходимая текучее(служба в армии, направление на учебу, наказания за преступления и т.д.); в) ofщественно допускаемая текучесть (смена работы по семейным обстоятельства!воспитание детей, образование семьи и др., смена профессии или профессшнальный рост и т.п.); г) нежелательная текучесть, доступная управленческивоздействиям (ситуационные решения об уходе вследствие конфликтов, разр'шимых в коллективе предприятия; неинформированность о возможностях р'шения личных проблем работников, нарушение процесса адаптации работн!ков с малым стажем и т.п.). Если первые три компонента описываются ведо>ственной статистикой, то структура последнего требует специального изучен!и может явиться центральной проблемой исследования.

Рис. 4. Проблемная ситуация, связанная с текучестью кадров

3. Выделить в проблемной ситуации главные (существенные) и подчинен­ные (второстепенные) компоненты. Например, в одном из исследований про­блемная ситуация обозначалась как недостаточное использование социальных факторов для повышения производительности труда. Автор установил следую­щие группы факторов: а) возможность эффективно работать (трудо- и работо­способность); б) умение эффективно работать (образование и квалификация); в) желание эффективно работать (отношение к труду). Вычленив в качестве глав­ного последний фактор (отношение к труду), автор сформулировал проблему исследования как противоречие между ведущей ролью этого фактора в повы-

Врезка

Если цель ориентирует на конечный результат, то задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации це­лей исследования.

Цель чаще всего берут из названия (темы) ис­следования. Пример: тема — «удовлетворен­ность работников трудом», цель — «определить субъективные показатели удовлетворенности работников трудом». Затем определяются зада­чи. Например, «определить степень удовлетво­ренности работников зарплатой (содержанием труда, отношениями и т.д.)». На основании за­дач формулируются вопросы анкеты. Каждой задаче должен соответствовать хотя бы один вопрос.

Проблемная ситуация и перевод ее в систему целей и задач исследования на практике описы­вается обычно фразой «выход из сложившейся ситуации». Приведем несколько примеров, об­наруженных в Интернете:

1. Сегодняшняя медицина сталкивается с мас­сой проблем. Это и увеличение числа особоопасных инфекций, и сокращение финансиро­вания, и снижение рождаемости с одновремен-

ным ростом смертности населения. Где искать выход из сложившейся ситуации?

2. Пока в стране не будет дисциплины, порядкаи культуры — все усилия и деньги, выделяемые

шении производительности труда и недостаточным его учетом. Следствием этогс являются более конкретные, частные противоречия. Например, противоречие между высоким уровнем квалификации работника (умением) и низкой заин­тересованностью (желанием) максимально реализовать это умение.

Формулировка проблемы исследования, основанная на всесторонне\ анализе проблемной ситуации, предполагает вычленение и четкое описание той части социального противоречия, которая не обеспечена необходимое информацией, не имеет готовых решений и доступна исследованию социо логическими методами.

Специалисты предлагают подходить к выбору, формулировке, изучению i решению проблемы исследования в прикладной социологии, широко исполь зуя научную литературу. Обращаться к литературе надо не сразу при разработк программы, как это делают академические ученые, а позже, после составле ния программы и уяснения практических задач. Обращение к литературе слу жит социологу-прикладнику источником типовых решений, а не теоретичес кой модели (В.А. Ядов). Может так случиться, что в литературе уже имеете готовый способ решения проблемы исследования, а прикладнику остаетс только приспособить его к конкретной ерлуации. Полезно завести специал! ную картотеку с типичными решениями проблем исследования — это избавр от дублирования и ненужного повторения того, что хорошо изучено другим:

В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологиче* кого и предметного характера. Гносеологические проблемы порождены н< достатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальнь процессов. Предметными проблемами принято называть противоречи вызванные столкновением интересов групп населения либо социальнь институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества.

По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, за рагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальнь профессиональных, политических и других групп, социальных институтов, пр изводственных предприятий, государственных и коммерческих учреждений и т

на различного рода программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией и наркоманией, будут потраче­ны даром и не дадут никакого эффекта. Где ис­кать выход из сложившейся ситуации?

3. Депутат Н охарактеризовал демографическуюситуацию в стране как близкую к катастрофе —каждый год мы теряем миллион россиян, в товремя как среднероссийский показатель суммар­ной рождаемости не превышает 1,3 рождения наодну женщину (против 2,15 необходимых длявоспроизводства населения). Нация неуклонновымирает. Если не остановить эту тенденцию, точерез несколько десятков лет Россия не сможетУдержать территории Сибири и Дальнего Восто­ка. Где искать выход из сложившейся ситуации?

4. Случается всякое. Если святость Церкви неподлежит сомнению, то это не значит, что слу­ги ее безгрешны. Вообще, священнослужителине должны быть чрезмерно богатыми людьми.Например, все архиереи (это высшие посты в

православии) — монахи. Для них накопите ство недопустимо. Все пожертвования они д жны употреблять на дела Церкви, наприм раздавать нуждающимся. Но так уж сложилс что у нас из-за множества верующих у свящ нослужителей волей-неволей накапливал) значительные средства. Где искать выход сложившейся ситуации? 5. Меры, предпринимаемые правительство Банком России по активизации инвестицией го процесса, нормализации денежного обра ния и преодолению неплатежей, по peuiei проблемы государственного долга и бюдже^ го кризиса, до сих пор оказывались неэфе! тивными: инвестиции из года в год снижаю неплатежи нарастают, цена обслуживания п дарственного долга в последние месяцы bi резко возросла, собираемость налогов ост ся на низком уровне. Где искать выход из жившейся ситуации?

По масштабам распространенности проблема может носить общенациональ­ный, региональный или местный характер. По времени действия проблемы де­лятся на кратко-, средне- и долгосрочные. Неудовлетворенность персонала фир­мы стилем руководства менеджера относится к кратковременной проблеме, поскольку ее можно решить в течение недели-месяца. Проблему адаптации того же персонала к новой форме организации или оплаты труда следует от­нести ко второму типу, а вот проблему адаптации его к рыночным условиям правильнее квалифицировать как долгосрочную. Действительно, эмпиричес­кие исследования показывают, что на ее решение уходит от 3 до 5 лет и более.

По глубине противоречия различают проблемы одноплановые, когда затраги­вается одна сторона социального явления (например, отношение сельских жи­телей к частной собственности на землю), и системные, касающиеся множества сторон явления, отражающие их дисбаланс (например, изменение взаимоотно­шений в семье как социальном институте, когда затрагиваются процессы рас­пределения ролей, формы социализации, межличностные конфликты).

При выборе и определении проблемы исследования возникает несколько типичных ошибок. Первая уже названа — отождествление темы и проблемы. В ме­тодических рекомендациях, изданных Центром НОТ «Темп» Одесского государ­ственного университета им. И.И. Мечникова, в числе восьми актуальных про­блем трудовых коллективов названы «совмещение профессий», «престиж и при­влекательность рабочих профессий», социальные аспекты развития содержания труда», «свободное время работников», «удовлетворенностьработников социаль­но-культурными и жилищно-бытовыми условиями». По существу, это не про­блемы исследований, а его темы или названия рубрик, по которым необходимо собирать эмпирическую информацию. Сбор первичной информации позволяет описать существующее положение дел, и если информация структурирована, создать дескриптивную модель. Но это лишь полшага. Надо построить еще нор­мативную модель, т.е. знать желаемое состояние (скажем, сократить текучесть кадров с 30 до 12%). Различие (в сильном варианте — противоречие) между дес­криптивной и нормативной моделями составляет содержание проблемной ситу­ации. Стало быть, первоначальную тему исследования можно перевести на язык проблемной ситуации, т.е. определить различие между реальным (дескриптив­ная модель) и желаемым (нормативная модель) состояниями. А на основе анали­за проблемной ситуации уже формируется проблема исследования.

Вторая ошибка определения проблемы исследования — отождествление ее с социальной проблемой в целом. Оба понятия во многом сходны, в их основе ле­жит социальное противоречие, осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должным. И в том и другом случае противоречие создает проблемную ситуацию, ив том и в другом случае оно осоз­нается субъектами. Но в проблеме исследования субъектом выступает индивид, а в социальной проблеме — большие социальные группы людей. Следователь­но, проблема исследования — лишь часть социальной проблемы, ее конкретная сторона. Подобная ошибка встречается и в учебных пособиях: в «Словаре при­кладной социологии» говорится о том, что «проблемная ситуация, связанная с исследованием процессов развития коммунистического труда, может выступать как социальная проблема превращения труда в первую жизненную потребность». Иногда совершаются и другие ошибки. Так, вкнигеА.А. ДикаревойиМ.И. Мир­ской «Социология труда» (1989) написано, что проблемой исследования может выступить несоответствие между стремлением молодежи содействовать делу пе-

рестройки и теми ограничениями самостоятельности, инициативности, кото­рые еще нередки в трудовых коллективах. Никакого состояния «знания о не­знании», как и проблемы исследования, здесь нет. Авторы заранее знают, что молодежь стремиться содействовать делу перестройки (как? в чем это выража­ется?), проявляя самостоятельность и инициативность (разве эти качества прису­ши только ей?), но встречает ограничения. Скорее это гипотеза, а не проблема исследования, так как собранная информация должна будет лишь проиллюст­рировать столь категорическое суждение. Подобный случай (довольно распро­страненный) — пример постановки псевдопроблемы.

Третья ошибка в постановке проблемы исследования может заключаться в его отождествлении с задачами исследования. В отличие от задач исследо­вания, которые носят конкретно-практический характер, проблема исследо­вания носит характер абстрактно-теоретический.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...