Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая интерпретация




Иначе логический анализ называют теоретической интерпретацией поня­тий 9. Теоретическая интерпретация понятий имеет своей целью создание тео­ретической модели. Это обобщенное выражение проблемной ситуации в науч­ном знании. В конкретных условиях каждый раз по-новому складываются со­отношения информации, которая имеется у социолога до начала исследования

Термин «теоретическая интерпретация» не совсем уместен при составлении теоретической модели предмета исследования. Правильнее его употреблять на заключительной стадии исследования, ког­да социолог собрал анкеты, ввел данные в компьютер и получил нужные распечатки. В руках у него эмпирические данные. Вот их-то и следует подвергать процедуре теоретической интерпретации. Только в такой связке — теоретическая интерпретация эмпирических данных — уместен данный термин. Но поскольку в отечественной литературе весьма вольно поступают с ним, то придется дать традиционную трактовку теоретической интерпретации понятий.

и которую ему предстоит получить. Различны и сочетания факторов, влияющих на формирование проблемной ситуации. Элементарные требования к социологу предполагают, что в теоретической части программы он определит ключевые понятия применительно именно к этой проблемной ситуации.

Таким образом, теоретическая интерпретация, раз уж мы воспользовались этим понятием, включает три типа процедур:

дескриптивная интерпретация, или четкое, ясное и однозначное опи­сание тех понятий, которые вы собираетесь использовать при построениисвоей модели;

^структурная интерпретация, которая предполагает наведение поряд­ка среди описанных понятий, их упорядочение, выявление взаимных свя­зей и т.д.10;

факторная интерпретация установление связей (иногда выраженныхв количественных величинах) между исходными понятиями и переменными.

Проблемная ситуация описывается ее участниками в терминах практиче­ской деятельности. В зависимости от житейского опыта, стажа работы или культурного уровня людей их мнения более или менее адекватно отражают проблемную ситуацию и способы ее решения. Именно на такой способно­сти основано использование метода экспертных оценок. Однако практиче­ское сознание подвержено влиянию групповых и индивидуальных интере­сов. Поэтому социолог должен описать проблемную ситуацию в строгих на­учных терминах, которые потом будут использоваться при разработке инструментария для сбора данных и теоретической интерпретации.

Умение определять понятия и термины — высокое и сложное искусство, ему сразу не научишься, необходимы большой запас знаний и немалый опыт. Всякий раз социолог задает себе вопросы: что такое город, что такое семья, что такое солидарность и т.д.? Неправильно определил понятие — и не туда уехал, не в том научном направлении. К примеру, город можно определить как населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сферы сельского хозяйства. Но что такое определение даст социологу? Есть ли здесь социологический взгляд на мир? Необходимо ли куда-то включить соци­альную общность, особый образ жизни, социокультурные функции города и т.п.? Например, мы можем описать город следующим образом:

ГОРОД — населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сферы сельского хозяйства. Городом называется сконцентрировавшаяся в одном месте, постоянная и относительная крупная общность людей, не производящих для себя продуктов питания. Как правило, город — это про­мышленный узел и крупный культурный центр. Город — это место, где осу-щестшшется материальная и духовная деятельность человека. Его конкрет­ное назначение состоит в удовлетворении материальных потребностей, а абстрактное —духовных устремлений. Поэтому город имеет изменяющий­ся и статичный характер. Он динамичен, так как в нем происходит обмен информацией и материальными ценностями, он статичен, поскольку в нем отводятся специальные места для религиозных, административных, ком-Структурная интерпретация в такой подаче означает практически то же самое, что логический ана­лиз понятий, ибо у них одинаковые цели — упорядочить, навести порядок, выявить связи во все­ленной теоретических терминов и категорий. В результате всплывает новая подробность соотноше­ния двух терминов. Раньше мы говорили об их неэквивалентности, теперь можно уточнить и ска­зать, что логический анализ выступает более узким и частным понятием, нежели теоретическая интерпретация.

мерческих и т.п. зданий. Современные города делятся на малые (до 50 тыс.), средние (50—100 тыс.), крупные (250—500 тыс.), крупнейшие (500 тыс. — 1 млн) и города-миллионеры (свыше 1 млн жителей). У многих крупных городов возникают города-спутники. Город-спутник — это город или по­селок городского типа, развивающийся близ крупного города и составля­ющий с ним единую систему. Часто города и города-спутники объединя­ются, образуя городские агломерации, которые могут быть объединены в мегалополисы. В зависимости от предметной специализации деятельнос­ти большинства жителей городаделятся на универсальные (многопрофиль­ные, равно представленные всеми отраслями) и специализированные (тек­стильные, горные, аграрно-промышленные, торговые, ремесленные, шах­терские, наукограды, военные городки), живые и мертвые, города-памятники, города как религиозные, политические, культурные, экономические центры страны, столичные и нестоличные города и др.

Таков пример развернутого определения понятия «город», которое мы не стали приводить во всех подробностях, ибо это могло бы занять ни одну стра­ницу. Важно понять, что развернутое теоретическое определение исходных понятий облегчает дальнейшее составление программы исследования, ибо помогает вполне органично переходить к следующим этапам, например, операционализации понятий, а в самом конце исследования — к интерпре­тации эмпирических данных.

Когда мы, таким образом, оттолкнувшись от первоначального опреде­ления города, начинаем изыскивать все новые аспекты проблемы, тесно связанные с социологией, мы не только проводим верную дескриптивную интерпретацию, но и переходим к следующему шагу — структурной интер­претации, т.е. осуществляем описание структуры в виде последовательно­го развертывания содержания исходных и наиболее общих понятий через систему более частных. Например, понятие «удовлетворенность трудом» оп­ределяется через удовлетворенность специальностью, содержанием и харак­тером работы, оплатой труда, отношениями с товарищами по работе и с бли­жайшим руководством, наконец, как целостное эмоционально-оценочное отношение работника ко всему комплекту элементов рабочей ситуации.

Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет ис­следования, необходимо провести факторную интерпретацию тех же самых понятий, т.е. показать их связи с объективными и субъективными фактора­ми. Например, можно выделить такие объективные факторы удовлетворен­ности трудом, как его условия и организация, уровень заработной платы, функциональное содержание труда и т.д. К субъективным факторам отно­сятся индивидуальные характеристики рабочего (социально-демографичес­кие и ролевые: пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы), а также субъективные факторы удовлетворенности трудом. Они подразделя­ются на относящиеся к сфере сознания (производственная информирован­ность, место труда в системе жизненных ценностей, мотивация трудовой деятельности) и к сфере поведения и результатов трудовой деятельности (вы­полнение плановых заданий, уровень дисциплинированности, инициатив­ность в работе, качество изготовляемой продукции).

Структурная и факторная интерпретация исходных понятий (как пред­варительный системный анализ") отражает априорные (до начала исследо-

См.: Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1972. С. 59-62.

вания) представления социолога о предмете исследования, которые образу­ют его гипотетическую модель и служат основой для формирования рабочих гипотез.

Выдвижение гипотез

Совокупность гипотез отражает богатство и возможности теоретической концепции, общую направленность исследования.

Их предварительное выдвижение может предопределить внутреннюю ло­гику всего процесса исследования. Ги­потезы — это явно или неявно выражен­ ные предположения о характере и при­чинах возникновения изучаемой проблемы.

Например, если в ходе анализа причин неуспеваемости в вузе выдвига­ются предположения о 1) низком качестве преподавания ряда предметов, 2) отвлечении студентов от учебы на дополнительные заработки, 3) нетре­бовательности администрации к успеваемости и дисциплине, 4) просчетах в конкурсном приеме в вуз, то именно их и следует проверять в исследовании. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только

Врезка

Примером удачного выдвижения и проверки гипотезы в ходе эмпирического исследования может служить проведенный И.М. Поповой в 1970—1974 гг. на промышленных предприяти­ях (преимущественно на судоремонтных заводах и в порту) в Одессе анкетный опрос'. Целью изучения являлось раскрытие структуры трудо­вого сознания и влияния на поведение рабочих материальных стимулов (зарплаты). Еще на стадии построения теоретической моде­ли предмета исследования социолог выдвину­ла предположение: «Удовлетворенность зарпла­той обусловлена не только ее фактической ве­личиной, но и принципиальной возможностью иметь большую зарплату. Чем ближе реальная зарплата к той, которая в принципе возможна, тем выше должна быть удовлетворенность зар­платой. Принципиально возможная зарплата — это и есть социальная норма зарплаты»". Выбрав в качестве эмпирического референта понятия «социальная норма зарплаты» статисти­ческий показатель среднепрогрессивной зарпла­ты, И.М. Попова задалась целью проверить пра­вильность данного положения. Предстояло чисто эмпирическими средствами ответить на вопрос: зарплату какой группы людей работник соотносит

Попова И.М. Стимулирование трудовой дея­тельности как способ управления. Киев: Нау-кова думка, 1976. " Там же. С. 100.

со своей, когда решает проблему, что для него вы­ступает «социальной нормой». Дальнейшая логи­ка теоретической интерпретации неизбежно дол­жна была разворачиваться по линии углубления в понятийный аппарат социальной психологии. В ход пошли понятия референтной группы и иден­тификации. В качестве референтной И.М. Попо­ва брала собственную профессиональную группу работника. Определение того, что или кто высту­пает для конкретного человека референтной груп­пой, требует не теоретических умозаключений, а опытной, можно сказать, даже эксперименталь-

ной проверки. Почему этот вопрос является не таким простым, как может показаться? В конце 80-х — начале 90-х гг. по стране прокатились шахтерские забастовки. На первом этапе речь не шла о выплате задержанной на несколько меся­цев зарплаты, как это происходило в середине 90-х гг. Среди требований шахтеры выдвигали по­началу повышение зарплаты. Притом они также ориентировались на некий, интуитивно ощущае-

предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипо­тезы, часто зависит то, какими будут методы исследования. Так, гипотеза о низком качестве преподавания требует проведения экспертного опроса, а гипотеза об отвлечении студентов на приработки — обычного опроса респон­дентов.

Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предваритель­ной информацией, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии. Описательные, поисковые ис­следования могут не иметь гипотез, но аналитические, изучающие причин­ные связи, функциональные зависимости, как правило, всегда базируются на гипотезах о том, какие именно параметры связаны зависимостями, како­вы характер, направленность и сила таких зависимостей. Пример рабочей гипотезы — уровень трудовой дисциплины больше зависит от воздействия мастера на организацию труда, чем от личного примера мастера в отноше­нии трудовой дисциплины.

В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий ги­потезы делятся на основные и выводные (гипотезы-следствия), т.е. они об­разуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Пример основной гипотезы: «Степень согласованности удовлетво­ренности трудом с текучестью кадров будет в значительной степени опреде­ляться как имеющимися у той или иной социальной группы объективными

мый, но явным образом не проявляемый соци­альный стандарт зарплаты. Они считали, что по тем тяжелым условиям труда, в каких приходит­ся трудиться под землей, платить надо чуть ли не по-министерски. Они прямо указывали на то, что чиновники получают много, а работают мало. Та­ким образом, референтной группой для них выс­тупала не своя профессиональная группа, а со­всем другая. И в середине 90-х гг., когда всем шахтерам стали помногу задерживать зарплату, собственная профессиональная группа никак не могла выступать в роли референтной. После просчета плотности связей (ранговой корреляции) между средней зарплатой и удов­летворенностью зарплатой, между среднепрог-рессивной зарплатой и удовлетворенностью зарплатой, И.М. Попова пришла к выводу: «Предположение о том, что социальной нормой зарплаты является среднепрогрессивная зар­плата социально-профессиональной группы можно считать, нам кажется, вполне обоснован­ной гипотезой»'". Подтверждение гипотезы про­водилось с соблюдением самых строгих научно-методических требований. Учитывались малей­шие нюансы. Это касается не только гипотезы о социальной норме зарплате, но и всех других гипотез, выдвинутых и затем проверенных в ис-

Попова И.М. Стимулирование трудовой дея­тельности как способ управления. Киев: Нау-кова думка, 1976. С. 101.

следовании. Так, было выдвинуто предположе­ние о том, что «наиболее тесная связь должнасуществовать между удовлетворенностью зара­ботной платой и оценкой тех элементов рабо­чей ситуации, от которых зависит уровень зар­платы». Когда были сопоставлены два ряда ве­личин, то оказалось, что, действительно,наиболее значимыми для удовлетворенностиоказались оценки соответствия работы, квали­фикации и организации труда"". Эмпирическиеданные подтвердили, что «различие в реальнойзарплате не совпадает с различием в индексахоценок соответствия работы квалификации, т.е.представление работников о соответствии ра­боты квалификации примерно одно и то же вразличных по уровню зарплаты группах. Оцен­ка же организации труда работниками с различ­ным уровнем зарплаты неуклонно понижаетсяпри увеличении зарплаты. Объясняется это тем,что увеличение зарплаты, как правило, зависитот опыта работы и уровня квалификации. Сни­жение индекса оценки организации труда помере увеличения зарплаты подтверждает такжеобнаруженный нами факт высокой требователь­ности опытных и квалифицированных работни­ков к такому элементу рабочей ситуации, какорганизация труда»

*"' Там же. С. 103. Там же. С. 103-104.

и субъективными возможностями для реализации их отношения к труду и фактическом поведении (в частности, в актах увольнения и выборе нового места работы), так и адекватностью осознанного отношения к труду, потреб­ностям — интересам и репрезентации данного отношения к вербальной удов­летворенности»12. Строго говоря, здесь не одна, а несколько гипотез о фак­торах, определяющих степень согласованности между удовлетворенностью трудом и текучестью кадров. Эти гипотезы раскрывают следующие вопросы: а) объективные возможности реализации отношения к труду в фактическом поведении (есть ли возможности найти новое место работы); б) субъектив­ные возможности для такого поведения (знает ли о них работник и считает ли для себя приемлемым такое поведение); в) адекватно ли осознается ра­ботником связь между его отношением к труду и его личными потребностя­ми и интересами; г) отражается ли в его ответах на вопросы анкеты его дей­ствительное отношение к труду.

Гипотеза-следствие из основной гипотезы формулируется авторами как предположение о том, что поскольку состояние названных компонентов (субъективные и объективные причины смены места работы) различны у возрастных и квалификационных групп, то и теснота связи между удовлет­воренностью трудом и текучестью кадров будет здесь различной.

Следующая гипотеза, основанная на предыдущей: более тесная связь меж­ду удовлетворенностью трудом и текучестью кадров будет у работников с небольшим стажем работы и низким уровнем квалификации.

Умение формировать гипотезы также необходимо прикладному социоло­гу, как и академическому исследователю. Это не праздные теоретические уп­ражнения и не «игра в понятия», а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если авторами исследования были сформули­рованы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки: подтвер­ждения или опровержения. Если гипотез не было на «входе» исследования, то на «выходе» социолог, как правило, беспомощно описывает в отчете процент­ные распределения ответов на вопросы анкеты и предлагает тривиальные прак­тические рекомендации, очевидные на уровне здравого смысла.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...