Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространственный интеллект




Какое точное расстояние от вашего дома до ближайшей заправки? За эти знания и умения ориентироваться в пространстве, способность визуально реконструировать у себя в воображении любую объёмные сцену – отвечает пространственный интеллект. Показательный пример, у кого лучше всего развит: водители -дальнобойщики, футболисты, архитекторы….

Математический интеллект

Как у вас было с математикой в школе? Ваша оценка по этому предмету точно соответствует вашей умности в этом. Данный случай, я думаю, не нуждается в примерах.

Речевой интеллект

Оценки по языкам и ваши способности к иностранным – выражают этот вид интеллекта. Часто тесты проверки как умственных способностей, так и другие психологические тесты, основаны с речевым интеллектом. Другими словами – если вам тяжело составлять речевые конструкции или даже чтение дается с трудом – стандартные псих. тесты – для вас не точны. (тест на IQ заведомо даст ложный результат). К счастью, он легко развивается, было бы только желание.

Социальный интеллект

Умение общаться, быть душой компании, способность повести за собой людей – это не полный перечень за что отвечает социальный интеллект. Это один из фундаментов для построения личного счастья. Часто людям с ярко выраженным социальным умом – доверяют больше, чем они того заслуживают, и прощают больше. Примеры: политики, ораторы… Любопытно то, что быть интересным, это не значит быть экспертом в той области о которой этот человек так интересно выражается.

Сексуальный интеллект

Ему посвящены все курсы по пикапу (соблазнению), многие тренинги уверенности в себе. Это умение «договорится» с противоположным полом. Думаю вам известны случаи, когда девушка или парень, весьма умны и хороши собой, но выбирают не ту пару. Да все просто: у тех, кого они «выбрали», хорошо развит сексуальный интеллект, они знают как увлечь собой.

Чувственный интеллект

Этот интеллект до недавней поры игнорировался. Это способность пользоваться всеми пятью физическими чувствами (плюс «шестое чувство» — интуиция). Примеры: успешный музыкант, художник, кулинар… Если хотим добиться успеха в том, что можно ощутить нашими органами обаяния – нужно развивать именно этот интеллект. Интересно то, что ученые установили – это не просто данность природы – видеть, слышать, и т.д., а настоящее умение которое развивается. Теперь понятно, почему у древних индейцев всего было 8 оттенков цвета, другие цвета – они просто не видели! (у эскимосов более 20 характеристик снега, но мы даже не догадываемся, что снег бывает разный)

Личностный интеллект

Самопознание – вот ключевая характеристика этого интеллекта. Отвечает за то, насколько вы себя знаете, уверенны в себе. Ведь верно и объективно смотреть на цели в жизни, и на свои способности их реализовать – определяющий фактор успеха! (Удачливые люди берут тяжёлые цели, а неудачники берут — неосуществимые).

Духовный интеллект

Гуманизм в высшее ее степени – характеризует людей с высоким духовным интеллектом. Без разнице к какой вере принадлежит человек или к какой конфекции – главная цель таких людей: чтоб наши дела были всем во благо! Духовный интеллект развит в каждом – это наше внутреннее понимание добра и зла, что правильно, а что нет.

Творческий интеллект

Отвечает за умение изобретать новое, или находить другое примените традиционному. Хорошая новость в том, что его можно улучшить. Обычно, все гении наделенный очень высоким творческим интелектом.

№26 Роль наследственности и среды в развитии интеллекта

Различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы.

Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны – гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.

Тесты интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта различны. Иногда они адресуются к словесно-логическому мышлению; когда-то направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; в некоторых случаях позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.

(Штерн-первый создал тест на IQ)

вые тесты интеллекта: Тест Векслера (для взрослых,для детей)

 

№27. Внимание как психический феномен.Виды Внимания:произвольное непроизвольное послепроищвольное

Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Непроизвольное – имеет рефлекторную природу. Не требует волевых усилий субъекта. Непроизвольное внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д.

Произвольное – обусловлено волевыми усилиями субъекта. Возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Основной вид внимания, который обеспечивает учебную деятельность. Длительность: у младших школьников – 15-20 минут, у взрослого – столько, сколько того требует деятельность.

Послепроизвольное – тот вид внимания, который всегда возникает после произвольного, но функционирует за счет интереса, т.е. как непроизвольное. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений. Характерно для творческого процесса.

 

№28Свойства внимания. проблема управления вниманием

Концентрация- способность удерживать внимание на определённой деятельности

Устойчивость – временная характеристика, длительность, в течение которой объект удерживается в зоне внимания субъекта

Распределение – способность субъекта удерживать в зоне одновременно несколько объектов или действий. Успешность распределения обусловлена автоматизированным способом одного из видов деятельности.

Объем – количество объектов, на которые субъект может обратить сознание одновременно (1/10 секунды). Объем = 7+/- 2 объекта, у младших школьников - 5+/- 2объекта. Объем внимания зависит как от особенностей воспринимаемых предметов, так и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека.

Переключение – скорость переноса сознания с одного предмета на другой. Быстрота и успешность переключения внимания зависят от того, насколько интенсивно оно было привлечено к предыдущей деятельности, а также от характера новых объектов и новых действий, на которые оно переносится. Чем интенсивнее было внимание ранее и чем меньше новые объекты (или новая деятельность) отвечают условиям привлечения внимания, тем больше затрудняется его переключение

 

№29 Общее понятие об ощущениях.Устройство анализатора.Классификация ощущений.

Ощущения – ступень чувственного отражения действительности, когда знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Для ощущений характерно отражение отдельных свойств предметов. Посредством ощущений человек узнает о таких свойствах предметов как цвет, запах, вкус и т.п. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела и его частей в пространстве. Ощущения – простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств, отдельных качеств предметов и явлений действительности. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являются основными каналами. По которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.

 

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Анализатор -сложный механизм возникновения ощущений(3части:1перефер отдел-рецептор 2аффективн и эффективн проводящие пути 3 подкоркрвые и корковые отделы мозга)

 

Каждый анализатор состоит из периферического звена, воспринимающего раздражения из окружающей и внутренней среды. Рецепторы, воспринимающие раздражение из окружающей среды, называют экстерорецепторами. Они делятся / на контактные, и дистантные К первому типу экстерорецепторов относятся рецепторы, расположенные в коже (температурные и тактильные), и вкусовые, находящиеся в полости рта; ко второму зрительные, слуховые и обонятельные рецепторы. Рецепторы, воспринимающие раздражение из внутренней среды организма, называют интерорецепторами. Они также делятся на два типа: висцерорецепторы, сигнализирующие о состоянии внутренних органов, проприорецеп-торы и вестибулорецепторы, сигнализирующие о состоянии опорно-двигательного аппарата, положение его частей в пространстве и движении тела.

 

 

№30 Чувствительность и её измерение. Абсолютная и разностная чувствительность

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на кожу.Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений

Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Большинство анализаторов обладает очень высокой чувствительностью. Например, абсолютный нижний порог слухового ощущения, измеряемый в единицах давления воздушных звуковых волн на барабанную перепонку, равняется у человека в среднем 0,001 бора.

Разностным порогом ощущения (порогом различения) называется минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Не всякая разница в интенсивности двух однородных раздражителей ощущается. Необходимо, чтобы эта разница достигала определенной величины. Например, звуки в 400 и 402 колебания в секунду воспринимаются как звуки одинаковой высоты; два груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми.

 

№31 Формы изменчивости ощущений (адаптация, сенсибилизация, синестезия).

Чувствительность – способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Адаптация -изменение чувств под влиянием раздражителя(на улице светло а в пещере темно)

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. (муз тон повысит остроту зрения)

Синестезия – взаимодействие ощущений разных модальностей (слух,зрение,светомузыка).

 

№32.Понятие о восприятии. Индивидуальные особенности восприятия

Восприятие- познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Перцепция- непосредственное отражение действительности органами чувств; восприятие Представления, которыми они живут, могут быть отчетливыми или смутными, они могут быть апперцепциями, т.е. сознательными представлениями, или только перцепциями, т.е. бессознательными представлениями. Если мы возьмем привычное разделение психических процессов, то для перцепции важна чувственная ткань (ткань чувственных форм), для действия — биодинамическая ткань, для чувства — аффективная ткань.

 

№33 Свойства восприятия: предметность целостность структурность и тд

Целостность- предмет или рассматривание как устойчивое целое (дорисовать недостающие части картине)

Контрастность- постоянное восприятие предмета не зависимо от условий восприятия(освещенность,расстояние до предмета)

Предметность -св-во предоставлять мир не в виде отдельн ощущений а целостностных предметов (фокусировка глаза)

Структурность -соотношение частей целого,взаимоотнош частей целого (буквы В и в)

Осмысленность -св-во приписывать восприятия объекту опред смысл(рисунки на чернильных пятнах)

Избирательность- преимущ выделение одних объектов перед другими(маскировка танка маскиткой

Апперцепция -зависимость воспр от предшеств опыта)

 

№34 Понятие о памяти. Роль памяти в жизнедеятельности личности.

Память – сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.

Психологические теории памяти. Распространение получили аcсоцианистская, гештапьтпсихологическая, бихевиористическая и деятельная теории памяти.

ассоцианистская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. Память в соответствии с гештальт существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации и т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

В Бихевиористическая теория памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми.

Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная

 

№35 Классификация видов памяти: посодержанию, по характеру целей деятельности, по продолжительности сохранения материала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...