К какому типу избирателей Вы себя относите?
1 — участвую обычно во всех выборах. 2 — участвую только в тех выборах, когда хорошо известны кандидаты и их предвыборные программы. 3 — участвую или не участвую в выборах по случайным причинам (настроение, погода, занятость домашними делами и т.д.). 4 — обычно не участвую ни в каких выборах. После того как мы проделаем все описанные выше манипуляции по загрузке файла в окно Word, соответствующее распределение ответов по первой переменной будет выглядеть следующим образом13: 10 Сказанное ниже относится к результатам, полученным в версиях 4.0 и 6.0. В версиях 6.0 и 8.0 полученные результаты можно экспортировать в Word непосредственно в табличном виде. 1 Output— конечная продукция, результат. 13 В классах НКИ на компьютерах установлена именно версия 6.0. С сохранением всех особенностей загрузки, включая тип шрифта (Courier New). Понятно, что в таком виде полученные данные анализировать было бы довольно трудно, в особенности человеку, не искушенному в прикладной социологии Поэтому необходимо преобразовать их в привычный табличный вид. Вначале предстоит провести несколько подготовительных операций. Два последних столбца содержаттакие данные, которые нам в дальнейшем не пригодятся14. Избавитьо от них можно, вырезав (удалив) этот фрагмент. Мы рекомендуем такой прием редактирования: нажмите клавишу <Alt>, после чего выставьте курсор в нижние (или верхний) правый угол последней колонки и, не отпуская клавиши <Alt> щелкните левой клавишей мыши и, удерживая ее в этом положении, обведите обе колонки (выделив тем самым фрагмент, подлежащий удалению): После этого с помощью клавиши <Del> удалите выделенный фрагмент Точно так же удаляется и лишнее поле слева. Теперь можно удалить лишнж знаки и целые строки, после чего заготовка таблицы приобретет такой вид
Учитывая, что надписи в таблице должны быть сделаны по-русски, необходимо изменить англоязычные термины на русские. Поскольку фай; обычно содержит не одно распределение, а сразу все, лучше проделать соответствующую замену одновременно для всего файла. Поэтому выберите команду Правка -» Заменить; в окошке «Найти» наберите «Value», а в окошю «Заменить» — «Вариант ответа»; затем нажмите клавишу «Заменить все» Проделайте аналогичную операцию для всех остальных пар замены: Frequency —» Частота Percent -» Процент Total -» Всего. Хотя последний столбец (Cum Percent — кумулятивный процент) может использоваться при пост роении кумуляты. Изменив характер шрифта (лучше выбрать Times New Roman) и задав соответствующий размер, вы получите такой вид:
Теперь поставьте знак [; ] (точка с запятой) в конце двух первых столбцов (в последнем столбце не ставить!): Вариант ответа; Частота; Процент
Выделите все три колонки и с помощью команды Таблица -» Добавить таблицу поместите тем самым обрабатываемый материал во вновь созданную таблицу:
Заключительная часть работы состоит в том, чтобы: 1) заменить номера вариантов ответов на их содержание, заданное анкетой (заменив при этом в формулировках вопросов первое лицо на третье и, по возможности, сократив, выразив самую суть), 2) проставить ее порядковый номер и 3) сформулировать заголовок таблицы. Для придания более представительной и компактной формы можно также выполнить команду Таблица -»Автоформат -> Сетка 1. Таблица приобретет окончательный вид:
Таблица 3: Самоидентификация по типу избирателей
Теперь, как нам кажется, табл. 35 стала вполне понятной, обозримой i удобной для анализа методами описательной статистики*6. Несколько иначе выглядит процедура редактирования в текстовом редак торе Word комбинационных таблиц, рассчитанных средствами SPSS версш 4.0 и 6.0й. Рассмотрим этот процесс для кросстаба, отражающего в том ж< исследовании связь между возрастом и участием в выборах. Кросстабуляци; в данном случае представляла собою наложение двух переменных — участш в выборах (var00002ls) и возраст (var00055). Предположим, что в упомянутом выш исследовании вы намереваетесь проверит гипотезу о наличии связи между возрастал опрошенных (респондентов) и их участи ем в выборах. Для этого вы производит' кросстабуляцию соответствующих пере менных — участие в выборах (по колонкам) и возраст (по строкам). В анкете со ответствующие вопросы выглядели так: 2. Вы принимали участие в выборах губернатора Нижегородской облает! летом этого года? 1 —да 2 — нет 3 — не помню Возраст 1 — до 30 лет 2-30—39 лет 3—40—49 лет 4 — 50—59 лет 5 — 60 лет и старше Произведя расчет кросстабуляции, вы открываете файл в текстовом ре дакторе Word, и в его окне отобразится следующая картина: Значение 0 (или,00) — как при вводе данных, так и при расчетах — означает «нет ответа». Как описано в нашей работе: Анурин В.Ф. Анализ социологической информации. Н.Новгород: Изл во НКИ, 1999. Мы не рассматриваем здесь вариант версии SPSS 8.0, где таблицы непосредственно экспортируютс
путем копирования из окна SPSS в окно Word. Var (variable) — сокращенное обозначение слова «переменная». 00002 означает порядковый номе вопроса в анкете и в матрице базы данных SPSS. Верхняя цифра в каждой ячейке показывает частоту, т.е. число респондентов определенной категории, давших такой ответ. Так, в ячейке, расположенной на пересечении строки 1 (возраст до 30 лет) и столбца 1 (ответ «да» на вопрос об участии в выборах), стоит цифра 133, означающая, что из общего числа опрошенных в возрасте до 30 лет 133 человека дали утвердительный ответ. Нижняя цифра в этой ячейке (50,4) говорит о том, что эти 133 человека составляют 50,4% от общего числа респондентов этого возраста, т.е. за 100% принято 264 (см. крайний правый столбец). Однако нас в большей степени интересует процедура редактирования этой таблицы, т.е. последовательность действий для приобретения этой таблицей свойств обозримости и «читаемости». Мы видим, что при импортировании файла SPSS в текстовый редактор Word разделительные линии (изображенные в формате MS-DOS средствами так называемой псевдографики) превратились в ряды и столбцы букв кириллицы. Один из способов редактирования мог бы состоять в следующем. Вначале создать пустую таблицу в формате Word с таким же числом строк и столбцов, а затем последовательно, одну за другой, перенести в соответствующие ячейки цифры частот и процентов. Мы предлагаем здесь другой способ, как нам кажется, более рациональный и быстрый. Вначале уберем строки, составленные из букв кириллицы, а также лишние белые поля, после чего исходная таблица приобретет такой вид:
Теперь произведем замену каждой буквы Ф на точку с запятой с помощью команды Правка -» Заменить, а также добавим точки с запятыми в двух нижних строках:
Теперь, выделив фрагмент целиком, преобразуем его в таблицу (рис. 60), как было описано выше. Последний этап заключается в том, чтобы обозначить в таблице заголовок, подлежащее и сказуемое, подставив вместо номеров варианты значения соответствующих переменных, а также изменить размеры и типы шрифта. Это и придаст нашему кросстабу окончательный вид (табл. 36). Аналогично составляются и редактируются таблицы в тех случаях, когда мы производим расчет не в процентах, а в средних значениях баллов тех или иных оценок.
Рис. 60 Иногда в аналитических целях возникает необходимость ранжировать полученные частоты и проценты с тем, чтобы сразу расставить приоритеты. Так, в том же исследовании мы задавали респондентам вопрос относительно их оценок изменения различных направлений деятельности администрации за истекшие 100 дней правления нового нижегородского губернатора Г.Ходырева. Этот вопрос выглядел в анкете следующим образом (сами направления были расставлены просто в алфавитном порядке, чтобы подчеркнуть ценностный нейтралитет авторов анкеты, кодировка же — с 38 по 53 просто определяет их порядок): «Как Вы оценили бы изменения в решении проблем, происшедшие после смены областного руководства (табл. 36а)?» Таблица 36 Зависимость участия в выборах от возраста
Таблица 36а
Мы не будем описывать здесь всю процедуру редактирования соответству ющей таблицы — это описание оказалось бы слишком громоздким19 и не при бавило бы ничего нового к методическим указаниям, приведенным выше Отметим лишь, что в данном случае как раз и необходимо заготовить шаб лон пустой таблицы и последовательно, раз за разом перенести в ее ячейю все полученные значения. Давайте отразим полученную в результате расче тов таблицу, в которой вместо заданной кодировки различных значений каж дой из переменных просто расставим процент ответов, полученный каждыд из этих значений в ходе опроса; при этом мы пока сохраняем тот порядо) следования, который был принят в анкете (табл. 37). В этой таблице мы выделили полужирным шрифтом модальные значени: переменной в каждом столбце — так они сразу бросаются в глаза. Для удоб ства последующего анализа можно применить и другой прием — проранжи ровать данные в таблице, т.е. разместить их в порядке убывания от самого ча стого — того значения переменной, который получил наибольшее число от ветов по варианту «стало лучше», до наименее частого — того, который по toi же позиции получил наименьшее число голосов. В результате мы получиг несколько иную табл. 38, из рассмотрения которой мы сразу сможем сделат вывод о том, как оценивают опрошенные нижегородцы приоритеты деятель ности новой администрации на протяжении первых 100 дней ее деятельное ти. Здесь уже нет необходимости выделять модальные или, наоборот, самы низкие значения переменных — они окажутся на самом верху или в самом низ; 19 D и силу того, что переменная была неальтернативной (вопрос-меню), полученное в результате рас четов распределение ответов на каждый из вариантов представляло собою отдельную таблицу. Таблица 37
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|