Средние значения (DESCR1PTIVES)
Нахождение среднего значения необходимо при проведении рейтинговых (от англ. rating — оценка, ранг) исследований. В основу метода положена система выставления оценок по определенным критериям. Тем, кто производит оценку, предлагается один или несколько критериев и шкала, по которой нужно выставлять оценки. Приведем один из примеров, который требует поиска среднего значения. Допустим, нужно оценить отношение респондентов к определенным политическим деятелям. Для этого в анкету включен вопрос: Пожалуйста, оцените Ваше отношение к перечисленным ниже политическим деятелям. Чем лучше Ваше отношение, тем выше оценка (самая высокая — 10 баллов, самая низкая — 1 балл). Если Вы ничего не знаете о том или ином политическом лидере, отметьте «0».
Результатом анализа средних значений в данном случае будет рейтинговая таблица политических деятелей по десятибалльной шкале. При этом нужно исключать нулевое значение, так как оно не является оценкой и может существенно занизить рейтинг того или иного политика. Для того чтобы исключить определенные значения (пусть в нашем случае это будет 0) из ряда переменных (например, с varOl no varlO), необходимо:
1. В меню команд выбрать: File -»New -» Syntax (рис. 36). Рис. 36 2. В появившемся диалоговом окне Syntaxl — SPSS Syntax Editor набрат: с клавиатуры Missing Values varOl to varlO (0). 3. Выполнить эту команду с помощью опции Run (запуск команды)- Current, после чего нулевые значения в переменных с vOl по vlO перейдут i разряд исключенных из расчетов (рис. 37). После исключения ошибочных и ненужных значений можно приступит к анализу средних значений. Для проведения анализа средних значений необходимо: 1. Выбрать в меню: Statistics -» Summarize -» Descriptives (рис. 38). 2. Определить переменные, для которых необходимо найти средние зна чения, а затем выбрать их. Например, это переменные с v34 no v40 (опреде лим рейтинг политиков, указанных в таблице). 3. Используя опцию Options, определить характеристики переменных которые будут выводиться на экран в Output — SPSS Viewer (рис. 39). а. Mean Среднее значение. б. Std. deviation Среднеквадратическое отклонение (разброс в оценка: или мнениях); чем больше дисперсия, тем менее един fc респонденты в высказанных оценках и мнениях. в. Minimum Минимальное значение, которое приняла та или ина: переменная. г. Maximum Максимальное значение, принимаемое переменными 4. В опции Options определить порядок вывода на экран средних значений • по списку переменных (variable list); • в алфавитном порядке (alphabetic); • в порядке возрастания по среднему значению (ascending means); • в порядке убывания по среднему значению (descending means). Этот порядок определяется в зависимости от целей исследования и удоб ства работы. Рис. 37 Рис. 38 154 Рис. 39 Результат анализа дескриптивных значений выводится на экран в форме табл. 25. Значения в столбце N показывают число респондентов, которые дали оценку тому или иному политическом деятелю. Сюда не входит группа тех, кто не определился со своим отношением (0). Таблица 25 Descriptive Statistics
Данные табл. 24 показывают, что наиболее позитивно респонденты относятся к политику, которому в базе данных соответствует переменная v40 (Е. Примаков): средняя оценка 5,02 по десятибалльной шкале. В то же время нельзя говорить о высокой степени единства оценок деятельности этого политика: среднеквадратическое отклонение (последний столбец) составляет 2,78. Чем выше значение Std. Deviation, тем менее едины респонденты в своих оценках. Наибольшую степень единства в оценках респонденты проявили по отношению к Е. Гайдару: среднеквадратическое отклонение — 1,91 (минимальное из отклонений по всем семи политикам).
ПРИМЕНЕНИЕ SPSS 8.0 АЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРНОГО И КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗОВ1 Многомерный статистический анализ достаточно сложен. Чтобы егс провести, необходимо иметь хорошую подготовку, в том числе математическую. Для облегчения работы можно воспользоваться программой SPSS 8.O. Рассмотрим возможность проведения факторного и кластерного анализов при помощи этой программы. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ Факторный анализ — один из методов многомерного статистического ана лиза — активно применяется в социологии, психологии, экономике и дру гих науках. Это один из сложных методов математического анализа количе ственных данных. Прежде всего подчеркнем, что факторный анализ мы понимаем как «сово купность моделей и методов, ориентированных на выявление, конструирова ние и анализ внутренних факторов по информации об их «внешних» проявле ниях»2. Основные идеи факторного анализа, высказанные основателями этоп метода многомерной статистики Ф. Гальдоном и Ч. Спирменом, можно свесп к следующим основным тезисам: «1) сущность всех вещей заключена в их про стых и вместе с тем многообразных проявлениях, которые могут быть объясне ны с помощью комбинации нескольких основных факторов; 2) общую сущност всех вещей мы постигаем, совершая бесконечное приближение к ней»3. Применение процедуры факторного анализа позволяет нам: 1) понизит число переменных для унификации их описания через введение более общи вторичных переменных; 2) производить косвенное оценивание переменны>
Материал подготовлен д-ром социол. наук, проф. Г.Л.Ворониным. Благуш П. Факторный анализ с обобщениями. М, 1989. С. 5. 3 Там же. С. 54. не поддающихся непосредственному измерению; 3) подтвердить наличие структурной теории исследуемой области (или создать ее), т.е. провести кон-фирматорный (подтверждающий) или эксплораторный (поисковый) структурный анализ. Одной из основных задач науки (в том числе социологической) является формирование единого показателя, который агрегирует частные — метод факторного анализа позволяет это сделать. Процедура применения метода факторного анализа достаточно сложна и многопланова. Рассмотрим применение процедур факторного анализа на эмпирическом материале социологического исследования «Социальная стратификация населения Нижнего Новгорода»4, фиксирующего характер духовной организации личности. В качестве первичных индикаторов (вопросов) выступают: народный опыт (пословицы, поговорки), религиозные постулаты (библейские заповеди и максимы), философские обобщения (высказывания выдающихся ученых) и искусство (высказывания классиков русской, советской и мировой литературы), ориентирующие человека на тот или иной характер социального взаимодействия (табл. 26). При проведении факторного анализа необходимо помнить о том, что факторизации доступны только переменные, имеющие порядковую шкалу, т.е. имеющие отношение «больше — меньше». В нашем примере респонденту предлагалось в процессе анкетирования выразить свое отношение к первичным переменным по девятибалльной шкале (рис. 40).
| 2,00
| 1,00
| 5,00
| 1,00
| 1,00
| 1,00
|
|
| 2,00
| 1,00
| 9,00
| 1,00
| 1,00
| 1,00
|
|
| 4,00
| 1,00
| 9,00
| 3,00
| 7,00
| 7,00
|
|
| 1,00
| 1,00
| 7,00
| 6,00
| 2,00
| 1,00
|
|
| 5,00
| 6,00
| 9,00
| 5,00
| 1,00
| 1,00
|
|
| 1,00
| 1,00
| 5,00
| 7,00
| 1,00
| 1,00
|
|
| 4,00
| 2,00
| 6,00
| 6,00
| 1,00
| 2,00
|
|
| 4,00
| 1,00
| 9,00
| 8,00
| 2,00
| 2,00
|
|
| 5,00
| 1,00
| 8,00
| 1,00
| 4,00
| 4,00
|
|
Il-J*
| Q ПП
| 1 {\Cl
| <; nn
| Rfifl
| 1 ПП
| 1 ПП
|
|
|
|
|
| >
|
|
|
| iSF
| *SS Processor в ready!
| :
| ; Г
| ■
| £
| Рис. 40. Исходная база данных Научный руководитель исследования С.С. Балабанов. Исследование проведено Нижегородским отделом Института социологии РАН в 1993-1994 гг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|