Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Охрана здоровья - элементарная первая медицинская помощь




В.Ф. Чернышев, Ю.В.Канатов

А.П. Ремнев, Б.Г.Демидов

 

НАЧАЛЬНАЯ (БАЗОВАЯ) ПОДГОТОВКА

ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Часть 3

БЕЗОПАСНОСТЬ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ – ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

В.Ф. Чернышев, Ю.В.Канатов

А.П. Ремнев, Б.Г.Демидов

НАЧАЛЬНАЯ (БАЗОВАЯ) ПОДГОТОВКА

ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Часть 3

БЕЗОПАСНОСТЬ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ – ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Учебное пособие

Новороссийск 2007

УДК 656. 51. 08

Н36

Учебное пособие содержит систематизированный материал в виде вопросов и ответов, по оказанию элементарной первой медицинской помощи, личной безопасности на судне при повседневной организации и чрезвычайных ситуациях.

Раздел 4 «Охрана здоровья - элементарная первая помощь» содержит краткие сведения по знанию анатомии человека и функций организма, по принятию немедленных мер при несчастном слу­чае или в иной ситуации, требующей первой медицин­ской помощи.

Раздел 5 «Личная безопасность и выполнение общественных обязанностей» рассматривает условия труда плавсостава судов, причины и характер травматизма, мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды с точки зрения приобретения опыта, знание систем внутрисудовой связи и аварийно предупредительной сигнализации, знание путей эвакуации.

Учебное пособие предназначено для курсантов морских учебных заведений и слушателей курсов повышения квалификации при изучении дисциплины “Базовая подготовка” (Начальная подготовка по безопасности и инструктажу). Может быть использовано на судах различных типов, так как полностью соответствует требованиям международных конвенций и органов технического надзора в части обеспечения безопасности плавания, охраны здоровья и улучшения условий труда.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

4.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.2. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

4.3. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

4.4. ОКАЗАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

4.4.1. ВНЕЗАПНАЯ ОСТАНОВКА СЕРДЦА.

4.4.2.СОСТОЯНИЕ КОМЫ

4.4.3. ОБМОРОК

4.4.4. КРОВОТЕЧЕНИЯ

4.4.5. РАНЕНИЯ

4.4.6. ПЕРЕЛОМЫ. ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ

4.4.7. ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ

4.4.8. ЭЛЕКТРОТРАВМЫ

4.4.9.ТРАВМЫ ПРИ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЯХ

4.4.10. СДАВЛЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ

4.4.11. ОЖОГИ

4.4.12. ОТРАВЛЕНИЕ ЯДОВИТЫМИ ГАЗАМИ

4.4.13. ТРАВМЫ ГЛАЗ. РАНЫ ГЛАЗ И ВЕК.

4.4.14. УТОПЛЕНИЕ

4.15. ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ.

4.4.16. ОБМОРОЖЕНИЕ

4.4.17. ТРАНСПОРТИРОВКА БОЛЬНЫХ И ПОСТРАДАВШИХ

4.4.18. НАЛОЖЕНИЯ ПОВЯЗОК

 

РАЗДЕЛ 5. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

5.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПАЛУБНЫХ РАБОТАХ

5.2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

5.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

5.4. МАРКИРОВКА И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ

5.5. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ

5.6. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МУСОРОМ

5.7. ЗНАЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И УЧЕНИЙ НА СУДНЕ

5.8. ЗНАНИЕ СИСТЕМ ВНУТРИ СУДОВОЙ СВЯЗИ И АВАРИЙНО – ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЗНАНИЕ ПУТЕЙ ЭВАКУАЦИИ

5.9. БОРЬБА ЭКИПАЖА С ВОДОЙ

5.10. ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА СУДНЕ.

5.11. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАХТЕННОЙ СЛУЖБЫ

5.12 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТНЫЙ ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ НА МОРЕ

5.13 ТРЕБОВАНИЯ ПО УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ НА ФЛОТЕ

5.14. ДИСЦИПЛИНА НА СУДНЕ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ОЗНАКОМЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА С СУДНОМ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ (STCW-95 Правило I/14)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 ОЗНАКОМЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА С ВОПРОСАМИ БЕЗОПАСНОСТИ (STCW-95 Правило VI/1.1)

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКОВ БЕЗОПАСНОСТИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания от воздействия естественных опасностей существует с момента появления человека на нашей планете. Она неразрывно связана с процессом взаимодействия человека с окру­жающей средой и дарована нам природой. Современ­ный мир, во многом состоящий из пространств, полу­ченных преобразованием природной среды в техносфе­ру усилиями человека с помощью технических средств, не оправдал наших надежд на защиту от естественных опасностей. В результате в среде обитания человека воз­никли новые техносферные опасности, часто более зна­чительные и многочисленные, чем естественные. Обще­ство в XX столетии столкнулось лицом к лицу с пара­доксальной ситуацией: "В течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наи­высшим техногенным опасностям, связанным с производ­ством и использованием техники и технологий". Сегодня всем очевидно, что разрушить этот порочный круг и по­зитивно решить задачу сохранения здоровья и жизни че­ловека на планете Земля можно, лишь кардинально из­менив свое отношение к миру опасностей.

Отметим, что формирование знаний, умений и на­выков в человека защитной сфере началось давно и не­прерывно происходит в настоящее время. Однако поис­ки решений проводились, в основном, в практической плоскости и выражалась в форме законов, постановле­ний, инструкций и различных рекомендаций по защите от опасностей.

В последние годы специалистам, да и передовой об­щественности стало очевидно, что человека защитную деятельность необходимо вести не только в практической плоскости, но и на научной основе, создав, прежде всего теоретические предпосылки к формированию новой об­ласти знания. Создавая научную основу безопасности жизнедеятельности, человечество руководствуется следующими основными принципами:

I принцип — принцип антропоцентризма: " человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования”.

II принцип — принцип существования внешних воз­действий на человека: "Человеческий организм всегда мо­жет подвергнуться внешнему воздействию со стороны како­го либо фактора". Кратко применительно к безопасности жизнедеятельности это обычно формулируют проще: ''жизнь потенциально опасна".

III принцип — принцип возможности создания для человека среды обитания: "Создание комфортной и безо­пасной для человека среды обитания принципиально воз­можно и достижимо при соблюдении предельно допусти­мых уровней воздействий на человека".

IV принцип — принцип реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания: "Безопас­ное взаимодействие человека со средой обитания достига­ется его адаптацией к опасностям, снижением их значи­мости и применением человеком защитных мер ".

V принцип -принцип отрицания абсолютной безо­пасности: "Абсолютная безопасность человека в среде оби­тания не достижима ".

VI принцип — принцип роста защищенности жизни
человека будущего: "рост знаний человека, совершенство­вание техники и технологии, применение мер защиты, ос­лабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасно­стей". Этот принцип сформулирован, опираясь на прин­цип Ле-Шателье: "Эволюция любой системы идет в на­правлении снижения потенциальной опасности". Эти основополагающие принципы положены в обеспечение безопасности человека на море, а также связаны с защитой окружающей среды от загрязнений.

Обеспечение безопасности человека на море было и остается важнейшей проблемой судоходства, судостроения и смежных областей техники. Опасность для жизни человека вызывается обычно аварийной ситуацией, которая может возникнуть на судне в любой момент времени, начиная с выхода его в рейс и заканчивая возвращением в порт приписки.

Безопасность человека в море зависит от состояния всего комплекса технических средств, обеспечивающих транспортировку людей и грузов, а также выполнения разнообразных работ в морских условиях. Риск для жизни людей может быть вызван различными обстоятельствами: ошибками, допущенными судоводителем либо кем - нибудь из судового персонала, недочетами при проектировании и постройке судна, воздействием неблагоприятных внешних факторов, отказами систем и устройств судна. По оценкам специалистов, причинами 80% всех аварий являются неправильные действия судового персонала, которые зависят от многих условий, в том числе и от условий труда. Можно ли сейчас изменить условия труда, в которых работают моряки многих стран так, чтобы они отвечали законным требованиям и ожиданиям ра­ботников? Этот вопрос является первостепенным для органов власти, работодателей и работников во всем мире.

В данном учебном пособии представлены вопросы, рассматривающие улучшение условий труда на рабочих местах, с учетом материалов Международной организации труда (МОТ), национальных документов РФ.

МОТ, созданная в 1919 году, разрабатывает и принимает международные стан­дарты труда для защиты работников и распространения практически важной информа­ции о проблемах в сфере труда. Поэтому многие Конвенции и Рекомендации МОТ свя­заны с проблемами обеспечения безопасности труда, охраны здоровья работников и условиями труда. Например, Конвенция № 1 (1919 г.) провозгласившая, что рабочее время не должно превышать восемь часов в день и 48 часов в неделю, оказала огромное влияние на законодательство и установившуюся практику в разных странах. Рекомендация № 5 (1919 г.) отстаивает создание специальных государственных органов по охране здоро­вья работников. Другими примерами могут служить Конвенция № 14 (1921 г.), касающая­ся выходных дней в промышленности, Рекомендация № 102 (1956 г.) о санитарно-бытовом обслуживании работников, Конвенция № 138 (1973 г.) о минимальном возрас­те работников и некоторые другие Конвенции и Рекомендации по безопасности труда, охране здоровья и условиям труда. Последними примерами могут служить Конвенция № 155 (1981 г.) и Рекомендация № 164 (1981 г.) по охране труда.

Новый импульс улучшению условий и охраны труда придала принятая в 1976 г. Международная программа по улучшению обеспечения безопасности, охраны здоро­вья и условий труда. Программа изложена в отчете Генерального директора МОТ на 60-й сессии Международной конференции по труду «Сделать труд более человеч­ным». Программа имеет широкий спектр задач, включая обеспечение безопасности и охрану здоровья на рабочем месте, время работы и другие проблемы рабочего време­ни, организацию труда и ее содержание, выбор технологий и обслуживания, а также санитарно-бытовое обслуживание работников.

В этом новом подходе учтена насущная необходимость полного совместного уча­стия работодателей и рабочих в осуществлении улучшений в данной сфере.

Как же должен вести себя любой моряк на судне, чтобы обеспечить свою безопасность и безопасность других?

Члены экипажа должны соблюдать все правила и инструкции по технике безопасности и в пределах своих полномочий делать все от них зависящее для сохранения своего здоровья и безопасности, а также здоровья и безопасности своих товарищей по плаванию. В частности, они не должны выполнять работу небрежно или беспечно и не должны совершать действий, которые могут нанести вред здоровью и безопасности другого человека.

Любой член экипажа, знающий по опыту работы, что задание, которое ему необходимо выполнить, связано с риском и может привести к увечью, должен сообщить об этом соответствующему лицу, которое должно рассмотреть его жалобу и принять соответствующие меры.

Все моряки должны уметь правильно пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты, предназначенными для самозащиты и защиты других членов экипажа. О любых замеченных недостатках в вышеназванных средствах защиты следует сообщать ответственному лицу.

Они должны быть осведомлены об опасности ношения одежды не по росту и длинных волос при выполнении многих работ на борту судна.

Они должны быть осведомлены о преимуществах ношения на рабочих местах защитной нескользящей, обуви и защитного головного убора.

Любой член экипажа, который сталкивается с опасной ситуацией или своими действиями вызывает ситуацию или создает условия, которые могут быть опасными для других, должен немедленно принять, меры, чтобы исправить положение. Если он не справляется один, он должен поставить об этом в известность ответственное лицо, одновременно предприняв необходимые действия, чтобы предупредить любого члена экипажа, который может быть не осведомлен об опасности, угрожающей ему увечьем.

На судне человек подвергается губительному действию травмирующих факторов внешней среды. В случае серьезного несчастного случая каждый моряк должен уметь оказывать первую помощь на месте происшествия. Правильное, своевременное и быстрое оказание первой медицинской помощи подручными средствами позволить сохранить жизнь человеку. Лица, не получившие достаточной подготовки, должны ясно понимать предел своих знаний и навыков. Спасатели не должны пытаться осуществлять такие медицинские манипуляции (процедуры), которыми они не владеют, иначе вместо помощи они рискуют причинить вред.

Каждый член экипажа должен знать в лицо человека, оказывающего первую помощь, и места, где его можно найти. Лицо командного состава умеет оказать квалифицированную первую помощь, отвечает за комплектность судовой аптеки и следит за ее содержимым.

Это учебное пособие предназначено для того, чтобы помочь вам в обсуждении вопросов обеспечения безопасности труда, охраны здоровья, и охраны окружающей среды на своем рабочем месте.

РАЗДЕЛ 4.ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Согласно требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с дополнениями 1995 года, каждый член экипажа судна (как лицо рядового, так и командного состава) должен пройти подготовку по оказанию элементарной первой помощи. По окончании подготовки обучаемый должен отвечать соответствующим требованиям компетентности раздела А - VI/1 - 3 Кодекса ПДМНВ.

Таблица A-V1/1-3 Кодекса ПДМНВ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...