Формирование групп в эксперименте
Важным условием эксперимента выступает формирование или подбор экспериментальных групп. Самый простой способ проведения эксперимента — сравнение состояния до и после. Можно, например, сравнить показатели производительности труда и освещенности рабочих мест, если вторые изменять умышленно. Однако такая упрощенная процедура не позволяет следить за множеством других, не учтенных переменных, которые влияют на зависимые. Чтобы снять эти влияния или хотя бы проконтролировать их присутствие, применяют выделение не только экспериментальных, но и контрольных групп. Оно основано на предположении о том, что неучтенные факторы одинаково действуют как в экспериментальной, так и в контрольной группах. В экспериментальной группе производится изменение контролируемых (независимых) переменных. В контрольных группах независимые переменные остаются без изменения4. Обе группы в научном эксперименте, если это действительно таковой, должны быть тождественными (идентичными, похожими по важнейшим признакам). Принцип сходства двух групп — экспериментальной и контрольной — не должен нарушаться во время всего хода эксперимента. Его соблюдение называют контролем эксперимента. Контроль — одна из ведущих результирующих процедур на всех этапах проведения эксперимента. Его основная функция — обеспечение чистоты эксперимента в отношении сформированных групп и поведения переменных. Контроль предполагает четкое наблюдение за объектом — регистрацию переменных и их состояний, а также регулирование процессов с целью поддержания заданных параметров состояния объекта. В социологии используются три метода формирования групп: попарного отбора, структурной идентификации и случайного отбора5.
Метод попарного отбора: из генеральной совокупности отбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но отличались по факторным характеристикам6. После чего для Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. М.И. Бобневой. М.: Прогресс, 1980. Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995. С 162-174. Факторными называются такие характеристики экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем. обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время измеряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах. Метод используется преимущественно в параллельном эксперименте. Метод структурной идентификации применяется как в линейном, так и параллельном эксперименте. В линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой макромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Такой отбор может быть осуществлен по принципу квотной выборки. В параллельном эксперименте по тем же характеристикам выравниваются структуры экспериментальной и контрольной групп. Например, имеем две группы численностью соответственно 50 и 90 человек. Известно, что в первой экспериментальной группе среднее образование имеют 70% членов группы (35 человек), а высшее — 30% (15человек). Во второй (контрольной) группе — по 50% тех и других (по 45 человек). Предположим, что в целях создания экспериментальной ситуации нам желательно по характеристике «уровень образования» структуру контрольной группы привести в соответствие со структурой экспериментальной группы. Тогда при помощи арифметических приемов мы находим, что контрольная группа должна включать 60 человек: 42 человека (70%) со средним и 18 человек (30%) — с высшим образованием.
Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятностной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сотен человек) численности экспериментальной группы7. В технологии случайного отбора широко применяется рандомизация. Рандомизация {randomisation) — процедура, обеспечивающая случайное распределение испытуемых в экспериментальную и контрольную группы. Цель — минимизировать возможность сознательного или неосознанного отбора испытуемых одного типа, например наиболее образованных или наиболее здоровых. Случайным распределением достигается отсутствие различий между двумя группами и, таким образом, снижается вероятность систематической ошибки вследствие различий групп по каким-либо признакам. ОШИБКИ И ТРУДНОСТИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ8 При проведении эксперимента иногда допускают ошибки и возникают определенные трудности: ♦ эксперимент производится для получения информации, которая может быть добыта иными, более простыми способами; ♦ за эксперимент выдается включенное или стандартизированное не-включенное наблюдение; ♦ экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его условий; Подробнее см.: Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов/Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Гор-g шкова. М, 1995. С. 162-174. Материал дается по источнику: Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.rU/mmc/grig/4.3.ru.shtml ♦ субъективные оценки экспериментальной ситуации преобладают над объективными характеристиками; ♦ неправильно построена теоретическая система переменных, перепутаны причины и следствия; ♦ нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования; ♦ сформулированные гипотезы не отражают проблемных ситуаций, существенных зависимостей в изучаемом объекте; ♦ допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку;
♦ в качестве независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной, устойчивой детерминантой процессов, происходящихв изучаемом явлении; ♦ экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя; ♦ недооценено воздействие на зависимые переменные факторов, не входящих в независимую переменную; ♦ связи между зависимой и независимой переменными носят случайныйхарактер, неправильно установлена структура переменных; ♦ независимая и зависимые переменные не нашли адекватного выражения в эмпирических индикаторах; ♦ допущены ошибки в предварительном описании объекта, что привело к неверной эмпирической интерпретации переменных, выбору неадекватных показателей; ♦ были допущены ошибки при формировании экспериментальных и контрольных групп. В ходе эксперимента обнаружилось значительное различие групп, что вызвало сомнение в возможности сравнивать эти группы по составу переменных; ♦ для экспериментальной группы трудно подобрать контрольную; ♦ в ходе эксперимента выяснились такие важные свойства экспериментальной группы, которые не были известны до его начала; ♦ контрольная группа не представляет собой аналога экспериментальнойгруппы по существенным для исследования параметрам; ♦ не поддается нейтрализации действие побочных факторов, трудно создать экспериментальную ситуацию; ♦ не обеспечен достаточный уровень измерения и контроля за состоянием переменных; ♦ при анализе данных использовался логико-математический аппарат, который неприменим к изучаемому классу явлений; ♦ при анализе результатов эксперимента социолог переоценивает воздействие независимой на зависимую переменную, недоучитывает влияние ряда случайных факторов на изменения в экспериментальной ситуации; ♦ инструментарий эксперимента нацелен лишь на фиксацию определен -ных данных (по типу инструмента наблюдения), а не на соблюдение чистоты эксперимента;
♦ использованные при анализе полученной информации статистические методы не соответствуют природе причинно-следственных связей; ♦ выводы экспериментаторов подстраиваются (подгоняются) под гипотезу без достаточных на то оснований; ♦ эксперимент проводится над людьми, которые не желают этого и сопротивляются ему; ♦ среди организаторов экспериментальных работ оказались люди, не заинтересованные в положительных результатах эксперимента; ♦ в ходе эксперимента возникли конфликты среди участников по поводу участия в эксперименте; ♦ коллектив отказывается принять участие в эксперименте, мотивируя свой отказ тем, что ранее уже приходилось участвовать в эксперименте и ничего кроме лишних забот это участие не принесло.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|