Тренинги личностного роста
Особый интерес, на наш взгляд, представляют так называемые mpemmi личностного роста, первые упоминания о которых появились в начал< 70-х гг. XX в. в ходе развития в США движения раскрытия человеческого по тенцмала (Human Potential Movement). Одним из родоначальников этого движения по праву считается Александр Эверетт: именно он создал в 1970 г. тренинг, названный «Динамика разума» (MindDynamics) и положивший начало тренингам личностного роста. Позже из этого тренингового направления сформировался в числе прочих тренинговый процесс «Лайфспринг» (Lifespring). Тренинги «Лайфспринга» были начаты в 1974 г. и проводились в США на протяжении ряда лет для руководителей и топ-менеджеров крупных национальных и транснациональных компаний и корпораций. Позже эта тренинговая программа стала доступна для широких слоев населения. Имея более чем 25-летний опыт работы на мировом рынке, система обучения «Лайфспринг» зарекомендовала себя как исключительно эффективная в области командного строительства, личностного роста, оптимизации руководства командой или рабочим коллективом и в особенности — в сфере максимально полного раскрытия и активизации незадействованного жизненного, творческого и духовного потенциала человека. В настоящее время эти тренинги проходят в 15 странах мира и насчитывают более 1,5 млн выпускников. Образовательная модель, предлагаемая в тренингах личностного роста, отличается от традиционной тем, что дает знания в ощущениях. Наглядным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и в ходе непосредственной практики управления этим средством передвижения. Основной фокус тренинга направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом и т.п. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой, собственными целями и приоритетами в жизни.
Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, получаемые им в жизни. Поведение человека спонтанно и рождается исходя из того, что он решает о себе. Для большинства людей вопрос состоит не в том, хочет ли он или она действительно достичь экстраординарных результатов в жизни, а в том, что удерживает их от того, чтобы стать теми выдающимися представителями человечества, каковыми они себя считают? Тренинг личностного роста уделяет большое внимание изучению того, что на самом деле влияет на поведение человека, мотивирует его действия, какой образ мышления создает те результаты, которые он получает на практике, а какой — те, которые желательны в идеале? Зачастую мы действуем в жизни в некоем автоматическом режиме, исходя из сложившегося опыта, рассчитывая при этом достичь тех результатов, которые могут быть названы беспрецедентными. Об этом очень точно сказал в свое время Альберт Эйнштейн: «Сознание, создавшее данную реальность, не в состоянии воспринимать иную». Иными словами, мы часто надеемся, что, пользуясь старыми знаниями и опытом, сможем создать нечто новое и экстраординарное, то, что называем своей мечтой или главной целью своей жизни. При этом, однако, мы забываем, что наше восприятие нового через призму старого сделает это «новое» очень похожим на то, что нам уже известно. Таким образом, тренинги личностного роста — это возможность изучить глубинные установки и отношения, составляющие основу жизненного опыта людей, исходя из которых они действуют в своей жизни, создавая тем самым
ее результаты; это возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения, согласно которым люди воспринимают окружающий их мир. Это тренинг изменений, воспитывающий готовность к ним. По мере того как участники тренинга осознают, что многие из имеющихся у них отношений и интерпретаций устарели и являются контрпродуктивными9, у них появляется возможность создать новые мощные, вдохновляющие и эффективные установки, позволяющие им достичь действительно экстраординарных результатов, равно как и применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались. Уникальность тренингов личностного роста заключается в том, что никто не говорит их участникам, как им следует жить: они сами обнаруживают это. Проходя через процесс открытий, участники получают доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемым для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым. ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В практической работе по управлению персоналом (особенно в вопросах отбора, оценки и развития кадров) тесты, деловые игры и тренинги используются в комплексе, дополняя и повышая диагностические и образовательные возможности друг друга. Комплексное использование тестирования (цель — получение информации о качествах, существенно влияющих на поведение человека в организации и обусловливающих его профессиональную эффективность), деловых игр, интервью (цель — получение информации о профессиональных устремлениях и ценностях, организаторских способностях, коммуникативных и личностных особенностях), тренингов и некоторых других методов оценки и обучения нашло свое выражение в комплексном методе оценки сотрудников, получившем название «центр оценки персонала» (ЦОП). Раньше изредка, а в 2000-е гг. все чаще новую практику аттестации персонала стали называть иностранным словом «ассессмент-центр» (от англ. Assessment Center). Центр оценки персонала можно определить как «комплексный метод выявления у испытуемого необходимых для определенной работы (должности) качеств посредством использования по отношению к нему ряда диагностических процедур и наблюдения его действий в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность»|0.
Нередко под ЦОП понимают не только сам метод (а не место!), но и все мероприятия по его применению, включая соответственно подготовленных людей, методики и т.п. (в этом значении говорят, например, о создании фирмой центра оценки). Метод ЦОП исходит из того, что лучший и наиболее быстрый способ предварительной оценки потенциального или реального сотрудника — наблюдение за тем, как он выполняет задачи, типичные для должности, которую он 5 Большинство установок и интерпретаций, которыми мы пользуемся в жизни, — это идеи и решения, принимаемые на протяжении всего нашего «путешествия по жизни». 10 Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 81. занимает или будет занимать. Таким образом, суть метода заключается в том, чтобы создать комплекс упражнений, моделирующих ключевые моменты деятельности оцениваемого, в которых проявились бы имеющиеся у него профессионально значимые качества. Степень выраженности последних оценивается подготовленными специалистами, и на основании этой оценки делаются заключения о степени пригодности аттестуемого к данной работе, продвижению по службе, необходимости индивидуальных психологических консультаций, психокоррекции или социально-психологического тренинга. Рис. 22. Отбор кандидатов в офицерскую школу методом ЦОП Впервые попытка практически реализовать главные идеи метода ЦОП применительно к отбору кандидатов в офицерскую школу была осуществлена в Германии еще в 1915 г. Й.Б. Риффертом. Однако как специальная процедура кадровой работы центр оценки персонала был разработан и впервые применен в американской компании Л 7$ Г— «Америкэн телефон энд телеграф» — в 1954 г. в рамках специальной исследовательской программы; в конце 50-х гг. ее активно стали использовать в США для оценки готовности к управленческой деятельности. В 60—70 гг. XX в. многие американские фирмы создали у себя центры оценки персонала. Так, в 1970 г. центрами оценки персонала располагали 100 фирм, а в 1980 г. — около 2000 фирм. В 80-е гг. метод ЦОП получил широкое распространение в странах Европы и Японии. Сегодня он один из основных инструментов, используемых при оценке персонала, особенно руководящих кадров. Центры оценки создаются в консалтинговых и кадровых агентствах, в крупных и средних компаниях, в учреждениях государственной службы.
В своей первоначальной форме центры оценки использовались исключительно для отбора (определения соответствия кандидатов требованиям конкретной работы или сотрудников для продвижения в компании), однако в последнее время они все больше и больше концентрируются на диагностике потребностей в развитии. Основополагающей целью центра оценки является предоставление информации о компетенциях, определение пригодности сотрудника для работы или продвижения, а также предоставление руководству информации о томг что следует предпринять, дабы развить компетентность персонала в соответствии с требованиями компании и сложившегося бизнеса. В коммерческих и государственных организациях ЦОП используется прежде всего для: ♦ отбора выпускников вузов или других лиц, впервые претендующих на занятие низшей руководящей должности (процедура оценки в этом случае не занимает много времени, так как обычно ограничивается оценкой соответствия претендента определенным требованиям); ♦ оценки деловых качеств, связанных с дальнейшим продвижением руководителя по службе, его назначением на новую, обычно вышестоящую должность (в этом случае содержание и продолжительность оценки во многом зависят от уровня, на который претендует кандидат, и от сложности будущей работы); ♦ определения пригодности кандидата к конкретной деятельности (для этой цели обычно не требуются сложные и длительные процедуры ЦОП, хотя многое здесь зависит от содержания предполагаемой работы); ♦ диагностирования руководителя по его собственной инициативе с целью профессионального совершенствования: выявления слабых и сильных сторон, искоренения недостатков, формирования недостающих качеств, обучения новым методам и т.п." Таким образом, очевидно, что во многом центры оценки (особенно современные их варианты) ориентированы на осуществление обучающей и тре-нинговой подготовки управленческих кадров. Применительно к руководителям с помощью ЦОП определяются обычно такие способности, как: организаторские навыки и умение планировать, способность вступать в контакт в устной и письменной формах, гибкость, умение адаптироваться к меняющемуся окружению, руководящие способности, стрессоустойчивость, целеустремленность, готовность к риску, общая и трудовая мотивация, самостоятельность и независимость, оригинальность, инициативность, ответственность, способность принимать решения, оценочные способности, эмоциональный самоконтроль и т.п.
Метод ЦОП используется и для выполнения значительно более широкого круга функций управления персоналом, к которым относятся: ♦ отбор персонала; ♦ определение должностных требований; ♦ выявление сильных и слабых сторон сотрудников или кандидатов на вакантные позиции, определение потенциала развития работника; ♦ формирование команд и рабочих групп; ♦ обучение, тренинг и развитие персонала; ♦ разрешение конфликтных ситуаций; ♦ проверка эффективности проведенных мероприятий по развитию персонала; Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учеб. для студентов вузов М.: Аспект Пресс, 2000. С. 83. * развитие у испытуемых склонности к самопознанию, информированиеих об уровне профессиональных знаний и навыков. Столь универсальное целевое назначение ЦОП возможно лишь потому, что он обладает широким спектром диагностических возможностей. Как комплексный метод групповой оценки, центры оценки персонала включают: * специальные задания и упражнения, имитирующие типовые фрагменты деятельности (ситуации); * индивидуальные и групповые формы работы, дискуссию, презентацию и ролевую игру; «структурированное интервью на компетентность с каждым участником и тестирование. Независимо от конкретных методик типичными для центров оценки персонала являются следующие четыре вида упражнений: 1. Упражнение «Каждый за себя»: целый ряд процедур ЦОП представляет собой индивидуальные испытания, с помощью которых проверяются уровень интеллекта, организаторские способности, умение концентрироваться и т.п. Особенно часто в качестве индивидуальных упражнений используются различные варианты «почтовой корзины» — игры, в ходе которой испытуемый в условиях дефицита времени должен уяснить и классифицировать изложенные в кипе соответствующих документов проблемы и принять по ним решения. 2. Упражнения, выполняемые вдвоем: в упражнениях этого типа оба участника либо имеют одинаковые задачи (например, «Узнайте все, что возможно, о жизненном пути вашего собеседника»), либо играют взаимосвязанные роли (например, разбор жалобы клиента, продажа клиенту товара, беседа начальника и подчиненного и т.п.). В парных упражнениях речь обычно идет о выявлении коммуникативных способностей участников. 3. Индивидуальное выступление перед группой: в ситуативных играх, в которых один из участников должен представить себя (с помощью доклада, выступления, презентации и т.п.) группе, оцениваются манера держать себя, внешний вид, умение выражать свои мысли, способность убеждать других. 4. Работа в группе: в упражнениях этого типа определяется, кто из участников может структурировать групповое поведение — организовать людей и выработать совместное решение. Это обычно выясняется посредством свободных дискуссий в группах, в которых нет руководителя, в играх на проверку способности к кооперации, в играх с разделенными ролями и т.п. В целом формы применения ЦОП и его конкретно-специфическая организация (в том числе количество и продолжительность оценочных процедур, численность групп участников, периодичность оценки, затраты на разработку оценочных программ и их реализацию и т.п.) зависят от целей, которые стремятся достичь посредством этого метода. В зависимости от целей процедуры выделяют следующие типы ЦОП (табл. 3). Первоначально использование технологии ЦОП имело существенные различия, однако сегодня она стабилизировалась и приобрела достаточно устойчивую структуру. Так, можно утверждать, что центр оценки персонала имеет следующие важные особенности: «моделирование в играх и упражнениях ключевых моментов профессиональной деятельности испытуемого: осуществление такого рода игровой деятельности требует определенных качеств, степень наличия которых у работника и выявляет ЦОП; ♦ разработка специальных оценочных программ для конкретных целей, учитывающих должности испытуемых и специфику организации, в которой они работают или намереваются работать, определение системы критериев оценки специально для каждой используемой программы в соответствии со спецификой работы: иными словами, речь идет об оценке подготовленности ислытуемых к конкретной работе; 4 оценка наблюдаемого поведения аттестуемых, а не выдвижение гипотез относительно причин, стоящих за ним; + использование нескольких взаимодополняющих процедур, позволяющее посредством разных методик перепроверять правильность оценки и повышающее правильность и точность полученных выводов; «продолжительный период оценки, позволяющий обнаружить и перепроверить выраженность у участника требуемого качества; для большей объективности выводов наблюдение и оценка разведены во времени; Ф одновременная оценка испытуемых многими наблюдателями по определенным правилам: каждый наблюдатель оценивает нескольких участников, что позволяет минимизировать возможную необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения достоверности результатов. Общее количество наблюдателей обычно составляет от 3 до 6 человек, причем одна часть наблюдателей — специалисты-профессионалы (психологи), приглашенные извне, другая же часть — представители заинтересованной организации (прямые руководители испытуемых или же будущие руководители кандидата на вакантное рабочее место), что не только повышает объективность оценки, но и позволяет учесть специфические организационные требования (организационную политику, корпоративную культуру и пр.); «одновременное участие в процедурах оценки группы испытуемых (как правило, в стандартных центрах оценки одновременно участвуют порядка 10—15 испытуемых примерно одинакового организационно-иерархического уровня). Таблица 3 Типы ЦОП по целям
ЦОП обладает целым рядом достоинств. Важнейшие из них — уже рассмотренные выше многоцелевое назначение и широкий спектр диагностических возможностей. Если характеризовать главные достоинства использования ЦОП более дифференцированно, то для организации они таковы12: 1) валидная оценка индивидуального потенциала, не подверженная влиянию условий работы, оценок и склонностей начальства: лабораторные условия позволяют исключить искажающее влияние на оценку испытуемого конкретных производственных ситуаций, давления и мнений начальства, противоречивости исполняемых ролей и функций и т.п.; 2) объективные, стандартизированные процедуры, измеряющие всех участников по релевантным качествам с использованием эквивалентного стандарта и позволяющие сравнивать важнейшие профессионально значимые качества, ранжируя их носителей; 3) возможность узнавать специфические сильные и слабые стороны по измеряемым качествам для каждого участника и использовать эту информацию для определения карьеры и развития; 4) возможность узнать индивидуальную мотивацию (потребности, ожидания, цели, интересы), используя стандартные процедуры вне привычного рабочего окружения; 5) выявление людей, обладающих высоким трудовым потенциалом, которые после соответствующей подготовки будут готовы занять вакансии на управленческие позиции. Использование ЦОП имеет немалые преимущества и для испытуемых. Им оно обеспечивает: 1) равные возможности для демонстрации своего потенциала к продвижению в условиях, свободных от влияния мнений, сложившихся под воздействием производственных результатов и отношений; 2) лучшее понимание своих должностных обязанностей и необходимых для успеха качеств; 3) возможность выразить свои интересы, цели и ожидания в отношении карьеры в условиях, специально созданных для эффективного использования информации; 4) получение объективной разносторонней самооценки собственных профессиональных качеств, познание своих сильных и слабых сторон и использование их в целях саморазвития; 5) возможность на основе полученной информации привести в большее соответствие с реальностью свои планы и ожидания, выработать адекватную индивидуальным и организационным возможностям линию поведения. Вместе с тем этот метод имеет не только сильные, но и слабые стороны, к которым обычно относят следующие его недостатки: ♦ слабости, присущие отдельным методам, входящим в общую процедуру ЦОП: тестированию, групповым упражнениям, интервью, деловым играм; ♦ демотивирующее воздействие так называемого «эффекта проигравше -го», суть которого состоит в том, что участники, получившие отрицательные оценки и в результате этого утратившие карьерную перспективу, часто теряют интерес к дальнейшей работе; 12 См.: Е.А. Аксенова и др. Управление персоналом в системе государственной службы: Учеб. пособие М., 1997. С. 56-57. ♦ наблюдатели нередко находятся под влиянием внешнего впечатления и отдают предпочтение кандидатам, умеющим себя подать в выгодном свете; в то же время такие важные качества, как владение собой, вежливая сдержанность и внимательность, оцениваются, скорее, отрицательно — как пассивность или недостаточная уверенность в себе; ♦ значительная стоимость, большие организационные и финансовые затраты на проведение ЦОП. Общая процедура подготовки и использования центра оценки достаточно сложна. В ней можно выделить семь основных этапов13: 1. Подготовка проекта: включает работу по определению целей, сроков, объемов, возможных результатов оценки, перспектив реализации кадрового проекта в конкретной организации; нормативное оформление процесса оценки; личное извещение оцениваемых сотрудников перед началом проведения оценки. Заканчивается заключением договоров на проведение работы. 2. Анализ деятельности и формулирование критериев оценки: позволяет создать организационный план проведения процедур оценки, исследовать особенности деятельности оцениваемых сотрудников, специфику организационной культуры и схем взаимодействия, используемых в организации. Закан-чивается-формированием списка критериев оценки. 3. Конструирование процедур оценки: направлен на определение релевантных, значимых для установления определенных качеств методов и процедур, проверку их надежности и взаимодополняемости. 4. Разработка организационного плана реализации программы, определяющего последовательность действий. 5. Обучение представителей организации (наблюдателей-оценщиков): направлен на отбор и специальную подготовку сотрудников организации для работы в качестве экспертов, наблюдающих и оценивающих участников конкретной программы ЦОП (цель — выработка конкретных умений и навыков для работы в рамках центров оценки персонала и последующей кадровой работы). 6. Проведение центра оценки — практическое осуществление предусмотренных заранее разработанной программой оценочных процедур для сбора кадровой информации. 7. Обработка (анализ) результатов в формализованном виде и подготовкаматериалов для передачи заказчику: на этом этапе подводятся результаты применения ЦОП по заранее установленным правилам и процедурам в зависимости от целей исследования. Данные об испытуемых, полученные в ходепроведения различных процедур, формализуются, сопоставляются и превращаются в полноценную информацию. Этап анализа результатов и подготовки материалов может быть поделен на ряд более мелких подэтапов, средикоторых, в частности, выделяются: 1) первичная обработка результатов тестов и упражнений; 2) перевод полученных результатов в индикаторы по критериям оценки; 3) оценивание — перевод индикаторов в балльные оценки по критериям; 4) сопоставление балльных оценок, полученных по одному критерию в разных процедурах, формирование итоговой балльной оценки и подготовка индивидуальных таблиц оценки; См.: Аксенова Е.А. и др. Управление персоналом в системе государственной службы: Учеб. пособие. М., 1997. С. 57-62. 5) содержательные описания уровня развития личностно-деловых качеств испытуемого, формирование общего заключения и рекомендации по дальнейшему использованию и развитию; 6) подготовка обобщенных материалов по группе оцениваемых: ранжированных списков, карт распределения персонала и т.п.; 7) создание индивидуального итогового заключения. В ходе обработки информации проводится как индивидуальная, так и групповая работа. Результаты тестов и упражнений оцениваются специалистами-психодиагностами, которые готовят свой проект заключения о степени выраженности оцениваемых личностно-деловых качеств. Для повышения объективности оценки психодиагностов и экспертов целесообразно использовать строгие методики оценивания либо привлекать к такой оценке параллельно несколько специалистов, а затем сопоставлять полученные результаты. Результаты групповых упражнений («симуляций») первоначально обобщаются в группах фаси-литаторов'4 и наблюдателей, которые сопоставляют результаты поведенческой диагностики, уточняют и сопоставляют между собой увиденные факты, форм и -руют гипотезы о степени проявленности оцениваемых качеств. Итоговое заключение — процедура обобщения результатов оценки по различным процедурам — обычно составляется путем группового обмена мнениями. В ходе такого общего обсуждения появляется возможность сопоставить проявления одних и тех же качеств в различных процедурах, проверить гипотезы, сформулированные специалистами-экспертами, прийти к окончательному мнению о том, как может быть оценен уровень развития качеств испытуемого, что может способствовать или препятствовать его эффективной работе, вынести предположения о перспективах роста в предпочитаемых областях деятельности сотрудника. После завершения процесса оценки и подведения итогов желательно проведение индивидуальных бесед, в которьгх участники программы знакомятся с ее результатами, узнают свои сильные и слабые стороны. В этом и состоит консультационная функция ЦОП, которой, правда, заказчики и организаторы зачастую пренебрегают, особенно в отношении кандидатов, не прошедших отбор, что наносит заметный ущерб репутации этого метода. Участникам же центров оценки, независимо от их результатов, крайне полезно ознакомиться с общим заключением, которое организаторы обязаны подготовить по каждому испытуемому. Общее или итоговое заключение обычно содержит следующие основные положения: 1) общее заключение-оценку по каждому конкретному участнику ЦОП; 2) описание слабых и сильных сторон участника; 3) предложения по использованию результатов оценки в зависимости от целей заказчика: советы по развитию качеств сотрудников, рекомендации по принятию кадровых решений и т.п. Количество этапов подготовки и реализации центров оценки персонала может изменяться в зависимости от целей их проведения. Однако опыт по- Термин «фасилитатор» происходит от англ. facilitate — «облегчать, способствовать» и обозначает того, кто облегчает группе процесс общения и способствует созданию необходимой межличностной атмосферы для удовлетворения эмоциональных потребностей всех членов группы. Иными словами, речь идет о ведущем или организаторе групповой работы. казывает, что в большинстве случаев подготовка ЦОГТ занимает от 1 до 4 недель, проведение программы — от 1 до 5 дней (в зависимости от количества экспертов и оцениваемых), а обработка результатов и подготовка отчетов — примерно месяц. Основные этапы проведения центра оценки на примере отбора менеджера по продажам15 представлены в табл. 4. Таблица 4 Основные этапы проведения центра оценки при отборе менеджера по продажам
См. также: Маньков B.C. Оценка кадров управления в капиталистическом производстве: оценочные центры. М., 1988; Он же. Оценка кадров управления в производстве (Центры оценки в США). М., 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|