Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имитационные и репрезентационные игры




В настоящее время принято также различать два типа игр, соответствую­щих двум поколениям разработок: деловые (или имитационные)9 игры и игры открытого типа (или репрезентационные игры). Деловой (имитационной) иг­рой называют игру, которая позволяет исследовать социальную систему пу­тем эксперимента с ее моделью, воспроизводящую функционирование сис-

См., например: Обучение менеджменту (конкретные ситуации) / Сост. И.В. Ширяева, Е.М. Рази­на. М., 1995; Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России // Менеджмент. 1995. № 1.С. 8-11.

На наш взгляд, имитационные игры следует выделить отдельно, поскольку они позволяют обучать персонал практически с нуля методом практики, в то время как инновационные и ансамблевые игры больше связаны с обучением персонала в смысле его развития.

темы во времени. Участники имитационной игры в предложенной ситуации принимают определенные решения, имитируя выполнение заранее распре­деленных ролей и реагируя на действия участников, выполняющих другие роли. Учитывая реакцию последних, игроки принимают новые решения, и, таким образом, цикл повторяется. Участники игры имеют возможность уви­деть долгосрочные последствия своих действий. При завершении игры про­водятся анализ и обсуждение каждого игрового этапа, восстанавливается по­рядок действий каждого участника, оценивается правильность принятых им решений с различных точек зрения: отдельного игрока, имитируемых отде­лов организации, системы в целом. Полученные сведения обобщаются, в ре­зультате чего выделяются цепочки причинно-следственных связей. Для про­ведения имитационной игры необходима обширная техническая докумен­тация, включающая в себя характеристику объекта имитации, пояснительную записку, техническое задание, материалы по изучаемой проблеме, сценарий проведения игры, описание игровой обстановки, описание алгоритмов по­ведения участников, проспект игры, руководство администратору — ведуще­му игры, инструкции игрокам, руководство по ведению игровой обстанов­ки, программу эксперимента, отчет об эксперименте.

В основе игр открытого типа лежит репрезентационное моделирование, а это значит, что возникающие при про­ведении игры различные ситуации в группах и на дискуссиях рассматрива­ются как фрагменты существующих в организации, членами которой являют­ся игроки, стереотипов поведения и способов решения проблем. Эти стерео­типы и способы становятся предметом рассмотрения как представляющие (репрезентирующие) деятельность орга­ низации. В ходе такого рассмотрения происходит объективизация неосозна­ваемых организационных технологий, и после того как участники убедятся, что возможны другие подходы, у них открывается возможность саморазви­тия. При проведении же имитационных игр участники имеют дело не с ре­альными ситуациями, а с моделями, построенными игротехником.

Сравнение имитационной и репрезентационной игр можно провести по нескольким критериям10 (табл. 1).

Первая деловая игра была разработана под руководством М. М. Бирштей н в Ленинградском инженерно-экономическом институте в конце 1931 г. и проведена 23 июня 1932 г. Тема игры: «Развертывание производства сбороч­ного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде»,

10 Впервые эта таблица была приведена в статье B.C. Дудченко, В.Н. Макаревич «Игровые методы в социологии» (Социологические исследования. 1990, № 12). Информация, представленная в ней, верна для имитационных и репрезентационных игр в «чистом виде», однако игры имеют тенден­цию развиваться. Так, деловые игры эволюционируют в сторону открытости: в них также решаются задачи развития творческих способностей участников, проектируются производственные и соци­альные процессы, а однозначные, заранее известные результаты могут и не планироваться; в репре­зентационных же играх все чаще используются элементы имитационного и ролевого моделирова­ния, а также все больше привлекается документальная и производственная информация.

сокращенно — «Пуск цеха». Игра продолжалась два дня, в ней приняли уча­стие 24 человека. Результаты этой игры стали основой проведения экономи­ческих экспериментов в последующей деловой практике. Подобная игра была проведена в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач». Таким обра­зом, была организована целая серия игровых экспериментов, названных «организационно-производственными испытаниями». В 1933—1934 гг. были разработаны и проводились игры, связанные с внедрением промышленных диспетчерских служб. В целом можно отметить, что первые деловые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подго­товки реальных управленческих решений.

Таблица 1 Сравнение имитационной и репрезентационной игр

 

Критерии сравнения Имитационные игры Репрезентационные игры
. Характер задания правил 1гры и ролей участников Жесткий (по требованиям вы­полнения правил, исполнения ролей) Нежесткий, свободный
>. Способ информационного збеспеченияигры Требует обширной цифровой и другой информации Не требует незнакомой участ­никам информации (т.е. каж­дый знаком с решаемой проб­лемой)
3. Степень личной включен­ности участников игры Включенность в рамках задан­ной роли Полная личностная включен­ность
4. Способность игры к само­развитию Закрытая для развития, имеет завершенную форму Открытая, саморазвивающаяся
5. Характер принимаемых в ходе игры решений Правильные решения извест­ны заранее и предопределены Решения неизвестны
6. Основная функция игры Обучающая Развивающая
7. На выработку навыков в ка­ких ситуациях ориентирована В стандартныхситуациях В ситуациях с высокой сте­пенью неопределенности, слож­ных, нестандартных

В 1938 г. деловые игры в СССР были фактически запрещены, а их разра­ботчики подвергнуты репрессиям. В 50-е гг. к идее деловых игр подошли в США. Возникшие там деловые игры применялись для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. В нашей стране снова стали заниматься деловыми играми после второй мировой войны. Возобновление это было связано с именем и деятельностью профессора Ленинградского го­сударственного университета И.М. Сыроежина. В 1972 г. в одном из отрас­левых институтов повышения квалификации создается первая кафедра де­ловых игр под руководством профессора Р.Ф. Жукова.

Серьезные заделы были у сотрудников Новосибирского государственного университета (В.Ф. Комарова, Н.В. Сыскина), Ленинградского финансово-экономического института (С.Г. Гидрович), Ленинградского института мето­дов управления (А.Л. Липшиц), Ленинградского областного Совета научно-технических обществ (М.М. Бирштейн), Киевского инженерно-строительного института (В.И. Рыбальский и др.). Перечисленные учреждения и их сотруд­ники — энтузиасты игровых методов — образовали ядро современной научной, педагогической и практической управленческой деятельности в нашей стра­не. Стали появляться не только новые деловые игры, но и теоретические ра-

боты, возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например биологические, медицинские, архитектурные.

В настоящее время в России создана и работает Ассоциация разработчиков деловых игр и социально-имитационных методов (АРИСИМ), объединяющая в своих рядах более 400 специалистов в области деловых игр. Отечественные специалисты участвуют в международных встречах, например на ежегодно проводимом семинаре ISAGA (International! Simulation and Games Association — Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм).

Отметим, что в большинстве случаев деловые игры первого поколения, или имитационные игры, подразделяют на три группы: 1) учебные, исполь­зующиеся при подготовке или переподготовке кадров; 2) производственные, применяющиеся для решения реальных вопросов текущей деятельности и развития конкретных организаций; 3) исследовательские, которые проводят­ся при экспериментах в области экономики и управления. Кроме того, вы­деляются игры с компьютерным обеспечением и без него".

Появление игр второго поколения, репрезентационных, связано с деятель­ностью Московского методологического кружка (ММК), работающего с 1952 г. под руководством Г.П. Щедровицкого. В его создании приняли уча­стие А. Зиновьев, Б. Грушин, М. Мамардашвили. С окончанием хрущевской оттепели деятельность кружка переносится в «философское подполье», су­ществуя с тех пор вне официальных общественных структур. История ММК — это прежде всего история семинара, теоретико-методологических и научно-исследовательских программ, разработок активных его участников, где параллельно с множеством центральных линий существовали побочные, инициированные теми, кто прошел более или менее длительную школу ме­тодологической деятельности.

На методологических семинарах кружка шла углубленная проработка фи­лософских проблем. Предметом первоначального интереса стали работы Ари­старха, Евклида, а также логика «Капитала» К. Маркса и структура человечес­кой мыслительной деятельности. Эти семинары не имели узкого прикладно­го значения, а преследовали цель развития методологии, методологизацию мышления и деятельности тех сфер и предметных областей, к которым обра­щались методологи. За время замкнутой деятельности у участников кружка сложился свой, недоступный «непосвященным» язык, что, с одной стороны, служило более легкому пониманию друг друга людьми разных специальнос­тей и защищало от недоброжелателей, а также, по мнению специалистов в этой области, способствовало развитию мышления участников движения и самой методологии. С другой стороны, когда сообщество вышло из «подполья», узость используемой терминологии стала помехой в общении с научным ми­ром и многие публикации оставались незамеченными.

Начиная с 1980 г. под руководством Б.В. Сазонова стал работать методоло­гически ориентированный семинар по вопросам нововведений. В числе наи­более активных постоянных участников данного семинара, составивших за-

' Первая машинная игра была организована так называемой бесприбыльной американской корпора­цией «РЭНД корпорейшн» в 1955 г. Участниками ее стали офицеры тыла ВВС США. Целью игры явилась оптимизация затрат и организация снабжения ВВС США в стране и на многочисленных военных базах за ее пределами. Деловые игры с применением ЭВМ были впервые организованы Американской ассоциацией управления в 1956 г., а в 1957 г. участие в аналогичной игре приняли 20 президентов крупнейших американских компаний.

тем костяк игротехнической команды, были И.В. Жежко, М.Ю. Рю, Е.А. Мо-хова, В.В. Голубчиков, СИ. Котельников, О.С. Анисимов, П.В. Баранов. Се­минар и игротехническая команда не просто повторяли методы и технику центрального методологического кружка или игр под руководством Г.П. Щед-ровицкого, но и наметили собственную линию развития, поддерживаемую всеми участниками. Проблемы отечественной теории нововведений (учиты­вающей специфику организации хозяйственной деятельности в нашей стра­не), а также выхода этой теории в инновационную практику (в виде консуль­тационной работы теоретиков, теоретического «оснащения» практиков и т.п.) в это время активно разрабатывались во ВНИИСИ АН СССР под руковод­ством профессора Н.И. Лапина.

Методологический семинар пытался ответить на ряд вопросов по разви­ваемой теории нововведений и становлению инновационного движения в СССР: какой должна быть эта теория, если задача ее создателей — не просто получить научное знание о текущих инновационных процессах и их законо­мерностях, но перестроить и развить инновационную деятельность, получая в ходе этого теоретические представления и опираясь на них? Участники се­минара не только обсуждали подобные вопросы, но и действовали на всех уровнях формируемой инновационной деятельности, выступая как иннова-торы. При этом каждый тип такой работы, в свою очередь, подвергался реф­лексивной оценке и методологическому нормированию.

Разработка ММК методологии системомыследеятельности (СМД-мето-дологии), результаты, полученные в ходе проведения других семинаров и конференций, послужили основой появления двух первых игр открытого типа, получивших впоследствии наибольшее распространение: организаци-онно-деятельностных (ОДИ) — автор Г.П. Щедровицкий и инновационных (ИНИ) — автор B.C. Дудченко.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...