Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 6. Западноевропейский абсолютизм XVII – XVIII вв.: проблема происхождения, основные черты 3 страница




    Конституция этого режима — т. н. Орудие управления — наделила протектора столь широкимиполномочиями, что позволяет рассматривать её как прямую подготовку реставрации монархии. Кромвельразогнал 1-й (1654—55) и 2-й (1656—58) парламенты протектората, согласился в 1657 с восстановлением палаты лордов и едва не возложил на себя английскую корону. Внутри страны он боролся как с роялистскими заговорами, так и с народными движениями. Продолжая экспансионистскую политику республики, протекторат объявил войну Испании и организовал экспедицию для захвата её вестиндских владений («Ямайская экспедиция», 1655—57).

    Вскоре после смерти Кромвеля (3 сентября 1658) этот режим потерпел крушение. В 1659 в Англии формально была восстановлена республика, но её эфемерность была предрешена всем ходом событий. Напуганные усилением демократического движения буржуазия и новое дворянство стали склоняться к«традиционной монархии». В 1660 совершилась реставрация Стюартов (см. Карл II), которые согласились санкционировать основные завоевания буржуазной революции, обеспечивавшие буржуазии экономическое господство. Переворот 1688—89 (т. н. «Славная революция») оформил компромисс между буржуазией, получившей с этих пор доступ к государственной власти, и земельной аристократией.

    Английская революция дала мощный толчок процессу т. н. первоначального накопления капитала(«раскрестьянивание» деревни, превращение крестьян в наёмных рабочих, усиление огораживаний, замена крестьянских держаний крупными фермами капиталистического типа); она обеспечила полнуюсвободу действий восходящему классу буржуазии, проложила дорогу промышленной революции 18 в. точнотак же, как пуританизм взрыхлил почву для английского Просвещения. В области политической революционная борьба народных масс в середине 17 в. обеспечила переход от феодальной монархии средних веков к буржуазной монархии нового времени.

Cлавная революция (англ. Glorious Revolution) — принятое в историографии название государственного переворота 1688 года в Англии, в результате которого был свергнут король Яков II Стюарт. В перевороте участвовал голландский экспедиционный корпус под командованием правителя Нидерландов Вильгельма Оранского, который стал новым королём Англии под именем Вильгельма III (в совместном правлении со своей женой Марией II Стюарт, дочерью Якова II). Переворот получил широкую поддержку среди самых разных слоёв английского общества. Маколей считал данное событие центральным во всей истории Англии.

Вопрос 11. Франция в XVII в. Эпоха Людовика XIV

Людовик XIV умер утром в воскресенье, 1 сентября 1715 г. Ему исполнилось 77 лет, и процарствовал он 72 года, из которых 54 правил единолично (1661–1715).

Вплоть до своей кончины он сумел сохранить тот " декорум", те строгие правила официального этикета, которые сам и установил. Чувствуя приближение смерти от охваченной гангреной ноги, он сыграл до конца свою роль короля. В субботу, 31 августа, он велел собрать придворных, у которых просил прощения " за плохие примеры, которые им подавал". Затем он пригласил наследника престола, своего пятилетнего правнука, будущего короля Людовика XV, и сказал: " Дитя мое, вы станете великим королем. Не следуйте моим пристрастиям к роскошным дворцам, ни к войнам. Стремитесь облегчить жизнь ваших подданных. Я этого сделать не смог и поэтому чувствую себя несчастным".
Царствование Людовика XIV было важным не только из-за своей исключительной продолжительности.
Людовик XIV хотел и сумел стать " великим королем", утвердив свою личную власть и придав окончательную форму абсолютной монархии. Он был велик и тем, что, следуя политике престижа, построил Версальский дворец, покровительствовал искусствам и словесности, вел завоевательные войны. В последнем результаты не столь очевидны, о чем свидетельствует его " самокритика" в конце жизни.
Вместе с его смертью мы вступаем в новую историческую эпоху, и примечательно, что его современники это сознавали.

Король-Солнце
Ко времени смерти его отца Людовика XIII в 1643 г., за которой вскоре последовала кончина премьер-министра Ришелье, Людовику XIV не было и пяти лет. Его мать Анна Австрийская, став регентшей, доверила правление Мазарини. Этот итальянец, служивший прежде папе римскому, был сделан Ришелье кардиналом, хотя и не был священником. Экономика страны переживала тогда период упадка. Расходы, связанные с внешней политикой Ришелье (война против Австрийской династии), довели нищету народа до крайнего предела. Мазарини увеличивает поборы и тем самым усиливает недовольство. Знать и парижский парламент (судебное учреждение, члены которого покупали свои должности; не имеет ничего общего с английским парламентом) посчитали, что настал удобный момент вмешаться в политику и ограничить королевскую власть в лице Мазарини. Это была Фронда, о которой Людовик XIV сохранил тяжелые воспоминания. Он был признателен Мазарини за подавление Фронды и оставил у власти до его смерти в 1661 г.

В этот момент Людовику XIV исполнилось 22 года, опыта руководства государством он не имел никакого. Когда он объявил советникам, что отныне будет " своим собственным премьер-министром", произошло легкое замешательство.

Он сдержал свое слово. Людовик XIV в полном объеме, сознательно и прилежно осуществлял то, что он называл " ремеслом короля". Он ежедневно, многими часами трудился, сам или с одним из министров изучая дела.
Сознавая ограниченность своих возможностей, он слушал советы всех, кого считал компетентным, но решения принимал единолично.

Убежденный, что власть его от Бога и что никаких отчетов смертным он давать не обязан, он хотел иметь абсолютную власть и выбрал своей эмблемой Солнце, отсюда его прозвище Король-Солнце, а в качестве девиза латинские слова " Nec pluribus impar" (" несравненный", " превыше всех" ).

Забота о престиже заставляла его уделять значительную часть дня " представительству". Он создал культ личности короля, который поддерживался этикетом, на испанский манер. Это означало, что строгий церемониал окружал каждый акт его жизни, от подъема до отхода ко сну, с участием самых знатных вельмож. Последние, получавшие за исполнение " службы" у короля огромные пенсии, находились в зависимости от него, были устранены от политической власти.

Век Людовика XIV

В царствование Людовика XIV Франция приобрела высокий авторитет в области культуры дополнительно к политическому и военному, к чему мы еще вернемся. Она стала, по словам Тэна, " источником элегантности, комфорта, прекрасного стиля, утонченных идей и искусства жизни". Одним словом, для имущих классов всей Европы она стала образцом цивилизованности.
Однако вся интеллектуальная и артистическая жизнь находилась под королевским контролем; посредниками стали различные " академии". К созданной Ришелье Французской академии Людовик XIV добавил академии точных наук, живописи и скульптуры, музыки и др. На каждую из них была возложена обязанность трудиться во славу короля, поддерживать установленные принципы и руководить своей сферой деятельности.

Раздача пенсий артистам, писателям, ученым, французским и иностранным, поддерживала дисциплину среди них.

Это был золотой век художественной литературы с ее классическими шедеврами, с театром (Корнель, Расин, Мольер), поэзией (Лафонтен, Буало). Успехи в живописи и музыке не столь блестящи. Лебрен, придворный художник, кажется весьма посредственным. То же можно сказать об итальянце Люлли, осуществлявшем в музыке настоящую диктатуру.

Наиболее выдающимся творением искусства этой эпохи стал Версальский дворец, куда Людовик XIV, опасаясь народных движений, перенес из Парижа свою резиденцию. Над его строительством трудился архитектор Лево, а после 1676 г. – Мансар. К концу царствования Людовика XIV он был далек от завершения.

Внешняя политика Людовика XIV

Стремление Людовика XIV к славе втянуло страну в повторяющиеся и дорогостоящие войны с сомнительными результатами. К концу царствования против него поднялась коалиция европейских держав, которая едва его не раздавила.

Он присоединил Франш-Конте, отнятое у Испании, несколько городов Фландрии, а также Страсбург.
В 1700 г. умер без прямого наследника последний отпрыск Карла V из старшей ветви Габсбургов. Власть Карла II распространялась над Испанией с колониями (Америка, Филиппины), над Нидерландами (нынешняя Бельгия), обеими Сицилиями и Миланским герцогством в Италии.
Опасаясь распада этой империи и зная, что Франция не потерпит, чтобы эти владения, как при Карле V, соединились с австрийскими землями Габсбургов (перешедшими к младшей ветви) и с императорской короной, умирающий Карл II завещал свои владения внуку Людовика XIV, герцогу Анжуйскому. При этом было поставлено условие, что ни при каких обстоятельствах короны Франции и Испании не соединятся под властью одного государя. Такое завещание объясняется тем, что герцог Анжуйский имел права на испанскую корону через свою бабушку, Марию-Терезию, жену Людовика XIV и старшую дочь испанского короля Филиппа IV.

Людовик XIV пожертвовал интересами Франции ради славы династии, ведь он имел возможность в соответствии с планом раздела, составленным европейскими державами, овладеть Нидерландами. Он предпочел видеть представителя династии Бурбонов на престоле Испании (кстати, они там царствуют и поныне). Однако герцог Анжуйский, став испанским королем под именем Филиппа V, сохранил только Испанию и ее колонии, утратив в пользу Австрии все свои европейские владения.
Абсолютная монархия

Установленная Людовиком XIV форма абсолютной монархии сохранялась до конца " старого порядка".
Людовик XIV не допускал к власти титулованную знать, " приручив" ее придворными должностями.
Он выдвигал в министры людей низкого происхождения, щедро одаривая их и награждая дворянскими титулами. Поэтому они полностью зависели от воли короля. Наиболее известны Кольбер, министр финансов и экономики, и Лувуа, военный министр.

В провинциях Людовик XIV ограничил власть губернаторов и оставил им лишь почетные обязанности. Вся реальная власть сосредоточилась в руках " интендантов финансов, правосудия и полиции", которых он назначал и снимал по своей прихоти и которые, по его словам, были " самим королем в провинции".
В религиозной сфере Людовик XIV стремился навязать свою волю и мнение всем. Он вступил в конфликт с папой римским относительно контроля над католической церковью во Франции. Он преследовал янсенистов, непримиримых и строгих католиков. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт, которым Генрих IV даровал протестантам религиозную свободу. Теперь их силой принуждали к смене веры, многие эмигрировали, что привело в запустение целые области. Несмотря на все усилия, протестантизм во Франции так и не был искоренен.
Конец царствования Людовика 14

Постоянные войны, и особенно последняя, называемая войной за испанское наследство, разорили страну. Нищета усилилась из-за нескольких неурожайных годов, и в частности из-за морозной зимы 1709 г. (температура опускалась ниже 20° по всей Франции на протяжении всего января, а снег лежал до конца марта).
Тяжесть налогов почти исключительно падала на " незнатных", в то время как духовенство, дворяне и часть буржуазии были от них освобождены. Людовик XIV пытался в конце царствования ввести налоги, уплачиваемые всеми в зависимости от доходов (капитация, десятина), но привилегированные сословия очень скоро от них освободились, а часть, падавшая на других, еще более возросла.
В конце царствования авторитет короля настолько упал, что он стал мишенью памфлетов и песен, его смерть встретили с облегчением.

 

12. Франция в XVIII в. Кризис политической системы

В первой половине XVIII в. в целом завершается начавшийся в предыдущее столетие процесс социально-политического сближения дворянства " шпаги" и " мантии". К середине XVIII в. обе эти группировки господствующего класса практически слились в единый социальный слой24. Тем не менее формальные различия между ними по-прежнему сохранялись и, несмотря на юридическое равенство, социальный статус магистратуры был несколько ниже, чем военной по происхождению аристократии, поэтому каждая тяготела к внутренней замкнутости25.

Внутрисословные противоречия были особенно сильны в тех провинциях, где парламенты в значительной степени продолжали пополняться за счет выходцев в третьего сословия (как правило, представителей судейских и финансовых кругов) и недавно аноблированных: в Кольмаре, Перпиньяне, Меце, По, Дуэ26. В то же время в остальных парламентах Франции в XVIII в. подавляющее большинство новых членов уже были дворянами до своего вступления в должность. Так, в 1715 г, 81, 5% лиц, вступивших в Парижский парламент, являлись выходцами из второго сословия, а к 1771 г. количество последних выросло до 89, 9%27. Причем даже в столице, где продвижение по социальной лестнице шло намного быстрее, чем в провинции, после 1716 г. каждый второй магистрат, входивший в парламент, имел не менее четырех поколений дворянских предков28. Некоторые же аристократические по составу провинциальные парламенты, протестуя против роста социального статуса аноблированных, " закрывались" даже для недостаточно родовитых претендентов на пост магистрата. В 1732 г. Реннский парламент принял постановление, в котором кандидатам на пост магистрата ставилось непременным условием наличие не менее четырех поколений дворянских предков по прямой мужской линии29. Чуть позже аналогичные постановления были одобрены и другими парламентами: в 1762 г. — Гренобля, в 1769 г. - Экса, в 1777 г. — Руана, в 1780 г. — парламентами Нанси, Тулузы, Бордо30.

Общность привилегий, совместная деятельность, родство интересов, семейные связи — все это превращало парламентских магистратов в замкнутую олигархически-аристократическую касту внутри дворянского сословия. Таким образом, в середине второй половины XVIII в. члены французских парламентов образовывали четко очерченный социальный слой, обладавший специфическим комплексом социально-классовых интересов и органично вписывавшийся в общественную иерархию. С другой стороны, парламенты, как уже было отмечено, занимали весьма значительное место в системе государственного управления, являлись глубоко интегрированным в государственную машину абсолютистской Франции судебным и политико-административным институтом.

Вместе с тем именно тогда столкновения между парламентами и королевской властью, носившие ранее эпизодический характер, постепенно перерастают в постоянный конфликт, открытое политическое противостояние, ставшее важнейшим фактором общественно-политической жизни Франции предреволюционных десятилетий. Что же заставило парламенты, эту интегрированную часть абсолютистского аппарата государственного управления, выступить против другой его части – абсолютистского правительства? Думается, дело здесь прежде всего в тех серьезных сдвигах в политике самого абсолютизма, которые отчетливо обозначились в новых исторических условиях второй половины XVIII столетия.

В это время французским правительством была предпринята серия реформ, затрагивавших фискальную область и финансы, экономику, военное дело, суд31. Их можно оценить как попытки несколько видоизменить систему, приспособить ее к усилившимся с середины века буржуазным тенденциям социально-экономического развития. Даже для решения ограниченных фискально-финансовых задач необходима была определенная трансформация социальных связей, отмена наиболее архаичных налоговых привилегий. В свою очередь это не могло не вызвать резкого протеста привилегированных общественных слоев, прежде всего парламентской магистратуры, которая, в отличие от духовенства или дворянства в целом, располагала реальными политическими средствами борьбы с королевской администрацией.

Уже во время Семилетней войны (1756—1763) магистраты как столичной, так и почти всех провинциальных парламентских корпораций, не ограничиваясь критикой новых фискальных мер или финансовых злоупотреблений, стали регулярно отказываться от регистрации всех новых налогов, а в своих теоретических рассуждениях ставили под сомнение самые основы финансовой политики правительства. Они оспаривали право короля вводить новые налоги " без согласия нации" 32, указывали, что размеры последних должны определяться не прихотью монарха, а " естественными законами", гарантировавшими " сохранение собственности и имущества граждан" 33. По мнению парламентских теоретиков, король обязан был представлять магистратам полный и подробный отчет о всех источниках дохода и статьях расхода государства, с тем чтобы они смогли сами найти выход из сложного финансового положения34. Особенно резкий протест вызывал у членов парламентов проект обложения подоходным налогом - двадцатиной — дворянских земель. " Дворяне вашего королевства, Сир, вынесли на своих плечах бремя военных поборов, пролили на вашей службе свою кровь... Неужели же вы унизите их в мирное время новым налогом? " 35 — в тревоге спрашивал Парижский парламент. По мнению магистратов Тулузы, распространение двадцатины на " благородные земли... уничтожает самые основы феодального права" 36.

Во второй половине XVIII столетия стали нарастать сдвиги во всех сферах жизни французского общества. Ускорение темпов экономического развития и появление в экономике все более зрелых форм капиталистического уклада, изменения в социальной области, существенная трансформация идеологических структур — все эти факторы во многом способствовали и ощутимой внутренней переориентации абсолютистского режима, пытавшегося приспособиться к новым условиям социальной действительности.

Признаки упадка абсолютизма, скрытые за его внешне благополучным фасадом, проявлялись прежде всего в хроническом финансовом кризисе, который, несмотря на неоднократные усилия королевской администрации, так и не удалось ликвидировать. На рубеже 50-х годов XVIII в. произошло и оформление политической оппозиции абсолютизму, в которой главную роль вплоть до самого кануна революции играли парламенты — высшие судебные палаты французского королевства.

Проблема парламентской оппозиции, различные аспекты которой рассматриваются в целом ряде опубликованных за последнюю четверть века статей и монографий, привлекает внимание зарубежных исследователей главным образом в контексте изучения истории общества Старого порядка1. Однако, несмотря на то, что в современной зарубежной историографии этот сюжет широко рассматривался, проблема социальной направленности, идейно-политической сущности, исторического содержания парламентской оппозиции по сей день остается в значительной степени не изученной.

Правда, в выявлении политической роли этого института к настоящему времени достигнуты определенные успехи. Так, практически можно считать доказанным, что начиная со второй половины XVIII в. именно парламенты стали центром общедворянской оппозиции абсолютизму и превратились в главный фактор политической нестабильности абсолютистского режима. Данные выводы отнюдь не закрывают весь перечень существующих в литературе оценок парламентской оппозиции, а требуют дальнейшей детализации. В частности, если характер политических взаимоотношений парламентских магистратов с остальным дворянством изучен, хотя и не до конца, но все же относительно подробно, то имеющиеся в литературе оценки политической роли парламентов в контексте социальных запросов и политического поведения более широких слоев французского общества, особенно различных прослоек буржуазии и третьего сословия в целом, фрагментарны, не имеют под собой должной исследовательской базы и, в силу этих обстоятельств, далеко не бесспорны. Дискуссионными являются также имеющиеся отдельные истолкования характера политических взаимоотношений абсолютизма и парламентов, роли последних в развитии кризиса всей французской феодально-абсолютистской системы. Наконец, плохо разработан вопрос о социально-политической программе французских парламентов, о наличии или отсутствии у парламентской оппозиции реальной исторической альтернативы государственно-политической системе Старого порядка, т. е. абсолютистскому режиму, свергнутому Великой французской революцией.

Вопрос 13. Происхождение Великой Французской революции

Причины революции в основном всегда одни и те же. Это деньги. Денег в казне Франции в конце XVIII не было по той причине, что растраты дворян и королевского двора были несопоставимы с возможностями дополнять казну доходами граждан. Казна была пуста не временами, а постоянно. В этот момент Людовик XVI решился на крайнее средство на введение новых налогов – что бы получить формальное согласие, король отдал приказ созвать представителей всех трех основных сословий, которые назывались Генеральные Штаты, и которые собирались в последний раз 175 лет назад, то есть в 1614 году. Французские монархи были уверенны, что такие собрания представителей всех трех сословий является прямым и опасным посягательством на их абсолютную и неограниченную власть. Однако на этот раз другого подходящего выхода не было видно. 5 мая 1789 года под звуки труб и цимбал в Версале, где находилась резиденция королей, было торжественно провозглашено официальное открытие Генеральных Штатов. Но вместо так ожидаемого Людовиком XVI полного одобрения всех новых налогов, депутаты заявили королю, что они намеренны обсудить явно не исключительно насущные финансовые вопросы как того требовал король, но и так же решено было осуществить общее положение дел во Франции.

Как противодействие, Людовик XVI сделал вид, что он готов вести переговоры с представителями буржуазии, приказал к Парижу стягивать наемные войска из немцев и швейцарцев. Узнав о таких ходы короля, депутаты трех сословий провозгласили 9 июля 1789 года, провозгласили себя Учредительным собранием и объявили королю, что они выбирать собираются конституцию. На основании этого документа депутаты объявили, что они будут учреждать государственный строй, который существенно должен ограничить власть короля. В итоге король решил не сдаваться и продолжать борьбу.

Масла в огонь добавило и еще то, что 11 июля 1789 стало всем известно, что король уволил с поста министра популярного у буржуазии Неккера, и место которого был назначен барон де Брейтель, который прямо говорил, что если нужно будет сжечь Париж, то его сожгут. Как итог в городской среде начались волнения, которые даже не казались бунтом, это была полноценная революция. Уже 12 июля с утра толпы людей вышли на площади и сады Парижа, где ораторы разоблачали намерения короля и при этом везде звучали призывы к борьбе против режима короля и дворян.

Вопрос 14. Великобритания в XVIII в. Формирование конституционной монархии.

В конституционном развитии Англии в 18 веке можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Парламент двухпалатный. Верхняя (палата лордов) состоит из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Нижняя (палата общин) формируется на основе избирательного права.

Политическое господство аристократии в парламенте обеспечивалось путем ограничения круга избирателей узким социальным слоем. При этом виги отстаивали высокий имущественный ценз, а тори - ценз земельный.

По закону 1710 г. избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в городах.

Лидерство аристократии в парламенте обеспечивала и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократов были так называемые " карманные" и " гнилые" местечки, они посылали своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века.

Возвышение парламента. С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, передав тем самым всю полноту законодательной власти в руки парламента.

В 1716 г. принят закон, увеличивший срок полномочий нижней палаты с трех до семи лет, что обеспечивало известную независимость парламента от избирателей. Парламентские заседания проходили тайно. Лица, разглашающие информацию о прениях, подвергались преследованию.

В ХУШ веке в Англии оформляется кабинет министров. Лишив короля законодательной власти, парламент стремится ограничить его деятельность в области исполнительной тоже, поставив деятельность министров под свой контроль.

Этому способствует ряд неписаных конституционных правил:

а) С середины 20-х годов ХVIII в. король не посещает заседания кабинета министров, что освобождает его членов от непосредственного королевского давления и способствует формированию должности премьер-министра.

б) Утверждение принципа неответственности монарха. Начало этому было положено правилом контрасигнатуры (Акт об устроении 1701 г. ) и положением 1711 г. о том, что за подписанный документ ответственность несет министр. Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю над ним парламента. Это выражалось в отставке члена кабинета, не устраивавшего палату общин.

в) Ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц.

г) В первой половине ХVIII в. формируется принцип, по которому кабинет министров прибывает у власти только, пока он имеет поддержку большинства палаты общин. (В 1782 г. кабинет Норса целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с палатой общин).

Таким образом, в течение ХVIII в. английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом государственного управления. Он состоит из основных должностных лиц государства и несет коллективную ответственность перед палатой общин. Ответственное правительство - это отличительный признак парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу ХVIII в.

В результате бурного развития промышленности и сельского хозяйства в конце ХVIII - начале ХIХ в. произошли изменения в классовой структуре английского общества. Сохранение политической власти все еще в руках аристократии становится несовместимым с новыми экономическими интересами. Мелкая буржуазия и рабочие требуют демократизации политического строя и введения всеобщего избирательного права.

В 1832 г. проведена первая избирательная реформа. В результате:

а) 56 " гнилых местечек" были лишены представительства в парламенте;

б) 30 местечек могли впредь посылать в парламент по одному вместо двух депутатов;

в) освободившиеся 146 мест были отданы городам (66), графствам (65); Шотландии, Германии, Уэллес.

Избирательное право было предоставлено мужчинам, достигшим 21 года, и имеющим недвижимость (в графствах это земля, в городах - строение), приносящую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. Получили право голоса земельные арендаторы, имеющие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов в год.

Был установлен ценз оседлости - 6 месяцев. В результате реформы число избирателей было увеличено до 652 тыс. человек (1/22 часть населения). Промышленная буржуазия добилась представительства в парламенте, однако ни мелкая буржуазия, ни рабочие не получили избирательных прав. Не было ликвидировано неравенство избирательных округов и сохранилось открытое голосование.

В 1867 г. был принят новый закон о парламентской реформе, перераспределивший депутатские места: 11 местечек лишены права выбора депутатов в палату общин; 35 - сохранили право выбора лишь одного депутата; освободившиеся мандаты переданы крупнейшим промышленным городам и графствам.

В городах избирательное право представлялось всем владельцам или съемщикам домов, уплачивающим налог в пользу бедных, а также квартиронанимателям, уплачивающим в год не менее 10 фунтов стерлингов арендной платы (при цензе оседлости в 1 год). Очень важной была оговорка, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается и тот, кто вносит этот налог через своего домовладельца. Так, в избирательные списки попали не только домовладельцы, но и все жильцы.

В результате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось более чем на миллион за счет мелкой буржуазии, ремесленников и рабочих.

В 1872 г. в Англии вводится тайное голосование. В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная реформа. Условия имущественного ценза, установленного для избирателей городов, были распространены на сельский пролетариат, обойденный реформой 1867 г. Были введены избирательные округа, каждый из которых выбирал по 1 депутату. Новое увеличение количества мандатов получили промышленные города.

Политические партии. Важным последствием первой избирательной реформы 1832 г. является преобразование ведущих политических партий Англии. Прежние названия потеряли в современной обстановке всякий смысл, поэтому тори превратились в консерваторов, а виги - в либералов. Наряду с названиями партий изменилась и их структура. Появилась необходимость регистрации избирателей, составления избирательных списков. Эти функции взяли на себя вновь созданные местные партийные организации, появилось понятие постоянного партийного членства.

Либералы и консерваторы поочередно сменяли друг друга у власти. При этом либералы представляли интересы крупной буржуазии, располагали поддержкой мелкой буржуазии и оказывали сильное влияние на верхушку рабочего класса. На протяжении 60-70-х гг. либеральная партия перестроилась: во всех избирательных округах были созданы ее постоянные комитеты, в которых работали штатные чиновники. Руководство партии было сосредоточено в центре. Новая система получила завершение после создания в 1877 г. Национальной либеральной ассоциации.

Консервативная партия до 80-х годов уступала либералам в силе и влиянии. Она опиралась на земельных собственников, крупных феодалов и англиканскую церковь. В конце 70-х годов она была реорганизована по образцу либералов. В 1833 г. создан Национальный совет консервативных ассоциаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...