Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Французская историческая наука в конце XIX в. и на рубеже XIX–XX вв.




Французская историческая наука в конце XIX в. и на рубеже XIX–XX вв.

Интеллектуальная атмосфера 50–60-х гг., черты сциентизма. Возведение истории в ранг подлинной науки. И. Тэн о применении естественнонаучного метода к изучению истории. Психологический метод Тэна. Исследования историков-позитивистов посвященные древней истории (Э. Ренан, Ф. де Куланж). Французская историческая наука в конце XIX в. и на рубеже XIX–XX вв. Утверждение позитивистской историографии. Перестройка преподавания истории в духе умеренного республиканизма. Публикация источников. Учреждение специализированных исторических институтов и журналов («Восемнадцатый век», «История французских колоний» и т. д. ). Э. Лависс – «папа официальной историографии» Третьей республики. Учреждение «Revue historique». Методологическая перестройка историографии на основе позитивизма. Различные направления внутри позитивистской историографии от консервативного до радикально-либерального. Интерес к политической истории и истории идей. И. Тэн и его «Происхождение современной Франции». Критика Оларом предвзятости Тэна. Возникновение французской марксистской историографии. Критика позитивистской социологии П. Лафаргом.

Немецкая историография ХХ в.

Дильтей В. и познание как переживание. Неокантианство в немецкой историографии. Г. Риккерт и «теория частных причин». М. Вебер – теория «идеальных типов», капитализм и протестантская этика. Локальные культуры как единица истории в концепции О. Шпенглера. К. Ясперс и теория «осевого времени». «Франкфуртская школа». Историческая концепция Ф. Мейнеке. Историческая наука в нацистской Германии. Основные направление послевоенной немецкой историияографии. «Германская катастрофа» Ф. Мейнеке. Концепция германской истории Г. Риттера. Немецкая историография германского нацизма. Ф. Фишер. И. Фест. Кризис «франкфуртской школы». Социологические концепции в послевоенной германской историографии. В. Конце. К. Босль.
Французская историография ХХ в. Итальянская историограф.

Противостояние позитивистского сциентизма и иррационализма во французской науке начала ХХ в. Э. Лабрусс. Экономическая история. История и социология во французской историографии. Э. Дюркгейм. Теория «исторического синтеза» А. Берра. Становление французской исторической школы «Анналов»: концептуальные основы направления, предмет и методология первого поколения «Анналов». Концепция «глобальной истории» Ф. Броделя и ее значение. Третье поколение школы «Анналов», критика концепции Ф. Броделя; «серийная история» П. Шоню и ее значение; Ж. Дюби: менталитет как объект историографии; концепция европейского средневековья в трудах Ж. Ле Гоффа; Ф. Арьес; Э. Леруа Ладюри. Марксистская историография во Франции (А. Матьез, Ж. Лефевр, А. Собуль, П. Ренувен). Философия истории Б. Кроче: история как философия и искусство. Историография итальянского фашизма (Р. Ромео, Р. Де Феличе).

Английская историография ХХ в.

Р. Дж. Коллингвуд и его методология. Л. Нэмир. Цивилизационная теория А. Дж. Тойнби и ее значение. Д. М. Тревельян и его исследования. Основные направления в послевоенной британской историографии; релятивистская историография (И. Берлин, Х. Тревор-Роупер, Дж. Китсон-Кларк, Дж. Элтон, А. Тейлор). Неопозитивизм в британской историографии. Э. Карр. Особенности марксистской историографии в Великобритании (К. Хилл, Э. Хобсбоум); Д. Рюде. «Социология и история» в интерпретации П. Берка.
Американская историография ХХ в.

Американская историческая наука в ХХ в. и ее особенности; роль научной эмиграции из России и Германии. Ф. Тернер и граница в американской истории. Историческая концепция Ч. О. Бирда. Попытка экономической интерпретации американской истории. А. Шлезингер-ст. Компаративное осмыслении истории США и Старого света. В. Паррингтон. «Негритянская историография» Гражданской войны и У. Дюбуа. Г. Аптекер. Америка как самобытная цивилизация; М. Лернер. А. Шлезингер-мл. и его «Циклы американской истории». Д. Бурстин. Американская историография II Мировой войны. Становление американской клиометрии (А. Конрад, Д. Мейер), ее основные направления и особенности (Д. Мерфи, Д. Норт, Р. У. Фогел). «История идей» А. О. Лавджоя.

Вопрос 3. Латинская Америка в конце XVIII – начале XIX в.

 

Название «Латинская Америка» употребляют в отношении стран Южной и Центральной Америки и островов Карибского моря. Европейские колонизаторы, которые царили здесь в течение трех веков, вызвали распространение в регионе испанского, португальского и французского языков, которые происходят от древней латинского языка, что и обусловило его название.

В конце XVIII в. часть территории Латинской Америки принадлежала Испании. Ее колониальные владения были объединены в четыре вице — королевства — Ла-Плата (современные Аргентина, Уругвай, Парагвай, Боливия), Новая Гранада (Колумбия, Панама, Венесуэла, Эквадор), Новая Испания (Мексика и часть Центральной Америки), Перу (Чили и Перу). Испания владела также островами Куба, Пуэрто-Рико и Гаити. Португалии принадлежала Бразилия, которая занимала около половины всей территории Южной Америки.

В эпоху Великих географических открытий португальский мореплаватель Педру Кабрал открыл восточную часть Южной Америки. Долгое время португальцы из основанных здесь колоний вывозили только ценные породы древесины, которые называли «пау — бразил». Такое название со временем закрепилось за этой частью Латинской Америки. Колония Сан — Доминго на острове Гаити состояла из французской (западной) и испанской (восточной) частей, а Гвиана делилась на британское, нидерландское и французское колониальные владения. Во всех колониях европейцев в Латинской Америке власть принадлежала колониальной администрации, которая предназначена из метрополий. Решающее значение для положения человека в Латинской Америке мало ее происхождения и цвета кожи. Первое место занимали белые, происходившие из Европы, дальше креолы — белые, родившихся в колониях. За ними шли метисы (рожденные от белых и индейцев), мулаты (рожденные от белых и чернокожих), самбо (потомки чернокожих и индейцев) и индейцы. Ниже всех считали чернокожих, происходившие от негров-рабов, завезенных из Африки. Население Латинской Америки составляли индейцы (коренные жители региона), европейские переселенцы, выходцы из Африки и те, кто родился от смешанных браков. В составе 16 -миллионного населения испанских колоний около 7, 5 млн. человек составляли индейцы, 5, 3 млн. — метисы, мулаты и самбо, 3 млн. — креолы. Население португальской Бразилии составил 3, 2 млн. человек, среди которых было 1, 3 млн. негров- рабов. Всего в тогдашней Латинской Америке было около 2 млн. негров- рабов. Подавляющее большинство индейцев находилась в собственности государства. Они платили подушную подать, отрабатывали обязательную трудовую повинность, бесплатно работая в рудниках, на строительстве и т. д.. Менять место жительства без разрешения колониальной администрации им запрещалось. Латифундисты (крупные землевладельцы) присваивали земли индейцев и превращали их в батраков. Небольшое количество латиноамериканцев составляли свободные крестьяне — скотоводы (гаучо в Ла -Плате и льянеро в Новой Гранаде). Значительную часть работающего населения составляли долговые рабы- пеоны, зависимость которых от кредиторов передавалась по наследству семье и переходила на следующие поколения. На плантациях сахарного тростника в Бразилии работали негры — рабы. Индейцы, негры, метисы, мулаты и самбо были лишены возможности занимать должности в колониальной администрации и органах местного самоуправления. Большинство местной аристократии (креолов) составляли достаточно состоятельные владельцы плантаций, торговых предприятий и т. д.. их недовольство вызвали высокие налоги, разрешение вывозить свою продукцию только в метрополий, существование государственных монополий (исключительных прав) на продажу соли, табака и других товаров. Вследствие того, что креолам запрещалось занимать административные должности, они выступали за предоставление колониям самоуправления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...