4. Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями
5. Причины вторичной выгоды
5. Методика "Незаконченные предложения "
5. Коррекция личностной направленности ребенка
6. Другие психологические причины
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%)
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
1. Анкета для определения школьной мотивации
1. Стимуляция познавательной активности
Продолжение
Феноменология трудностей
Возможные психологические причины
Психодиагностические методики
Рекомендации
2. Преобладающая мотивация учения — игровая
2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
2. Коррекция личностно-мотивационной сферы
3. Индивидуально-типологические особенности личности
3. Методика Рене Жиля
3. Учет индивидуальных особенностей в учебном процессе
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона — Рузера)
4. Упражнения 13-16
5. Низкий уровень развития произвольности
5. Методика "Домик", "Графический диктант"
5. Упражнения 68-72
6. Несформированность приемов учебной деятельности
7. Другие психологические причины
6. Методика "Узор"
6. Упражнения 59-72
Продолжение
Феноменология трудностей
Возможные психологические причины
Психодиагностические методики
Рекомендации
20. Испытывает страх перед опросом учителя (4,67%)
1. Заниженная самооценка
2. Возможные трудности
L. Методика изучения самооценки
2. Методика
L. Коррекция личностно-мотивационной сферы
2. Работа с
в семье
"Кинетический рисунок семьи" (КРС)
родителями
3. Внутреннее стрессовое состояние
3. Методика Люшера
3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие
4. Индивидуально-типологические особенности личности
4. Методика Рене Жиля, детский вариант характерологического оп-росника Г.Айзенка
4. Учет индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе
5. Другие психологические причины
Продолжс пир
Феноменология трудностей
Возможные психологические причины
Психодиагностические методики
Рекомендации
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что пись
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
1. Анкета для определения школьной мотивации
1. Коррекция личностной направленности школьника
менная работа полностью отсутствует (2,6%)
2. Преобладающая мотивация учения — игровая
2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
2. Стимуляция познавательной активности
3. Низкий уровень развития произвольности
3. Методика "Графический диктант"
3. Упражнения 68-72
4. Несформированность приемов учебной деятельности
4. Методика "Узор"
4. Упражнения 59-67
5. Другие психологические причины
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время
1. Отсутствует учебная мотивация
1. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
1. Стимуляция познавательной активности
(1,0%)
Феноменология трудностей
Возможные психологические причины
Психодиагностические методики
Рекомендации
2. Несформированность отношения к себе как к школьнику
2. Анкета для определения школьной мотивации
2. Коррекция личностной направленности
3. Заниженная самооценка
3. Методика изучения самооценки (Спилбергера)
3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие
4. Внутреннее стрессовое состояние
4. Методика Люшера
4. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР
5. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
6. Другие психологические причины
Продолжат
Феноменология трудностей
Возможные психологические причины
Психодиагностические методики
Рекомендации
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0,97%)
1. Возможные трудности в семье
2. Перенесение функции матери на учителя
1. Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)
1. Работа с родителями
2. Коррекция личностно-мотивационной сферы
3. Особенности развития "Я-концепции"
3. Методика "Несуществующее животное"
4. Другие психологические причины
24. Долгое время не может найти свою парту (0,7%)
1. Слабое развитие ориентировки в пространстве
1. Таблицы Шульте
1. Упражнения 1, 2, 3
2. Низкий уровень развития образного мышления
2. Методика "Лабиринт"
2. Упражнения 47-52
Окончание
Феноменология трудностей
Возможные психологические причины
Психодиагностические методики
Рекомендации
3. Низкий уровень развития восприятия
3. Методика изучения восприятия
3. Упражнения 5-8
4. Низкий уровень сформированности произвольности
4. Методика "Домик", "Графический диктант"
4. Упражнения 68-72
5. Низкий уровень развития самоконтроля
5. Методика "Узор"
5. Упражнения 62-67
6. Низкий уровень развития долговременной памяти
6. Методика изучения долговременной памяти
6. Упражнения 31-38
7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий)
7. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие, обеспечение щадящих условий обучения
8. Другие психологи
ческие причины
Развитие познавательной сферы
диагностика развития внимания
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант)
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.
Время работы — 5 минут.
Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут".
Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т^ фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Тд фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем (время выполнения Тз фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Тз — (T^+Tg).
Стимульный материал
у 10'
Таблицы Шульте
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция:"Покажите указкой, и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".
Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)
Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант)
В
И
с
м
А
ж
У
ч
х
Е
л
ш
п
щ
д
Ц
ф
т
К
Б
н
р
Г
Д
Ц
К
С
Г
м
Б
Щ
Х
У
Ф
Ч
н
р
Т
Е
л
ш
И
В
п
А
Ш
х
к
Е
ч
В
А
М
о
Н
ф
С
П
т
Л
р
У
Г
ц
д
Б
и
щ
А
Ц
л
н
Г
П
Ф
ч
т
С
Д
ш
к
Е
И
У
х
р
В
Щ
м
о
Б
Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма — 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма — 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.