Навыки и умения коучинга
Каждое из последующих умений направлено на катализацию действия и углубление обучения. Они различаются по эффекту от мягких, основанных на взаимной поддержке, до действенных и настойчивых; все это разработано для того, чтобы позволить клиентам обратиться к ключевым проблемам и темам собственной жизни. Умелый коуч будет знать, когда нужно применить такую выводящую за привычные рамки технику, как «мозговой штурм», а когда настало время бросить клиенту вызов и попробовать его на«слабо». «Мозговой штурм» «Мозговой штурм» — это искусство порождения большего количества идей, чем клиент может генерировать сам по себе. Оно включает равное участие коуча и клиента для создания возможностей и новых перспектив и полагается на опыт обоих по созданию новых идей. «Мозговой штурм» помогает клиенту увидеть те находки, которые он может привнести в свою собственную жизнь и в дискуссию: новые идеи, новые способы действия, новые возможности выбора. Поскольку коуч будет принимать непосредственное участие в этом процессе, что не является обычной практикой, неплохо попросить разрешения. Коуч может сказать: «Поисследуем немного эти возможности? Устроим "мозговой штурм"?» или: «Не хотите ли, чтобы я обсудил с Вами несколько идей?». Повторюсь еще раз: не привязывайтесь к результатам — это ключевой момент для коуча. Предлагайте любые блистательные идеи, какие пришли вам в голову, но не цепляйтесь за них. Диалог Клиент: Я здесь немного застрял. Я не был на настоящем свидании пятнадцать лет. Что люди делают? Коуч: А что вы хотели бы делать? Клиент: Не знаю. А у вас есть какие-нибудь идеи? Вы одиноки... Коуч: А хотите, устроим небольшой мозговой штурм? Клиент: Конечно. Я в безнадежном положении. Коуч: О'кей, вам начинать.
Клиент: Я ходил в бар, когда учился в колледже, не думаю, что мне бы хотелось снова туда пойти. Коуч: Тогда, возможно, вы не выберете его, но такая возможность у вас есть. Отлично. А что вы делаете в свободное время, чтобы расслабиться? Катаетесь на лыжах? На роликах? Клиент: Я развожу птичек. Коуч: Потрясающе. Вы могли бы присоединиться к группе любителей птиц или даже основать свою. Только для одиноких. Какие еще возможности? Клиент: Можно дать объявление в газету в разделе «знакомства», но мне это как-то неловко... Коуч: Ну что же, мы провели «мозговой штурм». Нет плохих или недейственных идей. Только возможности выбора. Итак, вы сказали про объявление в газету. Я бы сформулировал его так: согласен воспитывать ваших детей. Клиент: А мне пришло в голову: надо бы узнать, где происходят встречи одиноких родителей. Планирование/Целеполагание Существует поэтапный метод перехода от перспективы (возможности) к действию, включающий семь шагов. Однако некоторые клиенты застревают в этой последовательности на стадии планирования и постановки цели. Проработка последовательности действий, ведущих к цели, — это действительно искусство, которое клиенты пока еще не освоили самостоятельно. Они могут чувствовать общее направление движения, но не обладать достаточным опытом точного и четкого планирования, сколько и на что понадобится времени и денег; они еще пока не привыкли учитывать, как именно движение к цели повлияет на взаимоотношения с людьми, в которые они вовлечены. Клиенты иногда стремятся увильнуть даже от такого простого действия, как записывание своих целей, потому что, записывая, они тем самым принимают на себя ответственность. Это уже не шутки, не пустая болтовня, а серьезное заявление. У многих клиентов постановка цели ассоциируется с новогодним зароком самому себе: у них начинается головная боль при одной только мысли об этом. Они перестали давать серьезные зароки, поскольку все, что они делали, настраивало их на поражение. Им нужно понять, что на этот раз постановка цели будет совсем иной, поскольку они работают вместе с коучем.
Коуч может поучаствовать в составлении плана и установлении цели, чтобы помочь своим подопечным осуществлять эффективные, выполнимые действия, которые позволят им непрерывно расти, чувствуя себя в безопасности. Для некоторых клиентов то, что путь к цели можно разбить на небольшие этапы, является откровением, способствующим прорыву. Прежде они видели только бескрайний континент, который предстояло пересечь. Теперь же перед ними множество кратких экскурсий. Помощь клиентам на начальном этапе может существенно повлиять на их успех. Цели должны быть сформулированы конкретно, быть измеримыми, ориентированными на действие, реалистическими и привязанными к конкретному времени. Диалог Коучинг представляет собой эффективную структуру, помогающую человеку начать и продолжать действие, приобретая знания по мере его совершения. Но порой действием, о котором он мечтает, является безделье. Коуч: Я получил Ваш факс. Вы устроили себе после обеда выходной. Это потрясающе. Клиент: Это было очень странно. Коуч: Все время после полудня? Клиент: Да. Я едва не начал звонить по своим поручениям, но не сделал этого. Коуч: Отлично. И чему Вам удалось научиться? Клиент: Что мир не рухнет, если я уйду часа на четыре. Коуч: А еще? Клиент: Что я нанял компетентных людей, на которых могу положиться. Коуч: Еще что-нибудь? Клиент: Я почувствовал себя великолепно, как только я смог перестать беспокоиться. Коуч: Отлично. Что у Вас на следующем уровне? Клиент: Поднять планку? Коуч: Верно. Теперь, когда Вы ощутили свободы, каков решительный шаг? Клиент: Я действительно знаю, что это за шаг. Я хочу запланировать отпуск на июль. Коуч: Радикально. Поздравляю Вас. Что вы собираетесь делать на следующей неделе? Клиент: Я думаю зайти в турагенство в нашем здании и взять проспекты о Бали и Аляске. Просьба Снова и снова коуч акцентирует внимание на том, что речь идет о жизненных задачах клиента, что у клиента достаточно сил, что именно ему известны ответы. Однако бывают такие моменты, когда коуч просит клиента совершить какое-то действие. Основываясь на своей подготовке, опыте и знании своих клиентов, коуч чувствует, в каком направлении следует двигаться, чтобы клиент как можно больше узнал благодаря своим действиям. Коуч находится дальше от «гремлина» клиентов, чем они сами, что дает ему иную точку зрения, обладающую определенной ценностью.
Таким образом, бывают моменты, когда коуч говорит своему клиенту: «Я прошу Вас на этой неделе составить подробный бюджет личных расходов и расходов на ведение хозяйства на месяц. Вы сделаете это?». Обратите внимание, что язык просьбы включает определенные формулировки: просьба сама по себе является конкретной и измеримой (клиент на самом деле будет за что-то отвечать), а заканчивается она вопросом, который требует некоторых обязательств. Это гораздо эффективнее, чем просто просить клиента заняться на этой неделе своими финансами. Слова, которые мы используем, очерчивают ситуацию и дают понять, что происходит и имеет значение. Со временем, используя эту позицию, клиент поймет, что выполнение просьбы означает принятие личных обязательств, а не только выполнение предписаний коуча. Ключевой момент успешного применения этой техники коу-чинга состоит в том, чтобы не привязываться к содержанию просьбы. Как только коуч фиксируется на великолепии собственной идеи и начинает думать, что это оптимальный путь для достижения клиентом результатов, это становится частью сценария ег5 жизни, а не клиента. Необходимо всегда оставлять клиенту три пути: он может согласиться выполнить просьбу коуча, отказать ему или выдвинуть встречное предложение. Если клиент отказал коучу, тому не надо стесняться некоторое время отстаивать свою идею, продолжая объяснять, почему это должно подействовать и какую ценность могло бы иметь. Возможно, клиент отвлекся и не понял коуча с первого раза. Можно даже попытаться проверить, действительно ли отказывает сам человек, а не его «гремлин».
Если клиент отказывается от предложения коуча, нужно спросить его: «А что Вы будете делать?». Задача коуча заключается в том, чтобы в какой-то форме имели место деятельность и обучение: пока это происходит, не имеет значения, от кого исходит просьба. Вполне возможно, что клиент, так или иначе, обратится к замечательной идее коуча немного позже. Диалог Клиент: Я хотел бы хорошо выглядеть на встрече выпускников. Мы окончили институт десять лет тому назад. Я бы с радостью сбросил фунтов десять. Коуч: А как идет Ваша программа тренировок? Клиент: Я хожу в клуб примерно раз в неделю. Я знаю, что этого недостаточно. Коуч: А какие упражнения Вам нравятся больше всего? Клиент: Плавание. Я люблю воду. Коуч: Отлично. Я хочу попросить Вас, чтобы Вы плавали минимум полчаса, четыре раза в неделю. Вы согласны? Клиент: Знаете что, я бы лучше занимался по сорок минут, но трижды в неделю. Это позволит мне сэкономить одну поездку в клуб, а по времени выйдет то же самое. Коуч: А как я узнаю, что Вы это сделали? Клиент: Я буду регистрироваться каждую неделю, как только приступлю к занятиям. Коуч: Вы хотите что-нибудь добавить? Клиент: Пожалуй, я стану по воскресеньям ходить на прогулки или ездить на велосипеде вместе с женой и сыном. Вызов [4] Вызов побуждает клиента выходить за пределы ограничений, которые он сам установил для себя, совершать невероятные поступки. Если вызов достаточно эффективен, то клиент замирает, выпрямившись, и восклицает: «Да никогда, никоим образом! Я этого не могу!». Если его ответ именно таков, значит коуч на правильном пути. Представление коуча о возможностях клиента превышает созданное им самим понятие. Часто ответная реакция клиента несколько противоречива: с одной стороны, раздражение, вызванное столь непомерными требованиями коуча, а с другой — некоторое ободрение при мысли о том, что тот в нем настолько уверен. Большинство клиентов немедленно откажется выполнить просьбу коуча, но затем внесет встречное предложение, причем на более высоком уровне, чем изначально предполагавшийся. Коуч говорит своему клиенту: «А я думаю, Вам не слабо было бы говорить "нет" двадцать, нет, тридцать раз в день!». Он ответит: «Как это?.. Нет, не выйдет. Меня за неделю съедят живьем, выгонят с работы, жена со мной разведется. Я буду отказывать десять раз в день. Это мой потолок». Таким образом, клиент из человека, который не может сказать «нет» ни дома, ни на работе, превращается в того, кто практикует это полезное умение десять раз на дню. Вот она, сила вызова.
Диалог Клиент: Меня как будто черной тучей затянуло в последние шесть месяцев. Коуч: По тому, как Вы об этом рассказываете, создается впечатление, что это больше, чем просто туча. Вы пребывали в этом смутном настроении неделями. Вы сказали, что ощущали апатию, плохо ели... и все из-за этой рукописи, которую надо закончить. Клиент: Исследовательская статья. На самом деле, исследование уже завершено. Все, что от меня требуется, это описать его. Коуч: Когда Вы собираетесь завершить статью? Клиент: На этой стадии я не знаю. Коуч: Сколько часов это займет? В наилучшем случае? Клиент: Трудно сказать. Может быть, часов тридцать — чуть больше, чуть меньше. Коуч: Я бросаю Вам вызов. А не слабо Вам закончить статью до нашей встречи на будущей неделе? Клиент: К следующей неделе! Вы с ума сошли! Коуч: Вы смогли бы закончить за неделю? Клиент: Ну, да, если бы я занимался только этим и больше ничем — успел бы. Коуч: Что Вы будете делать? Клиент: Я сделаю черновой набросок. Коуч: Здорово! Я хочу, чтобы Вы понимали, что отвечаете на серьезный вызов. Вперед! Клиент: Я действительно смог бы закончить эту вещь еще при жизни!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|