Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления
Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия учителя должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно описаны в коррекционной программе развития памяти (см. "Низкий уровень развития памяти"). Не будем повторяться, и дополним их другими. Упражнение № 47. Игра типа "На что это похоже"? 177 Упражнение № 48. Игра типа "Дополни до. Упражнение № 49. Игра типа "Догадайся, кто нарисован 178 Упражнение № 50. Задание типа "Заполни пробел" После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления. Упражнение № 51. Игра "Кубики" Материал состоит из 27 обычных кубиков, склеенных между собой так, что получается 7 элементов: Осваивается эта игра поэтапно. Первый этап — рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 — буква Т, 2 — буква Г, элемент 3 — уголок, 4 — зигзаг молнии, 5 — вышка со ступеньками, 6 и 7 — крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучше и эффективнее. Второй этап — освоение способов присоединения одной части к другой. Третий этап — складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.
Четвертый этап — складывание объемных фигур по представлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом. СТЕНКА В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки. Упражнение № 52. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек" Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. "Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата". "Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника". 'Составить два разных квадрата из 7 палочек". Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры. "-В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы, получилось 4 равных треугольника". "В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата". "Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок". "Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк". "Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, "смотрела в другую сторону". "Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?" Очень хорошим упражнением на развитие наглядно-образного мышления является лабиринт. Имеется в виду методика исследования наглядно-образного мышления "Лабиринт" (см. Психодиагностические методики). На основе материала методики учитель может составить собственные лабиринты и использовать их на коррекционных занятиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|