Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй этап. Графическое действие




Вводятся условные обозначения: "хозяева" изображаются разноцветными кружками, классы принадлежащих им предме­тов обозначаются символическими рисунками. В этой серии дети обучаются определять целый класс фигур по его пересече­ниям с другими классами, по подклассу и дополнительным классам. В отличие от первой серии в данной ребенок не знает, кому принадлежит класс фигур. Требуется определить, какой класс принадлежит лицу, чью роль он принимал, если известно, к кому относятся два подкласса этого класса или пересечение двух классов. Ребенок производит операции над классами, устанавливая их принадлежность условным лицам, чьи позиции он последовательно занимал.

Затем действия производятся на вербальном уровне — ре­бенку называют свойства фигур, а он указывает их "хозяев", и наоборот, упоминались "хозяева", а учащийся описывал при­надлежащие им фигуры, т.е. в данной серии у ребенка форми­руется умение ориентироваться при классификации не на от­дельные признаки предметов, а на их соотношение и на этом

194

основании причислять предметы к тому или иному классу. Для формирования данных умений можно использовать и дру­гое упражнение, в котором действия производятся на матери­альном уровне: ребенку даются коробочки разных цветов, в каждой из которых лежит кубик. По цвету кубик либо совпа­дает, либо не совпадает с коробочкой. По признаку цвета — совпадению или несовпадению окраски коробочки и кубика — можно составить 2 класса коробок. В ситуацию вводятся куклы, каждая из которых выстурает "хозяином" какого-либо одного класса. Сначала ребенок последовательно занимает ус­ловные позиции и определяет, кому принадлежат подклассы и классы фигур. После этого учитель, а затем ученик перемеща­ют кубики в коробочки так, чтобы соотношение цветов стало иным. Новое соотношение признаков в предмете изменяет его принадлежность тому или иному классу (лицу), что и опреде­ляет ребенок.

На графическом этапе вводятся условные обозначения для коробок и лежащих в них кубиков. Кроме того, детям предла­гается система стрелок, которыми обозначается переход пред­мета в другой класс при изменении соотношения признаков. Система стрелок и условные обозначения представляют собой знаки, которые вырабатываются по ходу обучения совместно ребенком и учителем. Знаки выступают средством как опери­рования классами, так и общения ученика с учителем (точнее, их совместной работой). Это обеспечивает возможность перехо­да к вербальному этапу обучения.

Критерием сформированное™ действия является умение ре­бенка занять позицию учителя и самостоятельно вести игру между собой. Подобный обмен ролями возможен лишь при осознании ребенком структуры задачи и средств ее решения. Переходя на позицию учителя, ребенок принимает на себя все его функции — постановку задачи и контроль за его выполне­нием.

Формирование умения принять учебную задачу тесно связа­но с такой мыслительной операцией, как анализ и переход к теоретическому обобщению, следствием которого является про­стейшее умозаключение. В связи с этим можно использовать следующее упражнение.


Учебный материал составляют геометрические тела, различ­ные по форме (цилиндры и граненые фигуры), по высоте (10 и 15 см), и по цвету — о цветов.

1 группа: низкие граненые (8 фигур). Их название бик.

2 группа: высокие граненые (7 фигур). Их название гур.

3 группа: низкие цилиндры (3 фигуры). Их название цев.

4 группа: высокие цилиндры (3 фигуры). Их название лаг.

Учитель ставит перед ребенком учебную задачу: "Перед тобой расположены фигуры. У каждой есть свое название. Причем одно и то же название имеют несколько фигур. Вот, например, эта фигурка (низкая белая шестигранная призма) называется бик. Повтори, пожалуйста, как она называется. Ты должен отобрать сюда другие фигурки, которые, по-твое­му, могут называться бик".

На следующих этапах аналогично дети учатся отбирать фи­гуры гур, цев и затем лаг. На первых этапах необходимо научить детей отбирать фигуры хотя бы по одному признаку, выделяя его совместно с ребенком. При этом необходимо до­биваться, чтобы, выполняя задание, дети давали словесный отчет, почему он отнес фигурку к данной группе. Следующим этапом, при полном усвоении первого, может служить выде­ление одновременно двух признаков, которые учитель также пытается выявить совместно с ребенком. Теперь, отбирая об­разцы выделенного класса, дети должны обосновать свой

выбор двумя признаками. Учебная задача может считаться принятой, если ребенок в состоянии один разделить предъяв­ленные фигуры на группы, называет их и дает общее опреде­ление принципа объединения фигур в каждой группе, а именно — сходство по высоте и форме. Данное задание может быть модифицировано использованием другого дидак­тического материала.

Упражнение № 60. "Формирование умения планировать свои действия"

Для формирования данного умения необходимо использо­вать упражнения, побуждающие обучаемого ребенка изме­нять свою позицию. Изменяя позицию (т.е. рассматривая си­туацию как бы с точки зрения другого участника деятельнос­ти), ребенок учится выделять те связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно воспринимаются не-расчлененно. Благодаря соотнесению разных точек зрения должна сняться свойственная детям этого возраста "центра-ция" на отдельных сторонах решаемой задачи. Для того чтобы вызвать изменение позиции, обучение делится на два этапа. На первом (предварительном) этапе дети реально дей­ствуют вдвоем. Различие их позиций (точек зрения) проявля­ется в практических действиях и не осознается детьми. На втором (основном) этапе ребенку предлагают продолжать в одиночку решение задачи, которую раньше он делил с парт­нером. При этом теперь от ребенка требуется выполнять как те операции, которые числились за ним прежде, так и те, которыми занимался партнер. Само по себе выполнение опе­раций за другого еще не обеспечивает принятие позиции дру­гого. Однако в данном обучении принятие позиции достигает­ся благодаря организации специальной игры, по ходу кото­рой ребенка побуждают брать на себя роль партнера. Учитель предлагает: "Давай теперь Леше (называется имя партнера по первому этапу), а ты сам будешь действовать и за себя, и за него". Далее, уже в процессе выполнения учитель спра­шивает: "Кто ты сейчас? Сережа? А теперь Леша, да?" и т.д. Такая организация обучения обеспечивает ребенку "двой­ную позицию" (одну из разновидностей условно-динамичес-

197


кой). Обучение происходит на следующем дидактическом ма­териале.

Игровое поле представляет собой лист бумаги с нанесенными на него кружками. Два крайних кружка (один из которых об­ращен к одному из играющих, другой — к другому) отмечены звездочками. Кружки соединяются линиями (дорожками). На исходный кружок перед началом игры ставится фишка. Играю­щие по очереди передвигают ее. За один ход фишка может "шагнуть" на любой кружок, соединенный дорожкой с тем, на котором она стояла до этого. Выигрывает тот, на чьей звездоч­ке в итоге оказывается фишка. Чтобы выиграть, нужно зара­нее проделать в уме возможные ходы и определить, какая из дорожек позволит провести фишку к "своей" звездочке, не упуская из виду при этом, что противник будет оказывать про­тиводействие. Сначала дети просто тренируются в игре на раз­ных полях. Затем в качестве противника выступает учитель, и, наконец, в последней серии ребенок действует "один за двоих". В таком условии игры "за двоих" сами практические действия ребенка вскрывают структуру игры (определяемую на­личием у партнеров противоречащих друг другу целей). Это и позволяет детям успешно переходить к предварительной ори­ентировке в задании во внутреннем плане, планировать свои действия в уме. Действие, первоначально выступающее для ре­бенка как некое нерасчлененное целое, теперь четко разделяет­ся на отдельные последовательные операции (ходы).

Упражнение № 61. "Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)"

Детям предлагается воспроизвести постройки из кубиков так, чтобы каждая соответствовала одновременно паре черте­жей (на одном из них изображается фасад, на другом — зад­няя стена одного и того же здания). Всего детям было предло­жено воспроизвести по чертежам 8 усложняющихся построек. Вот примеры некоторых из них:

Сначала ребенок учится выполнять задание индивидуально. Учитель учит анализировать чертеж и подбирать отдельные блоки, составляя из них домик. Затем проводится поэтапная интериоризация ориентировочной стороны действия, в соответ­ствии с методом П.Я.Гальперина поэтапного формирования ум­ственных действий.

На следующем этапе дети строят домик вдвоем, сидя один напротив другого. Перед каждым из них лежит чертеж, обра­щенный к нему стороной, требующей постройки. Дети по оче­реди выкладывают по одному кубику. Если кубик, поставлен­ный одним из них, не удовлетворяет второго, тот может убрать его и заменить другим.

Наконец, на заключительном этапе дети обучаются исходя из выработки у них "двойной позиции". Первый домик строит-


ся двумя детьми совместно (как на втором этапе), затем ребе­нок собирает домики, действуя "за двоих" (свой кубик — кубик партнера и т.д.). В зависимости от позиции, занимаемой ребенком, изменяется цель, с точки зрения которой произво­дится ориентировка. Анализ ситуации под углом зрения двух разных целей позволяет расчленить как собственную деятель­ность (выделив в ней отдельные операции), так и поставлен­ную задачу (выделив каждое из ее условий).

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий:

планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля

Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в 4 этапа, три из которых обязательны, четвер­тый, дополнительный этап, рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...