Низкий уровень развития произвольности
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Для развития данного умения необходимо использовать материал, отличающийся достаточной интеллектуальной насыщенностью и в то же время являющийся интересным и занимательным, т.к. только в этом случае он может достаточно долго удерживать внимание ребенка, требуя одновременно сосредоточенности и умственных усилий. Наиболее подходящими в этом случае являются игры. Упражнение № 68. Игра "Пуговица" Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления. Упражнение № 69. Игра "Кто сегодня именинник" Для данной игры используется следующий учебный материал: таблица № 1 с изображением старичка, старушки, папы, мамы, мальчика и девочки. Все изображения закрыты картинками, на которых нарисованы различные значки (таблица № 2), а также полоска-обпялртт показывающая, какой значок соответствует какой букве (таблица № 3). Учитель говорит: "На этом месте помещены картинки, на которых изображены... Все картинки закрыты, но на крышке есть значки, по которым можно догадаться, кто же сегодня именинник, т.е. какая картинка спрятана". Упражнение № 70. Игра "Хитрые картинки"
Учебный материал состоит из фишек "Домино"
Сначала учитель объясняет соотношение картинок и схем, а потом происходит игра. Она позволяет при интересном сюжете достаточно долго удерживать учебную задачу: умение анализировать элементарную схему. Эта игра также развивает пространственное восприятие, степень концентрации внимания, абстрактное мышление. Упражнение № 71. Игра "Веселые человечки" Аналогично предыдущей игре используется игра "Веселые человечки". Данная игра происходит как в лото: ведущий достает рисунок, а дети на схеме ищут его изображение. Упражнение № 72. "Найди отличие между двумя картинками" Игра, связанная с развитием воображения. Составление целой картинки из разрезанных и придумывание небольших рассказов по ней; задания типа: "найди отличие между двумя картинками" и др.
Литература 1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. — М., 1993. 2. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. — М., 1987. 3. Вахрушев С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов / Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. — М., 1995. 4. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам: Пособие для учителей классов выравнивания. — Киев, 1985. 5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога / Сост. Е.А.Бугримен-ко, А.Л.Венгер, К.Н.Поливанова, Е.Ю.Сушкова. — М., 1989. 6. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова И.А., Кумариной Т.Ф. и др. — М., 1993. 7. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии // Психол. журнал, 1980, т. 1, № 2. 8. Зак А.З. О развитии способности действовать в "уме" у школьников 1-10 классов // Вопр. психологии, 1983, № 1.
9. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. — М., 1988. 10. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М., 1995. 11. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / Под ред. Н.И.Непомнящей. — М., 1975. 12. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников / Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1967. 13. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1988. 14. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. — М., 1990. 15. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиаг ностические методики. — М., 1989. 16. Практический материал для психологической работы в школе / Сост. О.Н.Усанова. — М., 1991. 17. Программа изучения психологических особенностей детей 6-10 лет и организация индивидуального подхода к ребенку / Сост. А.И.Оботурова. — Сыктывкар, 1991. 18. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1987. 19. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. — М., 1961. 20. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. одержание Введение.................................. и б/Г сУСсиходиагностические таблицы. Определение типичных трудностей в обучении.......................... 7 Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении............... 9 OfT сУ L сиходиагностические методики. Развитие познавательной сферы.................................. 31 Диагностика развития внимания ............... 33 Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).................... 33 Методика "Красно-черная таблица"......... 35 Таблицы Шульте....................... 36 Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).................. 37 Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьеро-на — Рузера)......................... 38 Диагностика развития памяти................. 40 Методика "Оперативная память"........... 40 Методика "Долговременная память"......... 42 Методика "Запомни пару"................ 43 Диагностика развития наглядно-образного мышления..................................... 44
Методика "Лабиринт"................... 44 Диагностика развития логического мышления..... 57 Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины).............. 57 Методика "Домино"..................... 62 Методика "Четвертый лишний"............ 66 Диагностика развития речи................... 68 Методика Эббингауза.................... 68 Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое)....... 69 Тест различения и выбора фонем........... 73 Диагностика сформированное™ приемов учебной деятельности................................ 82 Методика "Домик"..................... 82 Методика "Рисование по точкам"........... 83 Методика "Графический диктант".......... 87 Методика "Узор"....................... 90 Диагностика развития личностно-мотивационной сферы................................... 94 Методика Рене Жиля................... 94 Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской).................. 111 Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера -Ю.Л.Ханина)......................... 112 Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС).............................. 117 Интерпретация результатов теста "Рисунок семьи"........................... 119 Анализ процесса рисования........... 124 Z) •взвивающие упражнения. Коррекция трудностей в обучении...................................... 127 Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве......................... 129 Отработка понятий "правый" и "левый"..... 129 Упражнение № 1. Игра "Водители"..... 130 Упражнение № 2. "Разноцветные точки". 131 Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за...).. 131 Упражнение № 3. "Копирование точек".. 132 Выполнение упражнений с геометрическим материалом, работа с рисунками............ 132 Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка................. 133 Упражнение № 4. Игра "Что это?"...... 133 Упражнение № 5. "Составление фигур из разрозненных деталей"............. 134 Упражнение № 6. "Использование игр с постройками из кубиков"............. 135 Упражнение № 7. "Составление узоров из геометрических фигур"............... 135
Упражнение № 8. "Лабиринты"........ 135 Низкий уровень развития внимания............ 137 Упражнения, направленные на увеличение объема внимания...................... 138 Упражнение № 9................... 138 Упражнение № 10.................. 140 Игра "Пуговица"................... 141 Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания........... 141 Упражнение № 11.................. 141 Упражнение № 12.................. 142 Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания....... 143 Упражнение.№ 13. "Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания"........................ 143 Упражнение № 14. "Усиление концентрации слухового внимания"............. 145 Упражнение.№ 15.................. 146 Упражнение № 16.................. 147 Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания................ 148 Упражнение № 17.................. 148 Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания............... 150 Упражнение № 18.................. 150 Упражнение № 19.................. 150 Упражнение,№ 20.................. 151 Упражнение № 21.................. 152 Упражнение № 22.................. 154 Низкий уровень развития памяти............. 155 Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов,............ 156 Упражнение № 23. "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно".............................. 156 Упражнение № 24. "Мысленные образы и эмоции".......................... 157 Упражнение № 25. "Мысленные образы и их эмоциональная окраска"........... 158 Упражнение № 26. "Фигуры" (тренировка зрительной памяти)................. 159 Упражнения на осознанное восприятие..... 160 Упражнение № 27. "Осознание визуального материала"...................... 160 Упражнение № 28. "Пробуждение "чувства деталей"....................... 161 Упражнение № 29. "Осознание словесного материала"........................ 161 Упражнение № 30. "Оживление"....... 162 Упражнение № 31.................. 163 Упражнение № 32.................. 165 Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала................................. 166 Упражнение № 33. "Двойная стимуляция памяти".......................... 166 Упражнение № 34.................. 166 Упражнение № 35.................. 167 Упражнение № 36.................. 168 Упражнение № 37. "Конкретизация абстрактного"....................... 168 Упражнение № 38. "Нелогичные ассоциации".......................... 1RQ Упражнение № 39. "Нелогичные" парные ассоциации слов"................... 169 Упражнение № 40. "Запоминание слов".. 170 Упражнение № 41. "Запоминание стихов". 171 Упражнение.№ 42. "Запоминание текста". 172 Упражнение № 43. "Запоминание чисел". 173 Упражнение для использования визуального
кода............................... 175 Упражнение № 44.................. 175 Упражнение № 45.................. 175 Упражнение № 46. "Особый путь зубрежки"............................. 176 Низкий уровень развития мышления........... 177 Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.......... 177 Упражнение № 47. Игра типа "На что это похоже"?......................... 177 Упражнение № 48. Игра типа "Дополни до..."............................ 178 Упражнение № 49. Игра типа "Догадайся, кто нарисован"..................... 178 Упражнение № 50. Задание типа "Заполни пробел".......................... 179 Упражнение № 51. Игра "Кубики"...... 179 Упражнение № 52. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".................. 181 Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.......................... 181 Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры....................... 182 Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.......... 184 Упражнение № 53. "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов"........................... 185 Упражнение № 54. "Формирование искусственных понятий" (по Л.С.Выготскому — Л.С.Сахарову)...................... 185 Упражнение № 55. "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания".......................... 186 Упражнение № 56. "Формирование умения устанавливать связи между понятиями"............................. 186 Упражнение № 57. "Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач". 188 Упражнение № 58. "Формирование способности оперирования смыслом"......... 189 Несформированность приемов учебной деятельности 193 Упражнение № 59. "Формирование умения принять учебную задачу".......... 193 Упражнение № 60. "Формирование умения планировать свои действия"........ 197 Упражнение № 61. "Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)"..................... 199 Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.............. 200 1. Ориентировочно-обучающий этап...... 200 2. Этап освоения правил.............. 200 3. Этап совместных Форм деятельности... 201 4. Контрольно-итоговый этап.......... 201 Упражнение № 62. Игра "Офицер — солдат"............................. 201 Упражнение № 63. Игра "Поиск клада".. 203 Формирование приемов самоконтроля...... 204 Упражнение № 64. "Фабрика игрушек".. 204 Упражнение № 65. Игра "Сделай так же" 205 Упражнение № 66. Игра "Лесенка"..... 208 Упражнение № 67. Игра "Число — контролер"............................. 209 Низкий уровень развития произвольности... 209 Упражнение № 68. Игра "Пуговица.... 209 Упражнение № 69. Игра "Кто сегодня име Упражнение № 70. Игра "Хитрые картинки Упражнение № 71. Игра "Веселые человечки... Упражнение № 72. "Найди отличие между двумя картинками ...... 213
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|