Вопрос №40. Соотношение природоресурсного и земельного права
Вопрос №40. Соотношение природоресурсного и земельного права Соотношение природоресурсного и земельного права обусловлено неразрывной связью поверхностного слоя земли со многими другими природными ресурсами. Земля, в соответствии со ст. 9 Конституции РФ, является одним из природных ресурсов. На этом основании земельные отношения зачастую объединяют с другими ресурсными отношениями, и включают в предмет экологического права (права окружающей среды). Между тем, отношения по использованию земель, и отношения по использованию иных природных ресурсов имеют принципиальные отличия, не позволяющие устанавливать для них единый режим правового регулирования. Земельное право регулирует отношения, связанные с распределением, использованием и охраной земель. Причем под их использованием понимается обратимое использование земель, то есть не сопровождающееся их безвозвратным изъятием, нарушением целевого назначения почвенного слоя. Именно здесь проходит водораздел между отношениями, составляющими предмет правового регулирования земельного и природоресурсного права. При пользовании лесами, недрами, объектами животного мира (за исключением водных биологических ресурсов), применение норм земельного права обусловлено, как правило, неразрывной связью природных ресурсов с почвенным слоем. Для предоставления права недропользования, водопользования, лесопользования, пользования объектами животного мира, в подавляющем большинстве случаев требуется отвод земельного участка, в пределах которого (над которым) находятся (обитают) те или иные природные ресурсы. Поэтому применение норм земельного права в рассматриваемых природоресурсных отношениях необходимо. В отличие от этого использование, например, живых и неживых ресурсов континентального шельфа, исключительной экономической зоны и внутренних морских вод и территориального моря России, не требует норм земельного законодательства. Отношения, связанные с применением норм земельного права, возникающие при использовании природных ресурсов, включаются в сферу действия природоресурсного права.
Нередко специалисты в области природоресурсного права включают в него земельное право. Между тем, земельное право зародилось гораздо раньше, чем природоресурсное, поэтому включать более «старшую» отрасль права в более «молодую», представляется не вполне логичным. Ранее существовавшая отрасль права не должна составлять подсистему (подотрасль) вновь появляющейся, обособляющейся отрасли российского права. С другой стороны, и такая «молодая» отрасль не должна поглощать веками ранее существовавшую отрасль права.
Вопрос №41. Понятие исключительной экономической зоны России и виды пользования ее ресурсами Исключительная экономическая зона Российской Федерации, в соответствии с нормами международного права и российским законодательством, определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ “Об исключительной экономической зоне РФ”, международными договорами России и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
В исключительной экономической зоне Российская Федерация осуществляет: Суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны; Суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также разработки водных биоресурсов, относящихся к " сидячим видам" морского дна и его недр; Исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей.; Исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности; Юрисдикцию в отношении: Морских научных исследований; Защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников; Прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов российской федерации; В исключительной экономической зоне Российской Федерации, как и любого иного государства, все другие государства пользуются свободами судоходства и полетов. Российская Федерация при осуществлении суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне не вправе препятствовать осуществлению судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другим правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанным с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов. Перечисленные права и свободы могут реализовываться в исключительной экономической зоне Российской Федерации другими государствами при условии соблюдения ими российского законодательства, международных договоров РФ, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|