Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные приспособления




 

Чтобы снять сюжет для новостей, оператору достаточно, как минимум, камеры, видеомагнитофона и пленки, но в большинстве случаев качество материала можно значительно повысить благодаря использованию дополнительных приспособлений.

Во-первых, это штатив. Только он позволяет сделать кадр стабильным. Если кадр подрагивает при каждом вдохе и выдохе оператора, это верный признак того, что камера находится в руках непрофессионала. Материал, снятый с руки, не покажется зрителю бракованным, если эти кадры используются в качестве монтажной связки, длящейся не более двух секунд, а также в том случае, если показывают движущийся объект лишь на короткий момент. Когда же предмет съемки неподвижен, малейшее колебание камеры отражается на качестве изображения.

В комплект экипировки опытного телеоператора обычно входят запасные, полностью заряженные батареи для камеры, магнитофона и осветительных приборов, запасные лампы, звуковые и видеокассеты, кабели, удлинители, набор основных инструментов и пр. В багажнике его машины, как правило, можно отыскать пластиковые пакеты, дождевик, ручки, карандаши, записные книжки с адресами и телефонами, запасные ключи к машине, географические карты, зубную щетку, а также хорошую книжку или журнал на случай непредвиденных ожиданий и задержек. Пластиковые пакеты защищают камеру и магнитофон от дождя и мокрого снега (высокая влажность портит ленту и головки магнитофона). Порой оператор возит с собой на случай дождя даже сапоги для женщин-репортеров.

В ненастную погоду практически невозможно избежать переохлаждения аппаратуры, тем не менее оператор обязан зорко следить за тем, чтобы камера, аккумуляторы и ленты не замерзали. Батареи, оставленные в холодной машине хотя бы на час, выходят из строя, а конденсат на ленте, принесенной с улицы е теплое помещение, неизбежно влияет на качество записи. Тепло е машине можно сохранить с помощью включенного двигателя. Видеокассеты лучше положить на теплую приборную доску (вообще чувствительной аппаратуре не место в багажнике).

В холодную погоду запасные ленты, пояс с аккумуляторами, микрофоны рекомендуется держать под пальто, чтобы подольше уберечь их от переохлаждения. Во время сильного дождя или снегопада вполне допустимы съемки из окна машины, благодаря чему и оператор, и камера остаются сухими.

 

Кадрирование

Индивидуальный подход к съемке каждой сцены с учетом размеров объекта съемки, его места в кадре и угла съемки - все это влияет на содержание изображения и его восприятие зрителями.

Операторы снимают преимущественно крупным, средним и общим планами. Кадры, снятые общим планом, обычно создают у зрителя наиболее полное представление о месте и масштабе события или сцены. На кадрах, снятых средним планом, объект съемки выделен из окружающей обстановки. Нет твердых правил относительно того, где кончается средний план и начинается крупный. Широко распространены такие варианты трех основных типов плана, как средне-дальний, средне-крупный и сверхкрупный.

Готовясь к съемке, оператор должен проверить, в каком месте кадра расположен главный объект. Поскольку на экране телевизора края кадра обрезаются, следует позаботиться о том, чтобы кадрирование было "свободным" и не приводило к потере важных деталей.

Когда мы смотрим на прямоугольное изображение, наше внимание в начале привлекают части "картинки", расположенные в.первой трети кадра с каждой стороны. Во время кадрирования сцены (будь то съемка интервьюируемого или дальний план небоскреба) смещение центра внимания слегка в одну сторону делает кадр более интересным. Объект съемки точно р центре экрана лишает кадр равновесия, считает И.Фэнг.

Если объектом съемки является человек (или животное), снимать его надо так, чтобы он смотрел в направлении к центру экрана, а не к его краю. Тогда создается ощущение, что он смотрит на аудиторию, а не мимо камеры на что-то, чего зрители не видят. Эту особенность нужно учитывать при съемке движущихся объектов, например пешехода или автомобиля. Человек, идущий к центру кадра, создает у зрителей впечатление, что они движутся рядом с ним, но если он выходит из кадра, то зрителям кажется, что они догоняют его и рот-рот потеряют из виду.

Угол съемки тоже важен для придания сцене нужного значения. Так, при съемке сверху под острым углом объект кажется маленьким и незначительным. Направив камеру снизу под тупым углом на любой предмет, можно превратить его в нечто величественное и даже устрашающее.

Интервью следует снимать на уровне глаз, чтобы избежать непреднамеренных и искусственных искажений объекта съемки.

Нередкая для всех начинающих операторов ошибка заключается в том, что боясь что-нибудь пропустить, они снимают каждый кадр всего две-три секунды. На самом деле длительность каждого кадра должна быть не менее десяти секунд.

Хороший способ перехода от одного кадра к другому - снимать неподвижной камерой так, чтобы объект входил в кадр или выходил из него. Например, у оператора может возникнуть соблазн подольше не выпускать из виду с помощью наезда летящий самолет или мчащийся автомобиль. Решение неправильное: ведь при наезде удаляющийся самолет не будет казаться уменьшающимся в размерах, а будет как бы пятиться в камеру. Лучше всего, если оператор не изменит положения работающей камеры и подождет, пока самолет не вылетит из кадра и не исчезнет вдали. К кадру с взлетающим самолетом можно подмонтировать другой, изображающий кусок неба, на котором появляется самолет, или даже кадр с самолетом, заходящим на посадку.

Необходимо обращать внимание на направление движения объекта на экране. Если в одном кадре поезд едет слева на-право, а в следующем - справа налево, зрителям кажется, что на полном ходу поезд неожиданно поворачивает в обратную сторону.

Фонг рекомендует оператору вообразить некую невидимую линию, отделяющую его от того, что он снимает, и никогда не пересекать эту границу, никогда не поворачиваться вокруг объекта более чем на 160 градусов.

 

Монтажные стыки

Как бы ни старался оператор, все равно бывают случаи, когда два кадра, которые нужно смонтировать вместе, лишены смысла. Вот почему оператору следует всегда иметь в запасе несколько кадров, так или иначе связанных с другими, но не являющихся их частью, кадров, которым отводится роль связок, вставок, мостиков. Например, между двумя кадрами художника, рисующего портрет, желательно вставить короткий кадр позирующего для картины человека. В некоторых сюжетах новостей встречаются иногда перескоки, но такой монтажный прием все-таки исключение, а не правила.

На ранних этапах телевещания в новостях было общепринято использовать в качестве связок в интервью кадры рук снимаемого человека. Сюжет от этого визуально никак не выигрывал, если, конечно, интервьюируемый не исполнял на рояле какую-нибудь пьесу или нервно не перебирал пальцами. Общий план или показ человека, сидящего напротив репортера, в профиль на одну четверть дают хоть какую-то дополнительную информацию.

Один режиссер программы новостей, не имея связок для соединения шести коротких высказываний, из которых состояло интервью, записал 1, 3 и 5 высказывания на одну ленту, а 2, 4 и 6 - на другую и применил генератор спецэффектов, для того чтобы одно высказывание как бы вытесняло другое с экрана. Звукооператор добился плавного перехода звукового сопровождения куска. Законченный фрагмент приобрел четкость, а слога интервьюируемого стали весомей.

 

Выгодная позиция

Во время съемок событий, привлекающих всеобщее внимание, таких, например, как выступления кандидатов в президенты США в ходе их предвыборных турне по стране, операторы съемочных групп общеамериканских телесетей и мастных телецентров яростно борются за наиболее выгодные места для съемок. В азарте борьбы некоторые из них допускают даже хоккейные приёмы, пробиваясь локтями в передние ряды, оставляя менее энергичных сзади. В таких ситуациях Фэнг рекомендует сохранять тонкое равновесие между напором и сдержанностью. Он приводит пример, как в одном городе полицейские окружили машину, где сидел вооруженный пистолетом 17-летний убийца. Съемочные телегруппы заняли самые удобные для съемок позиции невдалеке, но так, чтобы не помещать переговорам между полицией и юношей, не причинить вреда парню, полицейским и самим себе.

"Хотя некоторые горячие операторы могут со мной но согласиться, есть случаи, когда желание получить кадр, каким бы драматичным он ни казался, не дает им оснований рисковать собственной или общественной безопасностью, когда протянутая рука помощи важнее включенной камеры", - подчеркивает И.Фэнг. В подтверждение этого он приводит следующий пример.

В 1977 году корреспондент Эн-би-си Б.Росс освещал последствия сильного бурана в Буффало. Пожарная машина, на которой съемочная группа пробиралась по засыпанным снегом улицам города, неожиданно застряла е глубоком сугробе. Впереди Росс увидел оранжевые отблески горящего дома. Образ пожарной машины, буксующих в снегу, и горящее здание, запечатленные в одном кадре, могли бы стать яркими приметами паралича, сковавшего город. Но Росс оставил эту мысль и вместе с оператором бросился помогать вытаскивать из снежного плена пожарную машину.

 

Человеческий фактор

Если на месте происшествия есть зеваки или зрители, то их лица всегда отражают драму происходящего. Фэнг советует оператору заснять выражения лиц наблюдателей если, скажем, профсоюзный лидер сообщает забастовщикам результаты переговоров с руководством компании, в толпе чаще всего можно увидеть ждущих, полные надежд, сердитые или отчаявшиеся лица. Лица жильцов и соседей, наблюдающих за пожаром в многоквартирном доме, говорят больше, чем языки пламени.

Каждому оператору приходится иметь дело с возбужденными детьми. Присутствие телекамеры иногда так сильно действует на ребят, что им очень трудно успокоиться и продолжать играть или сидеть на уроке в классе. Они гримасничают, кричат, машут руками перед камерой... Чтобы утихомирить детей, одна женщина-оператор использовала рулон бумаги для арифмометра. Прежде чем начать съемку, она показывала им этот рулон и говорила, что пленка выглядит также, и если дети будут смотреть на камеру, это отразится на ленте, и тогда она сомнет ее и выбросит в корзину, как она выбрасывает скомканную бумагу. После этого дети сразу же успокаивались и не смотрели в объектив. Столь же простое, но твердое предупреждение делает чудеса и с теми взрослыми, которые имеют привычку смотреть в камеру и выламываться перед ней.

Другой способ приструнить детей - пообещать им дать посмотреть в видоискатель камеры по окончании съемок. Этот прием действует безотказно. Окончив работы, оператор должен выполнить свое обещание. Дети приходят в восторг.

 

Инсценировка

Инсценировка действия иногда необходима, полезна и уместна, иногда неэтична, бесчестна и вредна. Довольно часто оператор и журналист учат людей, как вести себя перед камерой, но где проходит грань между обычным профессиональным указанием и инсценировкой? Если женщина стоит на фоне окна, а оператор просит ее отойти в сторону от света, - это не инсценировка. Но если оператор обращается к забастовщикам, сидящим перед воротами фабрики, с просьбой подняться, пройти в колонне и немного поскандировать, - это инсценировка.

"Освещая какое-нибудь событие, оператор не должен пытаться влиять на него. Много возможностей использовать постановочные приемы возникает при подготовке телеочерка. Так, в рассказе о фермере оператор правомочен попросить его сесть за руль трактора и немного проехать, потому что зрители обязательно захотят увидеть фермера в поле. В этом случае суть событий не искажается: оператор просто хочет снять интересные кадры или проиллюстрировать условия жизни героя, не внося фальшивых нот в документальное отражение действительности" (с.191).

Несмотря на то, что почти все операторы отрицательно относятся к инсценировке, многие из них признаются, что хотя бы один раз в жизни испытывали искушение прибегнуть к инсценировке. Невозможно стоять с камерой в полутора метрах от человека и не привлечь его внимание. Человек перед камерой порой так нервничает, что приходится говорить ему, что делать, куда идти. Если оператор будет просто ждать, когда люди сами займут нужные места и станут делать то, что достойно фиксации, на съемку одного сюжета может уйти весь день.

Операторы довольно часто поддаются искушению легкой фальсификации. Конгрессмен Х.Стэннерс считающий подтасовку информации национальным позором, стал при помощи своих сотрудников собирать примеры инсценированных новостей. Это не составило большого труда: постановщик Эй-би-си нанял в Лас-Вегасе актеров для сюжета об азартных играх; эта же съемочная группа попросила священника повторно прочитать произнесенную перед группой бизнесменов проповедь; в сюжете о том, как легко купить динамит в штате Ореон, в роли покупателя выступил приятель оператора.

Все это, замечает Фэнг, недопустимые инсценировки.

 

П. КАК СНИМАТЬ НОВОСТИ

Чтобы лучше понять, как с помощью камеры и микрофона из бесформенной массы событий возникает сюжет для выпуска новостей, И.Фэнг предлагает своим читателям мысленно присоединиться к какой-нибудь съемочной группе, отправляющейся на задание.

 

Интервью

Самый телевизионный и популярный жанр новостей - это интервью, утверждает автор. Вот оператор с корреспондентом приходят в кабинет президента корпорации. Пока журналист и бизнесмен обсуждают аспекты беседы, оператор устанавливает камеру на штатив, выбирает подходящее место для основного и вспомогательного света, с разрешения хозяина кабинета выключает верхний люминесцентный свет, чтобы гудение ламп не мешало записи звука. Затем он расставляет стулья так, чтобы было удобно снимать беседующих.

Когда бизнесмен и журналист уселись, оператор снимает обоих общим планом. Его можно будет использовать е начале интервью, когда звучит закадровый дикторский голос. В этих кадрах президент корпорации молчит, а лица журналиста не видно.

Для самого интервью оператор снял бизнесмена средним планом - голову и верхнюю часть туловища на 3/4 - так, чтобы видна была большая часть его лица. После того как начались вопросы и ответы, оператор не касался камеры несколько минут, чтобы не сдвинуть ее с места. Потом, когда журналист задавал вопросы, оператор выполнил наезд, а позднее отъезд. Это упрощает монтаж, потому что после среднего плана можно сразу дать крупный без дополнительных связок. Когда бизнесмен менял свое положение, оператор соответственно передвигал камеру.

Оператор внимательно слушал президента, и когда тот заговорил о процветании своей фирмы, оператор медленно перешел на общий план, чтобы как можно больше захватить интерьер кабинета, оставляя при этом бизнесмена в кадре, поскольку для панорамирования не было основания. Когда же бизнесмен стал волноваться, оператор перешел на крупный план. В конце интервью оператор попросил собеседников минуту-другую не вставать с места, чтобы снять их слушающими. Это был средний план журналиста и двухперсонажный кадр, снятый из-за спины бизнесмена, Это были как бы вступительные кадры, но в обратном порядке: журналист ничего не говорил, а лица бизнесмена не было видно.

Такой же набор кадров (планы средний и двухперсонажный) оператор использовал для съемки вопросов в обратном порядке, то есть журналист еще раз задал несколько вопросов, с которыми он обращался к бизнесмену во время интервью, но на этот раз бизнесмена попросили не отвечать на них. Ь редакции эти кадры, впрочем, вызвали сомнение: этично ли монтировать ответ к вопросу, который по формулировке и интонации может отличаться от заданного во время самой беседы. Кроме того, вопросы, снятые в обратном порядке, иногда выглядят неестественно, какими они в действительности и бывают.

 

Пресс-конференция

Родители решили устроить пресс-конферениию, чтобы предложить награду в тысячу долларов за любую информацию, которая могла бы навести на след их пропавшего без вести взрослого сына. Пресс-конференция была назначена на два часа дня в небольшом помещении в здании муниципалитета. Незадолго до назначенного времени приехали съемочные группы двух местных телецентров. Оба телеоператора поставили камеры на штативы перед столом, за который должны были сесть родители и офицер полиции. У каждой боковой стены установили осветительный прибор, направленный на стол, а также дополнительные лампы. Каждая съемочная группа поставила на стол собственный микрофон.

Начало пресс-конференции задерживалось, но оба оператора не теряли время даром: они по очереди сняли крутым планом фотографии пропавшего без вести мужчины, а также сообщили полицейскому, какие кадры хотели бы снять, а он поделился с ними основными тезисами своего выступления и планом ведения пресс-конференции.

Она прошла в соответствии с планом: никаких неожиданностей, никаких откровений. Родители сделали объявление, ответили на вопросы, и пресс-конференция завершилась. Съемочные группы вернулись на телестудии, у них было достаточно времени для обработки материала до выпуска его в эфир в вечерней программе новостей.

 

Убийство

Оператору позвонил приятель, работающий детективом в полиции (такие связи нередки, они представляют взаимную профессиональную ценность и несут обоюдную выгоду, если, конечно, тележурналист не поступается этическими нормами в обмен на сотрудничество полиции), и сообщил, что в своем доме были убиты две пожилые женщины.

Когда оператор приехал на место преступления, тела все еще лежали на полу. Поскольку они были изуродованы и не накрыты, оператор не стал их снимать. Он поступил правильно - не только потому, что такие кадры могли не понравиться полиции, но и потому, что кровавые сцены почти никогда не появляются в выпусках новостей респектабельного телецентра. Если бы жертвы не были изуродованы, оператор мог бы заснять их, скажем, из-за спин медэкспертов, склонившихся над их телами. Вместо этого оператор зафиксировал беспорядок в доме, орудия преступления, то, как полицейские ищут улики.

Помещения в доме были так малы, что об общих планах не могло быть и речи, поэтому оператор использовал панорамирование и снял несколько кадров на ходу (передвигаясь на цыпочках, чтобы камера не качалась), позволяющих зрителям понять соотношение между комнатах дома и предметами в самих комнатах. Потом, когда тела накрыли простынями, оператор заснял их, а также санитаров, уносящих тела на носилках.

Кадры таких объектов, как окно, через которое проник убийца, только выигрывают, если в объектив попадает и какой-нибудь человек, скажем, полицейский, осматривающий место преступления. (Если у полицейских есть время, они обычно охотно позируют перед камерой, но не следует их просить делать то, что им не положено, советует И.Фэнг.) На улице возле дома оператор снял общим планом полицейские машины и зевак (от них никуда не денешься), собравшихся неподалеку. Засняты были также ближайший дорожный знак поворота, таблички с номерами на домах или на почтовых ящиках. Средний план любопытных прохожих может послужить связкой между кадрами, показывающими вынос тел и отъезжающую машину "скорой помощи".

Один "свободный" оператор, приехав на место происшествия после того как труп уже увезли, уговорил другого оператора изобразить мертвое тело под простыней. К несчастью для этого хитреца и к счастью для кодекса журналистской этики, "жертва" оказалась такой толстой, что редактор, просматривающий пленку, обнаружил обман и устроил оператору разнос за попытку всучить фальшивку.

 

Беспорядки

Оператор заблаговременно узнал, что подростки собираются устроить митинг протеста против грубых действий полиции. Приехав в указанное место задолго до начала митинга, чтобы не попасть в дорожную "пробку" и устроиться поближе к центру событий, он увидел, что был далеко не первым: сотни демонстрантов быстро превратились е воинствующую толпу, пытавшуюся перевернуть машины в городской автобус. На размышления у оператора не было времени. Пренебрегая собственной безопасностью (человек с камерой всегда становится объектом нападения разъяренной толпы), оператор быстро снял несколько кадров. В такой ситуации не могло быть и речи об интервью, каких-то деталях, которые можно будет снять позже в более спокойной обстановке. Оператор снимал на ходу, нагибаясь или взбираясь на высокие предметы. Он сделал общие планы участников митинга и полицейских, средние планы схваток, крупные планы взволнованных лиц.

То, что снял оператор, оказалось не беспорядочным нагромождением не связанных друг с другом кадров по двум причинам: он догадался заснять эти события в разных планах и последовательно передал ход событий, редактор и репортер нанизывали кадры на сюжетную линию и выстроили рассказ вокруг основных сцен. Репортаж оказался удачным и был показан не только по местной, но и по общенациональной телесети.

... 1968 год. Разгар волнений на расовой почве. Теплая летняя ночь. Машина со съемочной группой тормозит на улице, где уже было несколько вспышек беспорядков. Пока все тихо. Но как только оператор устанавливает камеру и осветительные приборы, вокруг него начинает собираться возбужденная толпа. Встревоженный оператор звонит на телецентр, ему говорят: "Выключай!". Он делает, как ему велено, и люди расходятся.

... 1983 год. Безработица достигла уровня, невиданного со времен Великой депрессии. На местный телецентр несколько раз звонит человек, который сообщает, что собирается поджечь себя в знак протеста против безработицы. Полицейские, уведомленные об этом, едут на городскую площадь, никого там не находят и уезжают. Вскоре приезжает съемочная группа и устанавливает свет. Человек, звонивший, как позднее выяснилось, в нетрезвом состоянии, выходит из укрытия. Съемочная группа пытается переубедить его, но сразу же включает камеру, как только он касается спичкой своей куртки, пропитанной сжиженным газом для зажигалок. После третьей спички одежду охватывает пламя. Звукооператор бросается вперед, чтобы сбить огонь. Через несколько секунд прохожему, привлеченному "юпитерами", удается погасить пламя. Все это время камера работает. Отрывки из этого сюжета прошли по общенациональным сетям и породили разноречивые мнения по поводу этической стороны съемки подобных событий.

Присутствие телекамер существенно влияет на ход событий. Некоторые акции протеста проводятся в расчете на то, что о них расскажет ТВ. В первом примере вполне вероятно то, что не останови оператор съемку, могли бы начаться новые беспорядки. Во втором возникает вопрос, действительно ли безработный поджег бы себя, не окажись на улице съемочной группы.

Как шутят на американском ТВ, для того чтобы быть оператором, нужно очень немногое: хотя бы один глаз и водительские права. Хорошему оператору, разумеется, нужны и быстрая реакция, и здравый смысл, и многие другие человеческие качества. Чаще всего эти качества раскрываются в экстремальных ситуациях.

... 1984 год. Зимний Чикаго. Четырехлетний мальчик проваливается под лед озера Мичиган. Отец пытается спасти его и тоже оказывается подо льдом. Съемочная группа местного телецентра перехватывает по радио разговор полицейских об этом. Мгновенно прибыв на место происшествия, телерепортеры полностью забывают о съемке и включаются в операцию по спасению утопающих. Благодаря их помощи и отец, и сын спасены. "Нам пришлось на некоторое время забыть, что мы из службы теленовостей", - вспоминали члены съемочной группы.

Оператор должен поступать в каждом конкретном случае так, как ему подсказывает совесть и профессиональный долг, отмечает И.Фэнг.

 

Парад

Утренняя газета сообщила о времени начала парада, месте его проведения, маршруте движения колонн, расположении трибуны и другую важную для оператора информацию. Он прибыл к месту проведения парада заранее на тот случай, если журналистское удостоверение и пропуск не позволят ему подъехать поближе. Однако он поставил машину подальше от площади, где должен был состояться парад, у самого высокого здания на пути следования колонн, чтобы потом забраться на крышу дома и снять шествие, растянувшееся вдоль улицы. Эти кадры можно будет использовать в начале или в конце сюжета.

Потом оператор прошел по маршруту парада в сторону площади, время от времени останавливаясь, чтобы запечатлеть на видеопленку кучки зрителей, детей, сидящих на бордюрах, ребенка на плечах отца и младенца, спящего в заплечной сумке матери. Снимая этих терпеливо ждущих зрителей, он держал камеру одной рукой, а другой взмахивал и громко при этом кричал: «Здорово», "Салют, эй, вы там!" и т.п. Заскучавшие зрители моментально оживлялись. Одни кричали в ответ, другие махали руками. Понятно, что это будет выглядеть, как приветствие зрителями парада.

В месте начала парада оператор не тратил понапрасну пленку на участников, без дела слонявшихся по площади. Вместо этого он походил в толпе, выискивая отдельных людей, небольшие группы и другие примечательные детали, на которые следует обратить внимание во время шествия. Затем он занял место в двух кварталах от исходной точки с расчетом, что на этом расстоянии колонны выровняются и согласуют шаг.

Здесь он находился в течение всего парада, снимая общим планом марширующие оркестры, средним - ряды оркестрантов и участников парада, крупным - отдельных музыкантов, средним планом знаменосцев, ряды кавалеристов и платформы на колесах, средним и крупным планом нескольких барабанщиц. Оператор заснял высоко взлетающие палочки барабанщиц и потом попросил двух зрителей посмотреть вверх и заснял это как реакцию на действие барабанщиц. Он запечатлел на пленке, как участники парада появляются далеко впереди, приближаются и идут параллельно с ним.

Телеоператор всегда оставался на одной стороне улицы. Колонны двигались мимо его камеры справа налево. Если бы он пересек улицу, то колонны пошли бы в кадре слева направо, что могло бы ввести телезрителей в замешательство. (Во всех своих сюжетах оператор снимает движение в одном направлении - идущего человека, движущуюся машину - если, конечно, не хочет показать путаницу е направлении движения, например, при огромных скоплениях автомобилей, на которых люди возвращаются вечером с работы, или пешеходов, спешащих на службу.)

Когда оператор услышал хорошо звучащий оркестр, он прошел с ним часть пути на таком расстоянии, чтобы слышать его без сильных помех общего шума, а когда увидел, что дирижер готовится начать новый марш, направил микрофон на оркестр и шел и ним до конца мелодии. В этой ситуации оператора больше волновал звук, чем изображение. Этот звук, не связанный конкретно ни о каким отдельным эпизодом можно позднее использовать при монтаже сцен парада е любом сочетании.

Оператор не стал снимать марширующие ноги с близкого расстояния, потому что из-за острой нехватки времени при монтаже видеоматериала практически невозможно согласовать движение марширующих ног с барабанным ритмом.

Сняв заключительную сцену на крыше, оператор постарался поскорее добраться до машины, чтобы не попасть в "пробку", которая неминуема после окончания парада. Видеопленка была смонтирована и показана в вечернем выпуске новостей как раз тогда, когда зрители и участники парада пришли домой и включили телевизор, чтобы посмотреть местные новости,

 

Воздушный праздник

Телесъемочной группе из репортера и оператора поручили сделать сюжет о воздушном празднике, устроенном обществом, которое собирает и восстанавливает самолеты времен второй мировой войны. Летчик предложил им прокатиться на старом бомбардировщике. Репортер отказался, а оператор согласился. Во время взлета самолета и полета над аэродромом он сделал несколько кадров из разных иллюминаторов и даже из пилотской кабины. После приземления самолет снова взлетел с другой группой пассажиров. На этот раз оператор вышел на взлетно-посадочную полосу и заснял самолет во время выруливания и взлета. С той же точки потом он снял, как самолет садится. Теперь у него были кадры начала, середины и конца полета самолета с земли и с воздуха, то есть основные элементы солидного хорошего сюжета.

Пока оператор занимался своим делом, репортер поговорил с устроителями праздника и со зрителями. Теперь он знал, о чем будет его рассказ. Для коротких интервью он выбрал двух человек, которых оператор снял ручной камерой: ветерана войны, вновь взлетевшего на бомбардировщике спустя 40 лет (слезы выступили у него на глазах, когда он говорил), и двенадцатилетнего мальчика, который заинтересовался авиацией, когда впервые побывал на воздушном празднике в шесть лет.

После интервью оператор снял на земле общим планом несколько самолетов, вокруг которых толпились люди, и более крупными планами - отдельные самолеты и людей. Потом он снял короткую сцену с репортером, стоящим возле самолета, и группа была готова вернуться е телецентр.

 

 

Ш. ЗВУК.

В любой, даже пустой комнате всегда слышен свой определенный звук, отличающийся от звука в другой комнате. Чем четче мы осознаем звуки вокруг нас, тем более творчески их можно использовать, считает И.Фэнг. Например, представим, что люди видят на экране кадры снежной пурги, дует сильный северный ветер, а они сидят дома. Чтобы у людей появилось ощущение сопричастности с происходящим, ТВ должно воздействовать не только на их зрение, но и на слух, ибо изображение многое проигрывает из-за плохого звука (с.203).

В съемочных группах американских общенациональных телесетей, а также некоторых крупных местных телецентров оператору помогает звукооператор, но на большинстве студий телеоператор одновременно выполняет и функции звукооператора, подбирая и размещая микрофоны, проверяя уровень звука и его качество с помощью наушников.

 

Микрофоны

Микрофоны классифицируются по типу звукоулавливающих элементов, по форме, по направленности и по величине их электрического сопротивления.

В зависимости от типа звукоулавливающих элементов микрофоны подразделяются на скоростные, конденсаторные и динамические. В скоростных, или ленточных микрофонах вибрирует металлическая лента под воздействием звуковых волн. Когда-то они были стандартным студийным оборудованием, теперь вместо них используются более современные конденсаторные микрофоны. В этих микрофонах вибрирует не лента, а специальная мембрана. Конденсаторные микрофоны обладают высокой чувствительностью, но нуждаются е собственном источнике питания (обычно это маленькая батарейка внутри микрофона).

Б динамических микрофонах также вибрирует мембрана, но связанная с катушкой. Они надёжнее конденсаторных но не так чувствительны. Такие микрофоны лучше подходят для выездных съемок, поскольку менее восприимчивы к шуму (Ветрозащитный экран у них постоянно задействован).

Многонаправленные микрофоны воспринимают звук со всех сторон, двунаправленные - лишь спереди и сзади. Однонаправленные, или просто направленные микрофоны улавливают звук только с той стороны, куда они повернуты. В некоторых микро-фонах направленность меняется поворотом винта или (если они установлены на камере) в зависимости от движения объектива: микрофон становится более направленным при наезде (съемка крупным планом) и менее направленным при отъезде (съемка общим планом).

От электрического сопротивления зависит, как далеко микрофон может находиться от усилителя. В более длинных шнурах электронный звуковой сигнал испытывает повышенное сопротивление. Скоростные и динамические микрофоны обладают низким сопротивлением, благодаря чему репортер может удаляться от усилителя на всю длину шнура (до 100 метров). С микрофонами, имеющими высокое сопротивление, например конденсаторными, используются более короткие кабели, которые, однако, тоже образуют помехи во время их перемещения. Единственное достоинство таких микрофонов - их дешевизна.

На выездных - съемках используются микрофоны четырех основных типов: ручные, "петлички", "пушки" и беспроводные. Ручные микрофоны, с которыми репортеры чаще всего работают перед камерой или берут интервью (многонаправленные, динамические и жесткие), идеально подходят для работы в выездных условиях. Закрепленные на подставках они превращаются в удобные настольные или стационарные микрофоны,- обычно используемые певцами или музыкантами. Основной недостаток ручных микрофонов заключается в том, что подставленные близко к лицу, они излишне привлекают к себе внимание зрителей.

"Петлички" - это небольшие и удобные в использовании многонаправленные конденсаторные микрофоны, которые можно надеть на шею или пристегнуть к галстуку, лацкану пиджака. Они предназначены улавливать не только звук голоса, но и звуковой резонанс в полости груди. Благодаря своим размерам, а также тому, что их не надо держать руками, "петлички" популярны среди ведущих передач.

"Пушки" - это длинные, тонкие, высоконаправленные микрофоны конденсаторного типа, очень чувствительные к звуку. Прикрепленные к концу "удилища", они идеально подходят для улавливания звука на расстоянии, для передачи общего шумового фона в помещении или на улице. Оператор, снимающий, например, в большом кабинете, может поставить "пушку" рядом с камерой, чтобы получить звуковую картину во время съемки общим планом, а потом направить ее прямо на группу людей, собравшихся вокруг стола, чтобы получить звук для кадров средним и крупным планами.

Беспроводные микрофоны передают звук на магнитофон без всякого шнура. По существу это небольшие УКВ-передатчики, поэтому, чтобы их использовать в США, нужно специальное разрешение Федеральной комиссии связи. В некоторых моделях, например "Суинтек", звук улавливается микрофоном-"петличкой". Человек носит "петличку", как обычно, но под одеждой за поясом у него спрятан маленький передатчик с крошечной антенной так, чтобы его не было видно не телеэкране. Звук от микрофона попадает на приемник, подключенный к магнитофону.

Беспроводной микрофон дает репортеру свободу передвижения в помещении или на улице. Оператор может следовать за человеком с микрофоном на расстоянии или даже снимать через улицу с помощью объектива с переменным фокусным расстоянием. Вместе со скрытой камерой беспроводные микрофоны часто используются в журналистских расследованиях.

 

Использование микрофонов

При работе на выезде репортер обычно пользуется "петличками" или ручными микрофонами. "Петлички" прикрепляются примерно в 15-20 см от рта интервьюера или интервьюируемого. Благодаря атому юс разговор выглядит естественно. Микрофоны нужно прикреплять так, чтобы ни одежда, ни длинные волосы не закрывали их и не терлись о них, потому что возникающее от этого шуршание не только режет слух, но иногда и полностью глушит звук голоса. Шнур микрофона желательно получше спрятать - под лацканом или прямо под свитером.

Чтобы правильно пользоваться ручным микрофоном, нужен определенный опыт. И.Фэнг дает несколько практических советов журналистам.

- Держите микрофон примерно в 30 см ниже рта. Говорите не прямо в микрофон, а как бы вдоль него. Пользуйтесь ветровым экраном, чтобы приглушить взрывные согласные ("п", "т").

- Микрофон должен быть направлен в сторону репортера, когда говорит он сам, и е сторону его собеседника, когда говорит последний. Это кажется очевидным, но довольно часто новички делают все наоборот.

- Не позволяйте собеседнику брать микрофон г руки или прикасаться к нему. Люди, не привыкшие давать интервью, часто протягивают руку, хватают микрофон и тянут его поближе ко рту. Это не только производит неприятное впечатление на экране, ухудшает звук, но и лишает журналиста известного контроля за ходом интервью. Ему следует прекратить разговор, объяснить собеседнику, что пленка в таком случае будет испорчена, и лишь затем продолжать задавать вопросы.

После того как микрофон установлен, но до начала интервью оператор (или звукооператор) проверяет звук, чтобы убедиться в отсутствии помех, и регулирует уровень сигнала с помощью наушников и индикаторов на видеомагнитофоне. В ходе всего интервью оператор (или звукооператор) постоянно проверяет уровень звука и следит за появлением посторонних шумов в наушниках. Ему необходимо постоянно держать в поле зрения микрофон и шнур. Если возникают помехи, следует тотчас же приостановить интервью или рассказ репортера, исправить дефект и переснять сцену. Некачественный звук делает всю видеозапись негодной, и поэтому нет никакого смысла продолжать съемку в таких обстоятельствах.

Если используются два микрофона, они должны быть немного ближе к источнику звука, чем друг к другу: взаимные помехи возникают тогда, когда это соотношение меньше, чем 3:1.

Любой микрофон, расположенный далеко от источника звука, улавливает шумовой фон помещения или улицы, так называемый "белый " шум. Благодаря автоматической регулировке усиления кассетные портативные магнитофоны воспринимают много "белых шумов", если микрофон далеко от источника звука, а репортер делает паузу или просто переводит дух. На некоторых студиях е магнитофон вставляется переключатель, который сводит на нет эффект автоматической регулировки усиления. В принципе, отмечает Фэнг, наиболее распространенные проблемы предполагают Простые и мудрые решения

Шумные места. Чтобы получить идеальную запись звука, лучше всего снимать интервью или репортаж в тихих местах. Но на практике идеальное для звукозаписи место не совпадает с идеальным местом для съемок. Аэропорты, где толпятся люди и гремят громкоговорители, учреждения, где все время стоит гул от телефонов и пишущих машинок, - вот где чаще всего оказываются репортеры.

Самый простой способ уменьшить уровень нежелательных шумов - попросить тех, кто находится рядом, выключить радио-приемник или телевизор, на несколько минут прекратить печатать на машинке или снять трубку с телефонного аппарата. Ни репортеру, ни оператору не следует бояться просить о подобных услугах, ибо от этого зависит, получится у них сюжет или нет. Попавшие в фонограмму музыка или шум затрудняют редактирование и монтаж.

Если уровень фонового шума невозможно снизить, И.Фенг рекомендует отыскать, например, относительно тихое место у стены е стороне от главного потока людей. Репортер (или его собеседник) должен стоять у стены, а оператор находиться между ним и источником звука. В таком положении оператор своим телом блокирует некоторые шумы. "Петлички" здесь неуместны, так как будучи многонаправлеными, улавливают звук со всех сторон. Более подходит ручной микрофон, который не так чувствителен к шумам. Для репортажа из шумных мест годятся и микрофоны - "пушки" благодаря своей высокой направленности.

При записи звука много хлопот доставляют лампы дневного света. Частично эту проблему решают микрофоны с низким сопротивлением, но лучший вариант - снимать там, где над головой нет включенных люминесцентных ламп.

Весьма затруднена запись на различных заседаниях. Как зафиксировать выступления лидеров, которые не поднимаются на трибуну с микрофоном и неизвестно, кто будет говорить следующим? А ведь кратко выраженные мнения и реплики могут иметь важное значение для передачи. Проблем не возникает, когда залы заседаний оборудованы звуковой системой с микрофонами, но так бывает не всегда. Во всех других случаях оператор может попытаться только на направленный микрофон - "пушку", ловящий выступающего на мушку.

 

Перезапись в студии. Иногда при репортаже, снятом в шумном месте, плохое качество звука обнаруживается только после возвращения группы на телецентр. В этом случае репортер может перезаписать звуковую часть своего рассказа на студии во время просмотра пленки, чтобы скоординировать движение губ. Новая четкая фонограмма записывается вместо прежней, некачественной.

Звуковые связки. Когда требуется состыковать два кадра разного звукового качества в одном рассказе, звуковой мостик служит тем же целям, что и видеосвязка, соединяющая два разнородных куска видеоматериала. Скажем, в начале документальной передачи рассказчик стоит перед камерой на улице, а потом может пойти пленка, записанная в студии. Разница в качестве звука будет заметна слушателям, если не воспользоваться аудио-мостиком. Например, если документальная передача об автомобилях, то после видеовступления ведущего можно дать звук запуска двигателя, а затем шум работающего мотора, наложенный на запись студийного звука. Заблаговременно продуманный звуковой мостик повышает профессиональный уровень важных для успеха передачи вступительных кадров.

Ситуации. Некоторые люди так сильно волнуются при виде микрофона и телекамеры, что не в силах сосредоточиться на интервью. Других беспокоит сам факт интервьюирования, они нервничают или из робости, или из нежелания обнародовать известные им сведения. Иногда интервьюируемые отказываются от разговора с репортером в тот момент, когда пора начинать съемку. В таких ситуациях лучше всего не "давить" на людей, а постараться как можно быстрее успокоить их и воспользоваться микрофоном-"пушкой", но нужно, чтобы его держал оператор или кто-то другой, но не интервьюер.

"Опытные звукооператоры, учитывая разницу между тем, что слышит ухо, стараются устанавливать микрофон так, чтобы он улавливал не то, что доступно уху, а то, что отфильтровывает мозг, другими словами, только те значимые звуки, которые услышали бы люди, будь они в данном месте", - подчеркивает И.Фэнг (с.209).

... Эдвард Р.Мэрроу, быть может, лучший среди теле-радио-журналистов, ежедневно передавал из Лондона сообщения о ходе • второй мировой войны. Его репортажи вызывали у американцев симпатию и простым англичанам и, возможно, помогли изменить общественное мнение: тенденция к изоляции в США уступила место стремлению к вмешательству в ход войны е Европе. После одной особенно жестокой ночной бомбардировки Лондона, чтобы показать стойкость духа англичан, Мэрроу положил микрофон на тротуар и записал звуки шагов горожан, спешивших на работу на следующее утро. Это произвело большое впечатление на слушателей.

... Когда Р.Рейган был губернатором Калифорнии, его жена Нэнси выражала сильное недовольство местоположением губернаторского особняка в Сакраменто. Помимо всего прочего, ее, в то время мать маленького сына, очень раздражало интенсивное дорожное движение возле дома. Но во время беседы с репортером на эту тему "петличка", подвешенная на шею миссис Рейган, не передавала уличный шум. Тогда звукооператор поставил другой микрофон на подоконник, и когда Нэнси пожаловалась на шум, усилил сигнал от микрофона у окна, чтобы акцентировать ее слова.

... Весенним днем съемочная группа делала телезарисовку живописного пейзажа со старым, видавшим виды амбаром. К несчастью, амбар стоял у дороги, по которой все время шли машины, поэтому микрофон улавливал совсем не те звуки, которые обычно ассоциируются со старыми амбарами, пасущимися лошадьми и зелеными полями. Звукооператор нашел выход: он поднес микрофон-"пушку" к текущему в придорожной канаве маленькому ручейку. В результате на пленке оказалось только тихое журчание родника и пение птиц в небе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...