Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3.3.Мировой политический процесс




1. Каковы субъекты международной политики?

2. Международные государственные и политические институты

3. Неполитические международные организации

4. Роль международного терроризма в современном политическом процессе?

5. Глобальные политические проблемы

6. Геополитические изменения последних лет и новые вызовы России.

7. Роль региональных и межрегиональных международных организаций?

8. Перспективы развития мирового политического процесса?

2.2.3 Тематический план учебной дисциплины

Таблица 5. Тематический план дисциплины

№ п/п Наименование раздела и темы Вид учебной деятельности Формируемые компетенции Образ. технологии  
           
1.1 Объект, предмет и функции социологии лекция ОК-2 ОК-3 Традиционная  
практическое занятие Дискуссия  
с.р.с. проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям  
1.2 Общество как социальная система, социальная стратификация и мобильность лекция ОК-2 ОК-4   Лекция- презентация  
практическое занятие Индивид. задание  
с.р.с. проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям  
1.3 Социальные институты и социальный контроль лекция ОК-3 ОК-5 Традиционная  
практическое занятие Ролевая игра  
с.р.с. проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям  
1.4 Социология личности, социология молодежи лекция ОК-2 ОК-3 ОК-4 Лекция с элементами беседы.  
практическое занятие  
с.р.с. Написание эссе  
проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям  
1.5 Эмпирическая социология лекция ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 Традиционная  
практическое занятие Соц. исследование. тестирование  
с.р.с. проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям  
2.1 Предмет политологии. Учение о власти лекция ОК-2 ОК-3 Лекция с элементами проблемной ситуации  
практическое занятие  
с.р.с.   Соц. исследование  
проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям  
2.2 Государство и гражданское общество лекция ОК-3 ОК-4   Лекция-поиск  
практическое занятие дискуссия  
с.р.с. проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям  
2.3 Партии, партийные и избирательные системы. лекция ОК-2 ОК-3 ОК-5 Лекция-презентация  
практическое занятие семинар  
проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям  
с.р.с.  
2.4 Мировой политический процесс.   лекция ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 Лекция-беседа  
практическое занятие Круглый стол. тест  
с.р.с. проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям  

 

2.3. Оценочные средства освоения дисциплины и критерии оценок освоения компетенций

Оценочные средства для текущего контроля освоения разделов учебной дисциплины

Модуль 1

1. Общество это ТЕСТ № 1

1) направление развития от менее совершенного к более совершенному

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть природы 4) материальный мир в целом

2. Основоположником социологии как науки является

1) О.Конт 2) Э.Дюркгейм 3) К.Маркс 4)Г. Спенсер

3.Немецкий социолог автор теории «социального конфликта»

1)Р.Дарендорф 2) К.Макс 3) Г.Спенсер 4) М.Вебер

4. Выделяя основные элементы общества, их взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию

5. Три из четырех социальных групп имеют общий социально значимый признак. Выберите группу, выпадающую из этого ряда

1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4)молодежь

6.Любая социальная группа характеризуется

1)малочисленностью состава 2)родственными связями 3)неформальным контролем поведения 4)общностью социального статуса

7.После расторжения брака отец продолжает проводить с сыном выходные дни. Этот пример иллюстрирует особенности

1) выполнения социальной роли 2)осуществлением социального контроля

3) соблюдением социальных норм 4) проявление социальной мобильности

8.Разделение общества на различные социальные слои

1)мобильность 2)стратификация 3)интеграция 4)дискриминация

9. В том, что возможно получит хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается

1) социальная стабильность 2)социальное неравенство

3)социальная мобильность 4) социальное поведение

10. Формой вертикальной социальной мобильности является

1)создание семьи 2)безупречная производственная деятельность

3)постоянное проживание в городе 4) повышение по службе

11.Силой государства обеспечиваются нормы

1)моральные 2)правовые 3)эстетические 4)религиозные

12. Отклоняющееся поведение- это

1)все изменения в жизни человека 2) нарушение социальных норм

3)продвижение по службе 4)перемещения в пределах группы

13. Мера общественного воздействия на человека- это

1)социальная норма 2)социальная санкция

3)социальная роль 4)социальный статус

14. Патриархальная (традиционная) семья, в отличие от партнерской характеризуется

1) экономической зависимостью женщины от мужчины

2) совместным обсуждением семейных проблем

3) справедливым разделением домашних обязанностей

4) равным участием мужчины и женщины в общественном труде

15. Малая группа, основанная на браке, на кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью

1)род 2)сословие 3)семья 4)элита

16. Неформальные санкции, одобряющие поступки людей

1)вручение грамоты 2)лестный отзыв 3)премирование

4)вручение памятного подарка

17. Племена, народности, нации- стадии развития:

1)демоса 2)этноса 3)стратификации 4)консенсуса

18. Положение человека в обществе

1)социальный статус 2)роль 3)престиж 4)имидж

19. К показателям достигнутого статуса личности относится:

1)национальность 2)пол 3)образование 4)происхождение

20. Изменение человеком или группой своего социального положения в обществе называют_______________(впишите)

 

ТЕСТ № 2

1. Французский социолог, автор теории «социальной аномии»

1)О. Конт 2)Э. Дюркгейм 3)Г. Спенсер 3)К. Маркс

2.Немецкий социолог, основоположник «понимающей социологии и теории социального действия»

1)О. Конт 2)Э. Дюркгейм 3)М. Вебер 4)П. Сорокин

3. Что характеризует общество как систему

1)обособление от природы 2)постоянное развитие

3)сохранение связи с природой 4)наличие сфер и институтов

4. Религия, наука, образование представляет сферу общества…

1)экономическую 2)политическую 3)международную 4)духовную

5. Какой статус относится к предписанному статусу?

1)муж 2)отец 3)преподаватель 4)внук

6. Социальное неравенство проявляется в…

1)различиях между людьми по природным способностям и склонностям

2)отсутствии разделения труда

3)принципе распределения материальных благ поровну

4)наличие привилегий для отдельных групп

7. Формой вертикальной социальной мобильности является

1)создание семьи 2)безупречная производственная деятельность

3)постоянное проживание в городе 4)повышение по службе

8. Что характеризует восходящую социальную мобильность?

1)назначение ведущего инженера директором завода

2)переход инженера одной фирмы инженером на другую фирму

3)разжалование офицера в рядовые

4)переезд из одного города в другой

9. Несоблюдение принятых в обществе норм это

1)делинквентное поведение 2)нормальное поведение

3)девиантное поведение 4)преступление

10. Примером формально- позитивной санкции является

1)рукопожатие 2)уважение 3)премирование 4)подарок

11.Совместное проживание трех поколений родственников семья…

1)расширенная 2)партнерская 3)нуклеарная 4)эгалитарная

12.Для разрешения конфликта необходимым условием является

1)компромисс 2)статус 3)бонус 4)конфронтация

13. Процесс и результат процесса социализации

1) человек 2)личность 3)индивид 4)индивидуальность

14. Деление общества на классы отражает

1)форму государственного правления 2) социальную стратификацию

3)политический режим 4)социальную мобильность

15. Песни популярных исполнителей отражают форму культуры

1)элитарной 2)массовой 3)народной 4)общедоступной

16. Причиной возникновения межнациональных конфликтов является

1)экологические проблемы в регионе 2)усиление инфляции

3)ущемление прав представителей другой национальности

4)имущественное неравенство населения

17. Все то, что создано умом и трудом человека

1)культура 2)наука 3)ресурсы 4)потребности

18. Одним из критериев социальной стратификации является

1)приверженность политической идеологии 2)членство в партии

3)уровень дохода 4)развитие личных способностей и таланта

19. К средствам массовой информации относятся

1)литература 2)телевидение 3)театр 4)киноискусство

20. Объект социологического опроса, отвечающий на поставленные вопросы в опросном листе

1)корреспондент 2)паритет 3)респондент 4)агент

 

ТЕСТ 3

1. Создателем революционной теории развития общества является

1)О. Конт 2)Э. Дюркгейм 3)Г. Спенсер 3)К. Маркс

2. Автором теории «социального дарвинизма» является

1)О. Конт 2)Э. Дюркгейм 3)Г. Спенсер 3)К. Маркс

3. Процесс превращения человека в личность, длящийся всю жизнь

1)коллективизация 2)индивидуализация 3)социализация 4)воспитание

4.Один из важнейших причин социальной стратификации…

1)политические взгляды 2)культурные интересы 3)личный авторитет

4)размер получаемого дохода

5Предотвратить межнациональные конфликты в современном мире возможно через…

1)создание национально однородных государств

2)компактное расселение одной нации в многонациональном государстве

3)обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальности

4)наращивание военного потенциала государства

6.Возможность беспрепятственного перемещения личности и социальных групп из одной страты в другую

1)стратификация 2)мобильность 3)интеграция 4)дискриминация

7Формой вертикальной социальной мобильности является

1)создание семьи 2)безупречная работа

3)постоянное проживание в городе 4)повышение по службе

8. Социальный институт, который выполняет репродуктивную функцию

1)религия 2)семья 3)государство 4)образование

9. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека

1)социальная норма 2)соц. санкция 3)соц. роль 4)соц. статус

10. Лучший, отобранный, избранный на латинском языке

1)элита 2)депутат 3)номинклатура 4)олигарх

11. Форма культуры, рассчитанная на узкий круг знатоков

1)народная 2)массовая 3)национальная 4)элитарная

12. Положение человека в обществе

1) социальный статус 2)социальная роль 3)социальное положение 4)социальная стратификация

13. Наиболее развитая историко- культурная этническая общность

1)нация 2)сословие 3)народность 4)гражданское общество

14. Что характеризует досуговую функцию семьи?

1)опека над малолетними 2)социализация молодого человека

3)организация семейного отдыха 4)укрепление дружеских основ семьи

15. Какая из перечисленных ниже общностей не характеризует место жительства и выпадает из логического ряда

1)горожане 2)ростовчане 3)крестьяне 4)жители села

16.Общество- это

1)направленное развитие от менее совершенного к более совершенному

2)способы взаимодействия и формы объединения людей

3)часть природы

4)материальный мир

17.Совокупные изменения, происходящие в обществе

1)прогресс 2)регресс 3)развитие 4)революция

18.Культура преступного мира, разрушителя, манкурта

1)ценность 2)субкультура 3)девиация 4)контркультура

19. Ситуацию, при которой невозможно выполнять две роли одновременно принято называть

1)ролевым конфликтом 2)ролевым несоответствием

3)статусным набором 4)ролевым ожиданием

20.Экологические, политические, экономические проблемы, касающиеся всех людей на планете______________(какие?)

 

ТЕСТ № 4

1.Американский социолог российского происхождения, который разрабатывал теорию социальной стратификации и мобильности

1)П. Флоренский 2)П. Сорокин 3)В. Ленин 5)В. Ильин

2.Древнегреческий философ, который ввел понятие «демократия»

1) Сократ 2)Платон 3)Аристотель 4)Цицерон

3.Любой переход индивида от одной социальной позиции к другой

1)соц. стратификация 2)соц. мобильность 3)соц. статус 4)роль

4.Тип общества, в котором запрещена всякая форма мобильности

1)открытое 2)классовое 3)закрытое 4)дикое

5. Постиндустриальное общество, по мнению Д. Белла это общество...

1)информационное 2)интенсивное 3)активное 4)динамичное

6. Какой социальный институтов ретранслирует знания новым поколениям?

1)семья 2)государство 3)банковская система 4)образование

7. Наиболее общественно опасная форма отклоняющегося поведения

1)делинквенция 2)девиация 4)девальвация 5)депортация

8.Общество это

4) направленное прогрессивное развитие

5) способы взаимодействия и формы объединения людей

6) часть природы

7) материальный мир в целом

9.Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими специальной подготовки относятся к культуре

1)экранной 2)народной 5)массовой 4)духовной

10.К средствам массовой информации относятся

1)литература 2)телевидение 3)театр 4)киноискусство

11.Процесс самоформирования личности под воздействием окружающей среды, длящийся всю жизнь

1)самопознание 2)социализация 3)самостоятельность 4)воспитание

12.Патриархальная (традиционная) семья, в отличие от демократической (партнерской) характеризуется

1)совместным проживанием как минимум трех поколений

2)справедливым разделением домашних обязанностей

3)экономической зависимостью женщин от мужчин

4)главенствующей ролью мужчины в семье

13.Автор романа получил премию. Другим примером формально- позитивных санкций является

1)всенародная слава 2)вручение памятного подарка

3)всеобщее уважение 4)лестные отзывы читателей

14.Состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы социальные связи либо отсутствуют, либо становятся противоречивыми и неустойчивыми

1) соц. аномия 2)девиация 3)адаптация 4)институциализация

15. Непосредственное социальное окружение индивида, где происходит неформальный личный контакт между его членами

1)малая группа 2)формальная группа 3)соц. институт 4)организация

16. Поведение человека в соответствии со статусом

1)соц. институт 2)соц. роль 3)соц. норма 4)ценность

17. Наиболее распространенный тип социального конфликта

1)конкуренция 2)коммуникация 3)координация 4)компромисс

18.Человек, оказавшийся в силу разных причин «на обочине жизни»

1)маргинал 2)люмпен 3)элита 4)средний класс

19. К этническим группам относятся

1) молодежь 2) городское население 3) племя 4) средний класс

20. Большие, группы людей, проживающие на одной территории, зачастую связанные кровным родством, общностью исторического прошлого, культуры, традиций и языка называются:_________________________________________

 

Модуль 2, вариант 1

1. Реальная политическая сила, выражающая интересы определенных групп и представляющая их в представительных органах власти

1) политическая организация 3) политический институт

2) политическая партия 4) политическое течение

2. Отношение государства и общества, власти и народа определяют содержание:

1) экономических отношений 3) политические отношения

2) культурных отношений 4) социальные отношения

3. Столкновение разнонаправленных сил с целью реализации своих интересов в условиях противодействия

1) консенсус 3) конфликт

2) компромисс 4) консолидация

4. Специалист, создающий внешний облик политического лидера в соответствии с представлениями его избирателей:

1) политмейстер 3) менеджер

2) маркетолог 4) имиджмейкер

5. Узкий круг лиц, власть меньшинства, которые заставляют массы признать себя:

1) партия 3) элита

2) организация 4) узурпатор

6. Человек, который аккумулирует сиюминутные интересы, запросы толпы и не идёт дальше

1) вожак 3) глава

2) лидер 4) депутат

7. Преимущественным правом выдвижения кандидатов в депутаты, в условиях пропорциональной избирательной системы имеют:

1) государственные органы 3) общественные организации

2) политические партии 4) сами кандидаты

8. Партийную систему современного российского общества по количественному признаку можно назвать:

1) однопартийной 3) многопартийной

2) двухпартийной 4) беспартийной

9. Для поступательного развития общества оптимальным, по мнению Г. Моска, является способ существования элиты:

1) «увековечивание без обновления» 3) чистое обновление

2) «увековечивание» с обновлением 4) «спонтанное» обновление

10. Совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом и электоратом

1) политическая система 3) партийная система

2) избирательная система 4) правительственная система

11. Опорой и поддержкой политического лидера в демократическом государстве является

1) партия или общественная организация 3) военные круги

2) государственная машина 4) правоохранительные органы

12. Разновидность политической идеологии, отстаивающая приоритет прав и свобод личности по сравнению с интересами государства

1) либерализм 3) радикализм

2) консерватизм 4) рационализм

13. Активный участник политических отношений:

1) субъект политики 3) народный избранник

2) объект политики 4) политолог

14. Потенциальные избиратели, имеющие право голоса в государстве

1) элита 3)респондент

2) ретроград 4) электорат

15. Нарастающая взаимосвязь, взаимозависимость участников мирового сообщества привела к:

1) дифференциации международного процесса 3) глобализации

2) конфронтации международного процесса 4) либерализации

16. Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет

1) национальная безопасность 3) государственный авторитет

2) народная независимость 4) общественный суверенитет

17. Россия является членом международного сообщества ведущих развитых государств и составляет вместе с ними

1) «большую шестерку» 3) «большую восьмёрку»

2) «большую семёрку» 4) «большую девятку»

18. Правила взаимоотношения государств в мировом политическом пространстве, не ущемляющих основных государственных интересов зафиксированы в…

1) конституциях государств 3) в уставе НАТО

2) нормах международного права 4) в уставе ООН

19. С точки зрения геополитики Россия, по прежнему, остается слишком большой и потенциально слишком…

1) богатой 3) непредсказуемой

2) жестокой 4) опасной

20. Содержанием политического прогноза является:

1) предвидение будущего

2) предсказание катаклизмов в политической жизни

3) вероятное суждение о состоянии политической системы в определенные сроки

4) принятие политического решения

 

Блок 2. Вариант 2

1. Партийная система, в которой существует одна монопольно властвующая партия, характерна для тоталитарных и авторитарных режимов

1) однопартийная 3) многопартийная

2) двухпартийная 4) беспартийная

2. Объект политического процесса

1) политик, отражающий интересы народа 3) политические отношения

2) участник политического процесса 4) политический конфликт

3. Цель переговоров в процессе разрешения политического конфликта- добиться …

1) своих целей за счет других 3) возможность убедить противника в своей правоте

2) компромисса 4) возможность запугать противника

4. Политический маркетинг- это…

1) подчёркивание реальных качеств претендента на лидерство, к которым проявляется интерес 2) реклама политического претендента

3) политика обещаний и выдвижение лозунгов, к которым проявляется интерес

4) поиск и публикация компромат на соперника

5. Политическая элита тоталитарного общества, замещение руководящих постов в которой происходит из числа лиц, принадлежащих к властвующей партии.

1) номенклатура 3) автократия

2) бюрократия 4) олигархия

6. Политический лидер, получающий власть законным выборным путем

1) традиционный 3) автократический

2) харизматический 4) рационально- легальный

7. Борьба за колонии и ресурсы привела к созданию противоборствующих блоков, этот миропорядок принято называть:

1) биполярная система 3) универсальная система

2) однополярный мир 4) многополярный мир

8. По мнению Р. Миллза, политические, экономические и военные круги, принимающие решения общенациональной важности

1) экономическая элита 3) военная элита

2) элита власти 4) научная элита

9. Мировые интеграционные процессы, касающиеся всех сфер жизни человечества

1) милитаризм 3) интеграция

2) поляризация 4) глобализация

10. Престиж России на международной арене во многом зависит от…

1) военно- политической мощи России

2) признания своего поражения в «холодной войне»

3) подчинения лидирующему положению США в мировой политике

4) от успехов реформ внутри страны и экономического развития

11. Отказ граждан от участия в выборах и от других форм политического участия

3) популизм 3) бихевиоризм

4) конформизм 4) абсентеизм

12. Двухступенчатые выборы президента характерны для…

1) России 3) Франции

2) Германии 4) США

13. Идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, сохранении традиций, сильного государства и т.д.

1) консерватизм 3) либерализм

2) популизм 4) радикализм

14. Тип избирательной системы, при которой победителем на выборах признается тот кандидат, кто набрал наибольшее количество голосов избирателей

1) пропорциональная 3) смешанная

2) многофункциональная 4) мажоритарная

15. Целю политической партии является:

1)завоевание и осуществление власти 3) досуговая деятельность

2)объединение людей по интересам 4) культурно- просветительская деятельность

16. Глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения:

1) государственный служащий 3) хозяйственный руководитель

2) политический лидер 4) государственный правитель

17. После распада СССР в 1991 году Россия стала:

1) правоприемницей СССР 3) выразительницей интересов СССР

2) продолжательницей внешней политики 4) осколком бывшего Советского Союза

18. Часть политологии, посвященная изучению власти и властных отношений

1) элитология 3) кратология

2) партология 4) архология

 

19. Научная и социально- политическая ценность программ определяется уровнем обоснованности и достоверности содержащейся в них…

1) мнений 3) прогнозов

2) суждений 4) предсказаний

20. Политическая наука изучает:

1) социальную стратификацию 3) систему права

2) культуру общества 4) политические институты

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...