Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории конфликта и социального обмена




Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных процессов – конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 – 60-е теорию конфликта развивали Р. Дарендорф (ФРГ) и Л. Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др.

Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, – не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать на только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.

Ещё одна парадигма современной западной социологии – теория социального обмена, развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др.

По существу, на первый план выходит ценностно – нормативный уровень взаимодействия. Но если у Дж. Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус,) явно преобладает, то его последователи (П. Блау и Р. Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно – функционального анализа взаимодействия.

Все исследователи этой парадигмы отмечают заметное преувеличение роли психологических аспектов концепции. Тем не менее, ценность её – в стремлении найти переход от микросоциологического к макросоциологическому уровню изучения общества.

Основоположник символистического интеракционизма – американский социолог Дж. Мид. Его последователи – соотечественники Г. Блумер, Т. Шибутани, Т. Партленд и др. – представляют две школы символистического интеракционизма – чикагскую и айовскую. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.

Еще одна из парадигм современной западной социологии – этиометодология определенным образом связана с символиче­ским интеракционизмом (поскольку и для нее основное – изучение взаимодействия). Ее основателем является американ­ский социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и прими­тивных культур и переводе их на язык процедур анализа совре­менных социальных и культурных явлений и процессов.

Современный период развития социологии характеризуется, как и прежде, разрывом не только между макро- и микросоциологией, но и между теоретическими исследованиям и конкретным материалом. Вместе с тем в самой теоретической социологии действуют две тенденции. С одной стороны, наблюдается усиление теоретического плюрализма, проявляющееся в дальнейшей дифференциации социологии, проявлении в ней большого количества ярко выраженных доминирующих направлений. С другой – становится все более заметным стремление преодолеть эту дифференциацию посредством проведения единой теоретико-методологической линии.

В качестве парадигм современной западной социологии рассматриваются: структурный функционализм и неомарксизм теории конфликта и социального обмена, символический интеракционализм и этнометодология. В них особое внимание уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему позитивизм О. Конта стал доминировать в социологии 1-ой половины 19 в.?

2. Что означает термин «понимающая социология» М. Вебера?

3. Какую парадигму социологии создали Т. Парсонс и Р. Мертон?

4. В чем своеобразие отечественной социологической школы по проблематике, методам и т. д.?

5. Почему европейские школы социологии отличает тенденция в сторону теоретического знания, а американские – в сторону прикладных исследований?

 

Литература

1. Американская социологическая мысль. М., 1994.

2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

3. История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., 1979.

4. Ионин Л. Г. Понимающая социология. М., 1978

5. История теоретической социологии. М., 1997.

6. Кареев Н. И. Основы русской социологии. М., 1998.

7. Кукушкина Е. И. Русская социология XIX – начала ХХ века. М., 1993.

8. Российская социология. Межвузовский сборник. СП. б. 1993.

9. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

10. Сорокин П. Человек. Прогресс. Общество. М., 1992.

11. Социологическая мысль в России. Л., 1978.

12. Социология в России. М., 1998.

 

 

III. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

1. Понятие общества в социологии

2. Общество как система связей и отношений

 

Основные понятия

Общество, страны, государства, социальная система, социальное взаимодействие, социальные связи, социальные отношения, социальные общности и группы, социальные институты, социальная деятельность, социальная структура, структурные элементы системы общество.

 

Цель информации

Дать основные взгляды на общество, господствующие в социальных науках и выявить специфику социологического подхода к обществу, раскрыть сущность общества как сложной социальной системы взаимосвязей, взаимодействий и отношений между людьми.

 

Рекомендации

При анализе многообразия определений общества следует опираться на понятие социальная система и представление зарубежных и отечественных социологов об обществе как социальной структуре, в которой функционально реализуются все стороны жизнедеятельности людей. Общество выступает как наиболее общая система социальной жизни, обеспечивает коммуникацию между людьми в экономике, политике, культуре, быте. Рассмотрите соотношение понятий “система“, “социальная система“, “структура и функции социального“. Для сравнения полезно рассмотреть теории систем в трудах Л. Берталанфи и Т. Парсонса. Далее необходимо выяснить, что в социологии определяется в качестве базовой структурной единицы социальной системы общественные индивиды, социальные отношения, социальная деятельность, социальная общность. Сформулируйте основные системные признаки и основания общества на основе обобщений Э. Шилса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...