Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура в общественной системе




Культура (от лат. сultura – воздействие, воспитание, образование) в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.

 

Культурная трансмиссия

В результате в истории общества существует множество культур. Но есть и культурные универсалии. Американский этнограф-социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, орудия труда, сексуальные ограничения, спорт, нательные украшения, подарки. Эти универсалии обеспечивают биологопсихологические и социальные потребности.

Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.

В социологии определились две традиции понимания роли культуры.

1) Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, и его обслуживает. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.

2) Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика – как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.

Поведение людей в обществе определяется их ориентацией на определённые ценности. Поэтому в социологии внимание уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, регулирующей деятельность людей.

 

Каковы элементы культуры?

1. Это знания, зафиксированные в языке. Язык это система знаков и символов, наделённых определённым значением, для получения, хранения и передачи информации.

2. Ценностная система. Ценности- это разделяемые обществом или группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть для реализации потребностей людей.

В систему ценностей входят разные ценности: смысложизненные, универсальные (витальные: жизнь, здоровье, семья), образование общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье).

В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.

Социальные нормы – это конкретные установки в отношении поведения, его образцы. Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры.

Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций, и проявляются в виде правовых и моральных социальных норм. Нормативная культура – это культура, предписывающая стандарты правильного поведения. Социальные нормы могут опираться не только на законы и мораль, но и на обычаи и традиции.

Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи и традиции. Обряд – это набор символических коллективных действий, воплощающих идеи, представления, нормы и ценности.

Обычай – форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится из прошлого наследия в социалной группе.

Традиции – элементы социального и культурного наследия.

Следовательно, упорядоченность социальных связей и взаимодействий, характерная для организованного и институциализированного общества, во многом обусловлена наличием в нём утвердившихся социальных норм и ценностей.

Каждое конкретное общество, помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей, имеет и свои специфические представления о том, что полезно, разрешено, важно, а что вредно, запрещено, неважно; какимтрадициям и обычаям следовать, а каким нет; какие образцы поведения достойны признания, а какие должны быть отвергнуты и т. д. В этом находит свое выражение своеобразие культуры данного общества, ее важнейшей составной части – системы норм и ценностей.

При этом, конечно, культуру надо понимать не в узком (как только литературу, искусство, образование, воспитание и др.), а в широком смысле – как систему ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни, и служащих упорядочению опыта и регулированию поведения людей. Если речь вдет о культуре не всего общества, а его части (например, какой-либо отдельной социальной группы и общности), то тогда часто используют понятие “субкультура”. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности к одному сообществу. Она, по выражению Н. Смелзера, в жизни людей осущест­вляет в значительной мере ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммиро­ванное поведение.

Поведение людей в обществе, в социальной общности или группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности (ценностной ориентацией). Ко­нечно, далеко не все люди в одном и том же обществе (группе) привержены одним и тем же ценностям, одина­ково понимают и принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т. д. Ценностная ориентация индивидов в обществе может быть и дей­ствительно бывает не только различной, но и противоположной.: Но это не означает, что у общества (или социаль­ной группы) не может быть общих социальных ценностей, которые оно выдвигает, утверждает и защищает.

Социальные ценности – это разделяемые обществом или. социальной группой (т. е. более или менее общеприз­нанные) убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные ценно­сти отвечают на вопрос, как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. В системе социальной ре­гуляции ценности выступают как более общий элемент, являющийся основанием для выработки другого, последу­ющего элемента – социальных норм.

Социальные нормы производны от социальных ценно­стей и основываются на них. Они отвечают уже не на воп­рос об отношении к явлениям и процессам социальной действительности, а на вопрос о том, что и как с ними де­лать. Если социальные ценности определяют общую, стра­тегическую регуляцию поведения людей, то социальные нормы – конкретные установки в отношении такого пове­дения, их образцы. Социальные нормы – это правила по­ведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведе­ние людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие ста­бильность и единство общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения социальных поощрений и социальных наказаний, т. е. пози­тивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный прямой и непосредственный эле­мент в структуре социальной регуляции. Социальные нор­мы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного государствен­ного или административного нормативного акта, содержат четкие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспе­чивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты пра­вильного поведения, называется нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юриди­ческие и нравственные нормы, но и на обычаи и традиции.

 

Функции культуры

1. Социализация (образование и воспитание), т. е. освоение знаний, языка, ценностей, норм, традиций. Уровень культуры личности определяется её социализированностью, т. е. приобщением к культурному наследию.

2. Интегративная и дезинтегративная функция. Культурная трансмиссия создаёт чувство принадлежности (идентификации) путём усвоения культурных символов, стереотипов. Существуют субкультуры, контркультуры, антиподы.

3. Регулирующая функция определяет поведение человека в семье, школе, быту, т. к. содержит систему предписаний и запретов.

 

Верования, знания и мифы

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знание – достоверные сведения о чем-либо, научные сведе­ния. Знания служат результатом познания – специализированной де­ятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. со­ответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф – фантасти­ческая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и соци­альные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое коммунистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование – убежденность, эмоциональная приверженность ка­кой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди вери­ли, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру – значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верова­ниях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование – утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же каса­ются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит раз­личие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

 

Кодекс чести

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, кото­рые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, со­словной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным сим­волом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти – герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказа­лось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. За честь платили высшую цену – собственную жизнь. Простые люди тоже высоко цени­ли честь, о чем свидетельствуют выражения «девичья честь», «честное имя», «честь организации». У некоторых современных народов, особен­но в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родово­го общества – кровная месть, также связанная с защитой чести и иму­щества.

 

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, со­циологи различают три ее формы – элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

 

Элитарная культура

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Когда уровень образования населения растет, круг потре­бителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».

 

Массовая культура

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появле­ния – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в боль­шинство стран мира и стали доступны представителям всех социаль­ных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и наци­ональной. Популярная и эстрадная музыка, цирк – примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям насе­ления независимо от уровня образования.

Таким образом, культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку, как уже отмечалось, основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь.

 

Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которы­ми руководствуется большинство членов общества, называется доми­нирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессио­нальных, – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культур­ные миры называют субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о моло­дежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре наци­ональных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминаль­ной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культу­ры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

 

Контркультура

Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конф­ликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов про­тивостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усерд­ный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое культура?

2. Каковы характеристики основных элементов культуры?

3. Какие формы культуры сформировались в современном обществе?

4. В чём проявляется преемственность культуры?

5. Как распространяется и развивается современная культура?

 

Литература

 

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Возрождение культуры России: истоки и современность. М., 1994.

3. Смелзер Н. Культура как социальная система. Социс 1991, № 7

4. Сорокин П. Человек, цивилизация, личность. М., 1992.

5. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

6. Чучин-Руссов А. Е. Культурно- исторический процесс: форма и содержание. Вопросы философии. 1996. № 4

7. Культурология ХХ век: антология. Философия и социология культуры. М., 1994.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...