Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемио-трансдортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям.




Не будем останавливаться здесь на доказательстве того, что при выполнении определенной операции универсальное оборудование, как правило, проигрывает оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции.

Гуманизация технологических процессов, создание современных условии труда.

Одним из элементов логистических систем являются кадры, т. е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь “вечной” проблемы кадров.

Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки

Одна из основных задач логистики — минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Развитие услуг сервиса на современном уровне

Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.

Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Шесть правил логистики

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название “шесть правил логистики”:

1. Груз — нужный товар.

2. Качество — необходимого качества.

3. Количество — в необходимом количестве.

4. Время — должен быть доставлен в нужное время.

5. Место — в нужное место.

6. Затраты — с минимальными затратами.

 

В результате изучения данной темы студент должен знать:

· объекты и субъекты логистической деятельности;

· концепции логистики;

· понятие потоков, их видов и классификацию.

Вопросы для самопроверки:

  1. Составляющие концепции логистики.
  2. Основные цели логистики и направления работ по их реализации.
  3. Система логистики и состав входящих в нее подсистем.

Тема 2. Методы логистики

Диагностика материальных потоков в логистике. Анализ полной стоимости в логистике. Определение и основные принципы системного и подхода к организации материального потока.

 

Методические указания.

Для решения логистических задач широко применяется математический аппарат

· - теории запасов;

· - теории вероятностей;

· - математической статистики;

· - теории графов;

· - теории массового обслуживания;

· - теории расписания;

· - методы математического программирования и другие методы исследования операций.

В основе исследований в области логистики лежит диагностика в управления материальными потоками. Диагностика направлена на установление и изучение признаков, оценку внутреннего состояния управления материальными потоками и выявление проблем эффективного функционирования и развития системы управления, а также формирования путей их решения.

С технической точки зрения диагностика позволяет выявить проблемы, обусловленные структурой логистической системы, особенностями внешней среды и характером взаимодействия с внешней средой.

С экономической стороны диагностика фиксирует отклонения от нормы параметров, определяющих эффективное функционирование производственно-сбытовой системы. Диагностика, используя результаты оперативного анализа состояния управляемой системы и ее среды, служит для обоснования решений по организации и регулированию материальных потоков, а также дает информацию для планирования развития логистической системы.

Анализ является первой стадией диагностического исследования и позволяет сопоставить и выбрать эффективные решения развития системы управления материальными потоками, выявить причины сбоев в управлении и условия их устранения.

Диагностика позволяет решить следующий комплекс задач:

· установить состояние системы управления материальными потоками, его соответствие или несоответствие нормам, определяющимся потребностями практической деятельности;

· выделить логические схемы “причина-следствие”, объясняющие зависимость эффективности логистической системы от качественно-количественного состава ее элементов и структуры, а также состояния среды, в которой функционирует предприятие;

· систематизировать и описать причины, вызывающие нарушения в системе управления материальными потоками;

· определить возможные состояния данной системы исходя из сложившейся и перспективной структуры связей ее элементов

· оценить возможные последствия управленческих решений с точки зрения эффективности системы в целом.

Принципы диагностических исследований. Основой организации диагностических исследований должны служить принципы, реализация которых позволит обеспечить повышение эффективности проводимых работ. К их числу относятся принцип ключевого звена, системности, причинно-следственного соответствия.

Принцип ключевого звена. Система управления материальными потоками относится к числу сложных систем. Организационные и экономические процессы, протекающие в ней формируются под влиянием множества факторов. Учесть и исследовать их все практически невозможно, необходимо выбрать из них решающие, наиболее существенные.

Выделение ключевых проблем и основных причин, обуславливающих проблемную ситуацию составляет один из принципов диагностического исследования. Данный принцип достигается путем декомпозиции функций и целей логистической системы, классификации проблем, определения приоритетности отдельных факторов при оценке проблем.

Принцип системности. Системность в диагностическом исследовании означает всестороннее и взаимосвязанное изучение проблем управляющей системы и выявление всех последствий и взаимосвязи каждого частного решения проблемы. В соответствии с данным принципом программа совершенствования системы управления материальными потоками и включение в нее мероприятий по устранению отдельных частных проблем должна оцениваться с точки зрения эффективности функционирования всей системы управления материальными потоками как единого целого, с тем, чтобы исключить возможность неожиданных и непредвиденных последствий.

Принцип причинно-следственного соответствия. Одним из требований к диагностике является познание причин возникновения нарушений в системе и отклонений от нормы ее параметров.

Симптомы проблем и их причины не всегда и не обязательно совпадают. Так, общий симптом типа несвоевременное и некомплектное обеспечение производства качественными материалами может быть обусловлен многими факторами, например, финансовыми затруднениями, нарушением маршрутов перевозок, изменениями в технологии и др. Поэтому необходим причинно-следственный анализ. Диагностика призвана расчленить объект в статике и пространственно-временном разрезе, выделить причинно-следственные связи и определить их целенаправленность.

Исследование причин нарушений нормального состояния системы управления, как способ решения возникающих проблем, при котором внимание аналитика сосредотачивается на изучении причинно-следственных связей, составляет необходимое условие результативности диагностического исследования и определяется как принцип причинно-следственного соответствия.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

· основные понятия математического аппарата логистики;

· основные подходы к диагностике ключевых параметров систем.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие диагностики.

2. Принципы диагностических исследований.

3. Этапы процесса диагностики.

4. Показатели оценки состояния материальных потоков.

Тема 3. Функции логистики

Понятие логистической функции. Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса.

Методические указания

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие (рис. 3.1.).

 

 

.

Рисунок 3.1. Система логистики

 

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

· транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

· предприятия оптовой торговли;

· коммерческо-посреднические организации;

· предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товародвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.

При этом под термином “функция” в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действии, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель.

Анализируя виды логистической деятельности (функции логистики), выполняемые в каналах снабжения, производства и распределения, можно прийти к выводу, что основное влияние на достижение целей логистики и величину затрат оказывают

· транспортировка;

· поддержание запасов на складе;

· обработка заказов.

Эти функции называют в логистике основными (рис. 3.2).

 

Рисунок 3.2. Функции логистики.

 

Транспортировка для большинства фирм является наиболее дорогой функцией (требует от 1/3 до 2/3 всех логистических издержек). Это весьма важно, так как ни одна компания не может обойтись без доставки сырья или отправки каким-либо транспортом готовой продукции.

Управление перевозками обычно предполагает выбор

· вида транспорта;

· метода погрузки;

· маршрута;

· емкости транспортного средства.

Поддержание запасов. Обычно невозможно или нерационально поддерживать производство или уровень поставок потребителям неизменным. Чтобы обеспечить процесс изготовления продукции необходимыми материальными ресурсами нужны запасы, выполняющие роль буфера между спросом и предложением. Затраты на выполнение этой функции также могут составлять от 1/3 до 2/3 всех логических издержек.

Выполнение основных функций логистики сопровождается целым рядом дополнительных видов деятельности (рис. 3.3).

Складирование представляет собой функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает решение таких задач, как:

· выбор местоположения склада;

· определение объема (площади) хранения;

· планировка размещения запасов;

· составление схемы расходования и пополнения запасов;

· проектирование зон транспортировки и погрузки-разгрузки;

· выбор общей планировки склада.

Обработка грузов осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает поддержание запасов. Эта функция связанна с движением продукции в пунктах хранения.

Например, перемещение товаров с входной площадки получения до места размещения и от него - до выходной грузовой площадки.

Наиболее серьезными проблемами при организации переработки грузов являются:

· выбор оборудования;

· организация процедур комплектования заказов;

· поддержание рационального грузооборота.

 

 

Рисунок 3.3. Взаимосвязь основных и дополнительных функций логистики по обслуживанию потребителей.

Защитная упаковка товаров. Одна из целей логистики - доставка продукции с минимальными потерями. Гарантировать высокую сохранность грузов при транспортировке позволяет удачная конструкция защитной упаковки. Кроме того, продуманные форма и размеры упаковки позволяют повысить эффективность процедур складирования и обработки грузов.

Закупка. Эта функция обеспечивает введение материальных ресурсов в логистическую систему и связана с

· выбором места расположения источников снабжения;

· расчетом приобретаемого количества;

· определением времени закупок;

· выбором формы доставки.

Производственная программа (планирование). В то время как закупка является неотъемлемым элементом канала снабжения производственного предприятия, данная функция включается в канал распределения, определяя “выход” продукции.

Она предусматривает

· расчет количества (объема) выпуска изделий;

· принятие решения о том, где и когда они будут производиться

и не предполагает оперативного (детального) планирования.

Информационное обеспечение. Ни одна логистическая функция не может быть эффективно реализована без необходимого информационного обеспечения. База данных системы должна располагать информацией о

· размещении потребителей и поставщиков;

· объемах продаж;

· транспортных тарифах, средствах перевозки и их характеристиках;

· уровнях запасов;

· характеристиках складов и т.п.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

· функции логистики;

· подходы к разделению функций логистики на основные и дополнительные;

· содержание функций;

· производственные и сбытовые структуры, реализующие функции.

Вопросы для самопроверки:

1. Характеристика функций логистики.

2. Главная цель логистики.

3. Сущность логистики.

4. Взаимосвязь функций логистики.

5. Понятие информационного потока в логистике.

6. Виды логистических функций.

 

Тема 4. Логистика распределения (продаж).

Распределительная логистика: сущность, задачи, принципиальное отличие от традиционного сбыта и оптовой продажи. Логистическое моделирование сбыта. Распределительная логистика и маркетинг. Продукция в концепции логистики. Взаимосвязь распределительной и закупочной логистики. Базисные условия поставки в договорах купли-продажи и их применение в коммерческой логистике. Ценообразование в системе распределения

Методические указания.

Логистика распределения - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

Основной целью распределительной логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.

В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, распределительная логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами.

При этом, необходимо исходить из задач удовлетворения основных потребностей потребителя продукции, которые включают следующее: своевременную доставку товара, способность удовлетворить экстренные нужды заказчика, аккуратные обращения с товарами при погрузо-разгрузочных работах, готовности изготовителя к быстрой замене дефектных изделий и поддержании определенного уровня товароматериальных запасов.

Существует два подхода к определению функций логистики распределения. Первый охватывает комплекс операций по отгрузке готовой продукции со склада поставщика. Второй, более широкий. В этом случае, считается, что распределительная логистика реализует весь процесс обращения материальной продукции, начинающийся с момента, когда она сходит с поточной линии до того момента, когда она попадает на склад потребителя. При этом, следует иметь ввиду, что задачи распределения решаются на уровне микро- и макрологистики.

На уровне микрологистики решаются следующие задачи:

· планирование процесса реализации;

· выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование;

· организация отгрузки продукции;

· контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю;

· организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:

· выбор схемы распределения материальных потоков;

· формирование каналов распределения;

· размещение распределительных центров.

 

Поставщик и потребитель товаров представляют собой две микрологистические системы, связанные между собой логистическим каналом или каналом распределения.

Канал распределения - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Логистический канал - упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителя.

Организации или лица, составляющие канал, выполняют определенные функции.

В период заключения сделок - сбор информации, необходимой для обеспечения движения товаров по каналу, принятие на себя рисков, связанных с функционированием канала.

После завершения производственного процесса предприятие вынуждено хранить товар до его отгрузки. Это обусловлено тем, что циклы производства и потребления редко совпадают.

Предприятие может выбрать разные формы хранения готовой продукции:

· часть товара может храниться на складе предприятия, часть - на складе в районах потребителя продукции;

· вся изготовленная продукция может храниться на складах предприятия;

· предприятие может хранить свою продукцию на собственных складах или на складах общественного пользования;

· для хранения товаров могут использоваться склады длительного хранения или транзитные склады.

Каналы распределения имеют различную структуру, которая может быть охарактеризована количеством составляющих канал уровней.

Уровень канала - это посредник, который выполняет работу по приближению канала и права собственника на него к конечному потребителю.

В системах с прямыми связями в составе каналов нет каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких или эшелонированных системах такие посредники имеются. На рис. 4.1. приведены примеры каналов с различными схемами построения.

При формировании канала распределения на первое место выдвигается решение о структуре канала, т. е. о количестве уровней и о конкретном составе членов канала (рисунок 4.1.). При выявлении возможных вариантов каналов распределения, необходимо определиться с типом используемых посредников. Их классификация учитывает два признака:

1. От чьего имени работает посредник.

2. За чей счет посредник ведет свои операции.

Выделяется четыре типа посредников.

Дилеры - это оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реализуют эти товары потребителям.

Дистрибьюторы - оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается право ее продажи.

Комиссионеры - это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операции.

Брокеры - посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки. Вознаграждаются только за проданную продукцию.

 

Производитель
Производитель
Потребитель
Розничный посредник
Производитель
Потребитель
Потребитель
Производитель
Потребитель
Розничный посредник
Оптовый посредник
Канал нулевого уровня
Одноуровневый канал
Двухуровневый канал
Оптовый посредник
Розничный посредник
Мелкооптовый посредник
Трехуровневый канал

 

 


Рисунок 4.1. Схемы построения каналов распределения

 

После того, как из множества различных посредников сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю, логистический канал преобразуется в логистическую цепь.

Формы доведения товара до потребителя определяются прежде всего характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта.

Прямые связи по системе “от двери до двери”, при которой товар доставляется от поставщика до потребителя, минуя склады и хранилища

Доставка товаров через склады (центры) предприятий-поставщиков. Сбытовые агенты, принимая заказ на поставку продукции, отправляют его не в центральную сбытовую контору, откуда он пересылается на одно из предприятий фирмы, а непосредственно в ближайший распределительный центр.

Использование услуг оптовых посредников. Поставщики прибегают к услугам оптовых предприятий при реализации продукции производственно-технического назначения.

Промышленное оборудование, сырьевые материалы и полуфабрикаты могут быть реализованы через товарные биржи, с использование брокеров и агентов.

Выбор оптимального варианта размещения распределительного центра осуществляется в том случае, когда на определенной территории имеется несколько потребителей материального потока.

При выборе варианта размещения распределительного центра применяется следующая последовательность действий.

1. Изучается конъюнктура рынка и разрабатывается прогноз величина материального потока, проходящего через логистическую систему.

2. Разрабатывается система снабжения товарами потребителей.

3. Составляются схемы распределения материальных потоков внутри логистической системы.

4. Осуществляется выбор варианта месторасположения распределительного центра по критерию минимума приведенных затрат.

 

Приведенные затраты определяются по следующей формуле:

,

где ЗП - приведенные затраты по варианту;

СЭ - годовые эксплуатационные расходы центра;

СТ – годовые транспортные расходы;

К - капитальные вложения в строительство распределительного центра;

Т - срок окупаемости капитальных вложений, лет.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

· сущность логистики распределения;

· функции логистики распределения;

· основные принципы разработки систем распределения;

· технологию выбора распределительной системы.

· основные методы расчета распределительных систем.

Вопросы для самопроверки:

  1. Понятие распределительной логистики.
  2. Задачи, решаемые распределительной логистикой на микро- и макроуровнях.
  3. Понятие и функции канала распределения.
  4. Порядок определения месторасположения распределительных центров.

 

Тема 5. Логистика закупок

Задачи и функции закупочной логистики. Логистические принципы построения отношений с поставщиками. Задача выбора поставщика. Контроль поставок. Расчет рейтинга поставщика. Классификация ресурсов в закупочной логистике в количественно-стоимостном аспекте и по характеру потребления и надежности поставки.

Методические указания.

Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.

Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Эта цель достигается решением целого ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.

2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них.

3. Соблюдение требований производства по количеству сырья материалов и комплектующих изделий.

Логистика закупок выполняет следующие функции:

· формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;

· получение предложений от поставщиков и оценка поступивших предложений;

· выбор поставщиков;

· определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;

· согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;

· контроль сроков поставки материалов;

· выходной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;

· доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

· поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.

Рыночные условия вызвали к жизни ряд существенных изменений в сфере материально-технического обеспечения производства. Среди них особенно важными оказались:

· давление быстро растущего разнообразия ассортимента продукции, запрашиваемой рынком;

· сокращение времени внедрения в производство новой продукции, ускоряющей расширение ассортимента;

· сокращение длительности производственного цикла;

· обострение конкуренции между производителями на фоне накопления рынка нужными товарами.

Процесс закупки включает в себя ряд определенных, логически взаимосвязанных видов работ.

Составление заявок. Заявки составляются таким образом, чтобы ожидаемые к поступлению количества материалов опережали фактические потребности в них.

Время между размещением заявок и получением по ним материалов называется временем опережения..

Анализ заявок. Заявки на потребление материалов подвергаются анализу в службе материально-технического снабжения с участием специалистов из других подразделений. Целью анализа является обеспечение минимальных издержек по каждому виду материалов, конкретные потребительские свойства которых предполагается использовать в производстве продукции. Методами исследования являются функционально-стоимостной анализ и конструирование стоимости.

Выбор поставщиков. При выборе поставщиков основными критериями являются: надежность поставщика, его способность поставлять необходимые ресурсы должного качества и в нужные сроки, поставка материальных ресурсов по минимально возможным ценам, удаленности поставщика от потребителя, наличие у поставщика свободных мощностей и т.д.

Размещение заказов. Приобретение материалов осуществляется разными методами в зависимости от вида материалов и комплектующих изделий. Основными методами закупок являются:

· приобретение товара одной большой партией за один раз;

· регулярные закупки материалов и изделий мелкими партиями, когда покупатель заказывает необходимое количество товаров, которые поставляются ему партиями в течение определенного периода;

· ежедневные (ежемесячные) закупки. Метод используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары;

· получение товара по мере необходимости;

· закупка товара с немедленной отдачей. Речь идет об исключительных случаях, когда невозможно получить их по мере необходимости.

Контроль за выполнением заказов..

Завершение процесса приобретения. Получение заказанных материалов в обусловленных количествах и на приемлемых условиях – необходимый признак завершения сделки.

Под потребностью в сырье и материалах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов (рис.5.1).

Виды потребностей

В сырье и материалах

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...