Система с фиксированным размером заказа.
Предусматривает поступление материалов равными, заранее определенными оптимальными партиями через изменяющиеся интервалы времени. Заказ на поставку очередной партии дается при уменьшении размера заказа на складе до установленного критического уровня – “точки заказа”.
Интервалы между поставками очередных партий на склад зависят от интенсивности расхода (потребления) материальных ресурсов. Уровень запасов, соответствующий точке заказа, равен ожидаемой потребности в течение времени отставания поставки от заказа плюс гарантийный запас QТЗ = r t + qстр, где QТЗ - запас точки заказа; - среднесуточный расход материала; t - период упреждения заказа; qстр - гарантийный запас. Задача управления запасами сводится к тому, чтобы по фактическим данным о его движении определить "точку заказа" и оформить заявку на поставку необходимых материалов. Система с фиксированной периодичностью заказа. Система управления запасами с фиксированной периодичностью предполагает поступление материала через равные, регулярно повторяющиеся промежутки времени (периоды проверки наличия запасов). При каждой проверке запасов определяют наличный остаток, после чего оформляют заказ, размер которого зависят от интенсивности потребления материалов. Размер заказа равен максимальному запасу за вычетом текущего уровня запасов в момент проверки материалов
q = qmax - qнал + qстр,
где q - размер заказа; qmax - максимальный уровень заказа; qнал - фактический объем запаса в момент заказа (проверки материалов). Достоинством рассмотренной системы является ее простота - регулирование осуществляется один раз в течение всего интервала между поставками. К числу недостатков системы относятся:
· необходимость делать заказ даже на незначительное количество материала; · возникновение опасности исчерпания запасов при непредвиденном интенсивном их потреблении до наступления очередного момента заказа. · Прочие системы регулирования запасов. · Базируются на основных системах регулирования запасов и могут рассматриваться как их варианты. Система с установленной периодичностью до постоянного уровня (стратегия TS). В этом случае заказ повторяется через равные промежутки времени. При снижении остатка до уровня точки заказа ранее назначенного срока выдается внеочередной заказ. Система "максимум - минимум" (стратегия S - s). Эта система ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассмотренной системе заказы производятся не через каждый заданный интервал, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше минимального уровня. в случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального желательного уровня. Система с установленной периодичностью и фиксированным заказом (стратегия TQ) предполагает регулярную с постоянным интервалом проверку запасов. В том случае, если на момент проверки их уровень достиг точки заказа или опустился ниже ее, выдается очередной заказ в размере оптимальной партии Q. Стратегия управления запасами. Существует несколько стратегий управления запасами, позволяющих определять на основе проведения приближенных несложных расчетов политику предприятия в управлении запасами. Стратегия наибольшей осмотрительности. В соответствии с данной стратегией размер необходимого запаса определяется как произведение максимального потребления запасов (по любой позиции) в течение одного дня на наибольшую продолжительность периода поставки, которая имела место по выданным предприятием заказам. В результате создаются запасы, которые практически не могут быть полностью использованы к моменту оформления очередного заказа на их пополнение.
Стратегия дополнительного резерва. Гарантия потребностей обеспечивается в этом случае за счет создания дополнительного резерва материальных ресурсов. Величина дополнительного резерва определяется по одному из методов. Метод 1. Размер резерва устанавливается равным средней величине спроса, умноженной на среднее значение времени опережения, скорректированного на коэффициент надежности, обычно его величина принимается равной 25-40 %. Метод 2. Резервное количество единиц хранения определяется как показатель квадратного корня из величины среднего потребления в период, соответствующий времени опережения. Стратегия процента от спроса. В основе данной стратегии лежит анализ частоты спроса на материальные запасы по результатам работы в течение одного дня. Данные о величине спроса заносятся в график распределений нарастающим итогом. Затем устанавливается та часть общего числа периодов выдачи заказов, для которой допустимо полное расходование запасов, не влекущих за собой нарушения производственного процесса. По этой величине из графика определяется величина спроса, соответствующая установленным случаям полного использования запасов. В результате изучения данной темы студент должен знать: - понятие запасов; - двойственность функций запасов; - понятие системы управления запасами; - системы управления запасами; - стратегии управления запасами. Вопросы для самопроверки: 1. Виды издержек в системе управления запасами 2. Причины создания материальных запасов 3. Системы с фиксированным размером и периодичностью заказа 4. Стратегии управления запасами
Тема 12. Информационное обеспечение логистики. Сущность и задачи информационной логистики. Информационные системы в логистике. Виды информационных систем. Принципы построения информационных систем в логистике. Информационные технологии в логистике. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых товарных кодов. Защита информации и информационная безопасность в логистике.
Методические указания. Достижение целей логистики требует постоянного наблюдения и воздействия на логистические процессы. Управление в этом случае направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых работой по производству и реализации продукции. Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение. Потоки информации являются теми связующими “нитями”, которые соединяют все элементы логистической системы. Информация возникает при выполнении различных логистических операций и сопровождает материальный поток на всех этапах его продвижения. Информация используется при выработке и принятии управленческих решений в логистической системе. Информационная логистика организует поток данных, сопровождающих материальный поток и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. Задачей информационной логистики является обеспечение высокой степени наполнения информацией системы управления, а также предоставление каждому уровню иерархии управления логистической системы необходимой ему информации должного качества и в необходимые сроки. Информационная логистика организует информационные потоки и реализует информационные процессы, протекающие в логистической системе. Информационный поток – это информация, находящаяся в упорядоченном движении по заданным направлениям с фиксированными начальными, промежуточными и конечными точками. Информационный процесс – это процесс, в котором информация рассматривается в качестве основного объекта с определенной последовательностью изменений. При этом, имеет место сбор, анализ, преобразование, хранение, поиск и распространение информации. В ходе информационного процесса, протекающего в логистической системе реализуются следующие функции: · сбор информации в местах ее возникновения;
· анализ информации и ее преобразование; · накопление информации и ее хранение; · транспортировка информации; · фильтрация потока информации, то есть отбор необходимых для того или иного уровня управления данных и документов; · объединение и разделение информационных потоков; · выполнение элементарно-информационных преобразований; · управление информационным потоком. Роль информационных потоков в логистике. Весь процесс логистики характеризуется тесной связью материальных и информационных потоков. В логистической системе информация используется при управлении, контроле и регулировании материальных потоков. Структура информационной логистической системы. В современных условиях управление материальными потоками осуществляется с использованием информационных логистических систем, которые представляют собой автоматизированные системы управления материальными потоками. Наиболее часто в них выделяется две подсистемы: функциональная и обеспечивающая. Функциональная подсистема включает в себя совокупность задач, сгруппированных по признаку цели. Эти задачи ориентированы на основные цели логистической системы: реализация необходимых объемов доставки продукции в нужное место и в установленные сроки, обеспечение необходимого качества услуг, поддержание на должном уровне запасов и т.д. Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы: · техническое обеспечение, т.е. комплекс технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информации; · информационное обеспечение - справочники, классификаторы, кодификатор и т.д; · математическое обеспечение – совокупность методов решения функциональных задач и программное обеспечение. К информационным логистическим системам предъявляются следующие требования: · актуальность информации; · обеспечение информационной потребности руководителей; · необходимость и достаточность информации; · обеспечение информационной связи между подразделениями; · обязательность передачи информации. На уровне отдельного предприятия информационные логистические системы подразделяются на три группы. Плановые информационные системы создаются на высшем уровне управления логистических систем и служат для подготовки и принятия решений стратегического характера: создание и оптимизация звеньев логистической цепи, планирование производства, общее управление запасами и резервами и т.д. Диспозитивные или диспетчерские системы создаются для управления складом или цехом с целью обеспечения отлаженной работы этих логистических систем. Здесь решаются задачи: управление запасами на складах и в цехах, управление транспортом, отбор и комплектование грузов, учет отправленных товаров и другие.
Исполнительные или оперативные системы создаются на базе тех или иных органов управления и решают задачи, связанные с оперативным управлением материальными потоками, контролем выполнения планов и графиков их движения, управлением перемещением грузов и другие. Информационная логистическая система соответствует иерархической структуре системы управления предприятием и включает три уровня. Первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция. Второй уровень – участок, цех, склад, где размещаются рабочие места и происходит транспортировка грузов. Третий уровень – система транспорта и перемещения грузов, охватывающая цепь событий от отгрузки сырья до поставки готовой продукции. Информация, поступающая из этих трех уровней, интегрируется в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальная интеграция обеспечивает связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков. Формирование информационных логистических систем основано на следующих принципах. · Система должна быть построена таким образом, чтобы передача информации, ее переработка, хранение и использование учитывали потребности всех подразделений предприятия. · Информационная система должна обеспечить необходимые взаимосвязи предприятия с поставщиками, клиентами и всеми пунктами отправок, промежуточного складирования и потребления. · Обмен информации между уровнями логистической системы должен быть минимальным, но обеспечивать потребность управления. · Характер информации должен быть сориентирован на конкретного потребителя в системе управления. · При построении системы должен учитываться принцип аппаратных и программных моделей. · Важным требованием является упрощение и стандартизация используемой в системе документации. Функционирование системы. Ввод данных в систему при управлении материальными потоками начинается при возникновении материального потока. С этого момента весь процесс передвижения грузов, включая его перегрузки, пребывание на складах, задержки и т.д. находится в оперативной памяти ЭВМ. В установленные сроки или по запросам информация поступает пользователю и используется для принятия управленческих решений. Информационные логистические системы могут быть созданы на предприятии, охватывать регион, функционировать в реальном масштабе времени. В результате изучения данной темы студент должен знать: - понятие информационных систем в логистике; - структуру информационных систем; - принципы функционирования информационных систем в логисике. Вопросы для самопроверки: 1. Понятие информационной логистики 2. Функции информационного процесса 3. Структура информационной системы 4. Виды логистических информационных систем
Заключение. Организация логистического управления. Взаимосвязь ключевых функций логистики: управление закупками, размещение заказов, складирование, транспортировка, поддержание стандартов обслуживания потребителей, управление распределением. Методические указания. Система управления товародвижением призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. При этом, управление реализует конкретные целевые установки предприятий, производящих продукцию. Такими установками могут быть, например, обеспечение поставки продукции в нужный срок с наименьшими затратами, поддержание необходимого уровня обслуживания. Управление в этом случае в значительной степени направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых деятельностью по производству и сбыту продукции. В работе по организации товародвижения участвуют службы маркетинга и снабжения, производственные подразделения, транспорт, складское хозяйство, служба сбыта. Задача системы управления состоит в разрешении возникающих противоречий и принятии решений, обеспечивающих оптимизацию процесса товародвижения. Управление логистикой реализуется через систему функций управления. Выделяется три группы функций логистического управления: планирование и координация деятельности участников логистического процесса, регулирование хода работ по выполнению полученных заказов и контроль за движением материальных потоков. Организационные структуры системы управления. Управление материальными потоками на предприятиях реализуется на основе формирования и обеспечения функционирования специальных организационных структур. В работе по реализации функций логистики на предприятиях участвуют многие подразделения предприятия. · Служба маркетинга осуществляет исследование рынка и формирует информацию о товарах, пользующихся спросом на рынке. · Служба материально-технического снабжения осуществляет закупки материальных ресурсов и обеспечивает их доведение до потребителей внутри предприятия. · Планово-экономическая служба предприятия формирует планы производства продукции. · Производственные подразделения осуществляют функции изготовления продукции. · Транспортная служба предприятия организует перемещение грузов на предприятии, внутри предприятия и при доставке потребителям. · Складское хозяйство обеспечивает хранение и выдачу в производство материальных ресурсов. · Служба сбыта и финансовый отдел организуют реализацию продукции внешним потребителям. Координацию работы всех указанных выше подразделений могут осуществить управленческие структуры двух типов. Первый тип структуры призван осуществить так называемую “штабную функцию” и представляет собой консультативный (или координирующий) тип управления. При реализации этого типа структуры предполагается выделение управляющего товародвижением и сосредоточение им функций планирования товарных потоков, анализа издержек, оперативного прогнозирования, координации деятельности всех подразделений. Второй тип структуры – линейная организационная структура представляет собой тип контрольной структуры и направлена на повышение роли и значимости управляющего товародвижением. В этой структуре он отвечает за организацию перевозок, эксплуатацию транспортных средств, складирование, контроль за запасами и т.д. Функции отдела логистики на предприятии. В современных условиях на предприятиях зарубежных стран создается отдел логистики, задачей которого является организация, оптимизация и контроль материальных потоков с использованием современных технических средств. Такой отдел выполняет следующие функции: 1. Формирование и развитие системы логистики – проектирование и осуществление на практике (построение) системы логистики на предприятии, периодический пересмотр существующей системы и ее реорганизация по мере изменения внешних и внутренних условий. 2. Развитие стратегии логистики в связи с рыночной политикой фирмы в области продаж, инвестиций, кадров и т.д. 3. Системное администрирование – руководство всеми логистическими процессами, протекающими на предприятии и координация деятельности подразделений предприятий, которые участвуют в реализации логистических процессов. Принятая на предприятиях России структура системы управления логистикой не отвечает современным условиям. Она создавалась с ориентацией на жестко централизованное плановое управление. На предприятиях были сильно развиты технические и производственные службы в ущерб службам сбыта и финансов. В структуре системы управления предприятиями не выделяются подразделения, выполняющие функции координации логистических процессов, осуществляемых на предприятиях. Не сбалансированы функции и границы деятельности подразделений, занятых реализацией логистических функций. В современных условиях можно выделить три направления совершенствования системы управления материальными потоками. Первое, усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия. Второе – достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием. Третьим направлением является совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.
Вопросы для самопроверки: 1. Задачи управления логистикой 2. Функции логистического управления 3. Виды структур управления логистикой 4. Функции отдела логистики на промышленном предприятии 5. Направления совершенствования системы управления материальными потоками. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ . Тема 1 Логистика закупок. Цели занятия: Изучить: - задачи и функции закупочной логистики. - логистические принципы построения отношений с поставщиками. - критерии выбора поставщика. - расчет рейтинга поставщика. - классификацию ресурсов в закупочной логистике в количественно-стоимостном аспекте, по характеру потребления и надежности поставки Вопросы: 9. Понятие закупочной логистики 10. Процесс закупки 11. Виды потребностей в материалах 12. Методы определения потребностей 13. Материальное обеспечение на основе плановых заданий 14. Определение экономичного размера заказа 15. Расчет оптимальной производственной партии 16. Оптимальные размеры заказа при допущении дефицита
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|