Постановка задачи и её математическая модель
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Некоторый однородный продукт, сосредоточенный у Обозначим через Таблица 3.1
Составим математическую модель задачи. Так как от Систему ограничений получаем из следующих условий: а) все грузы должны быть вывезены, т.е. б) все потребности должны быть удовлетворены, т.е. Таким образом, математическая модель транспортной задачи (ТЗ) может быть записана следующим образом: – найти минимум линейной функции
при ограничениях
В рассматриваемой модели предполагается, что суммарные запасы равны суммарным запросам потребителей:
Такая задача называется задачей с правильным балансом, а её модель – закрытой. Если же равенство (3.3) не выполняется, то задача называется задачей с неправильным балансом, а её модель – открытой.
Теорема 3.1. Для того чтобы транспортная задача ЛП имела решение, необходимо и достаточно, чтобы суммарные запасы поставщиков равнялись суммарным запросам потребителей. Доказательство теоремы опускается. 3.2. Особенности решения транспортных задач с неправильным балансом: 1. Если суммарные запасы поставщиков превосходят суммарные запросы потребителей, т.е.
то необходимо ввести фиктивного (n + 1)-го потребителя с запросами
2. Если суммарные запросы потребителей превосходят суммарные запасы поставщиков, т.е.
то необходимо ввести фиктивного (m +1)-го поставщика с запасами 3. При составлении начального опорного решения в последнюю очередь следует распределять запасы фиктивного поставщика и удовлетворять запросы фиктивного потребителя, несмотря на то, что им соответствует наименьшая стоимость перевозок, равная нулю. 3.3. Построение первоначального опорного плана Рассмотрим систему ограничений (3.2) транспортной задачи. Она содержит
Однако опорный план должен удовлетворять ещё и условию ацикличности. Для того, чтобы пояснить это понятие, рассмотрим вначале следующее определение: Определение. Циклом называется набор клеток таблицы транспортной задачи Построение циклов начинают с какой-либо занятой клетки и переходят по столбцу(строке) к другой занятой клетке, в которой делают поворот под прямым углом и движутся по строке (столбцу) к следующей занятой клетке, пытаясь в конце концов вернуться к первоначальной. Существует ряд методов построения начального опорного решения. Наиболее простым из них является метод северо-западного угла. Метод северо-западного угла. Для наглядности рассмотрим данный метод на примере. Пусть условия транспортной задачи заданы табл. 3.2. Таблица 3.2
Заметим, что модель задачи является закрытой. Не учитывая стоимость перевозок, заполняем клетки, начиная с
Таблица 3.3
Число занятых клеток Замечание. Если одновременно и столбец, и строка удовлетворяют ограничениям, очередная переменная, включаемая в базисное решение, обязательно имеет нулевое значение. Вычислим стоимость перевозки, соответствующую этому опорному плану:
Эта стоимость перевозки на самом деле довольно далека от оптимальной, так как при составлении опорного плана не учитывались стоимости перевозок. Поэтому чаще применяют другой метод, описываемый ниже. Метод минимальной стоимости. Данный метод позволяет построить решение, которое достаточно близко к оптимальному, так как при его применении используются стоимости транспортной задачи Затем переходят к клетке, соответствующей
Рассмотрим метод минимальной стоимости на примере табл. 3.2. Наименьшую стоимость имеет клетка Таблица 3.4
Легко проверить, что полученное решение является опорным. Найдём соответствующую ему стоимость перевозок:
Метод аппроксимации Фогеля. Данный метод из всех указанных позволяет построить решение, которое ближе к оптимальному. На каждой итерации по всем столбцам и по всем строкам находят разность между двумя записанными в них минимальными тарифами. Разности записывают в специально отведенных для этого строке и столбце в таблице условий задачи. Среди разностей выбирают максимальную. В строке (или столбце), которой данная максимальная разность соответствует, определяют минимальный тариф. Клетку, в которой он записан, заполняют количеством перевозимого груза на данной итерации. Если минимальный тариф одинаков для нескольких клеток данной строки (столбца), то для заполнения выбирают ту клетку, которая расположена в столбце (строке), соответствующем наибольшей разности между двумя минимальными тарифами, находящимися в данном столбце(строке). Метод потенциалов Из-за громоздкости симплексных таблиц, содержащих Теорема 3.2. (признак оптимальности опорного решения). Если план опорный
для занятых клеток;
для свободных клеток. Числа Замечание. Если хотя бы одна незанятая клетка не удовлетворяет условию (3.5), то опорный план не является оптимальным, и его можно улучшить, вводя в базис вектор, соответствующий клетке, для которой нарушается условие оптимальности (т.е. в эту клетку надо переместить некоторое количество груза). Рассмотрим алгоритм решения транспортных задач методом потенциалов: 1. Проверить выполнение необходимого и достаточного условия разрешимости задачи. Если задача имеет неправильный баланс, то вводится фиктивный поставщик или потребитель с недостающими запасами или запросами и нулевыми стоимостями перевозок. 2. Построить начальное опорное решение (методом минимальной стоимости или каким-либо другим методом), проверить правильность его построения по количеству занятых клеток (их должно быть m + n – 1) и убедиться в линейной независимости векторов условий. 3. Построить систему потенциалов, соответствующих опорному решению. Для этого решают систему уравнений
которая имеет бесконечное множество решений. Для нахождения частного решения системы одному из потенциалов (обычно тому, которому соответствует большее число занятых клеток) задают произвольно некоторое значение (чаще нуль). Остальные потенциалы однозначно определяются по формулам
если известен потенциал vi, и
если известен потенциал uj. 4. Проверить выполнение условия оптимальности для свободных клеток таблицы. Для этого вычисляют оценки для всех свободных клеток по формулам и те из них, которые больше нуля, записывают в левые нижние углы клеток. Если для всех свободных клеток 5. Перейти к новому опорному решению, на котором значение целевой функции будет меньше. Для этого находят клетку таблицы задачи, которой соответствует наибольшая положительная оценка
Строят цикл, включающий в свой состав данную клетку и часть клеток, занятых опорным решением. В клетках цикла расставляют поочередно знаки «+» и «–», начиная с «+» в клетке с наибольшей положительной оценкой. Осуществляют сдвиг (перераспределение груза) по циклу на величину Проиллюстрируем применение указанного алгоритма на опорном плане, полученном в предыдущем примере методом наименьшей стоимости. Шаг 1. Составим систему соотношений: соответствующих условиям (3.4). Система всегда содержит
Таблица 3.5
Шаг 2. Проверим условие оптимальности для незанятых клеток. Если Шаг 3. Теперь выбираем клетку, которую необходимо сделать базисной. Загрузке подлежит, в первую очередь, клетка, которой соответствует Шаг 4. Здесь необходимо выбрать клетку, которая выводится из базиса и определить величину перераспределения груза. Отмечаем знаком «+» незанятую клетку, которую надо загрузить. Вместе с ней в таблице стало Итак, строим цикл, в клетку В результате перераспределения получили новый опорный невырожденный план, который снова подлежит проверке на оптимальность. Строим систему потенциалов: Полагая
Таблица 3.6
Проверяя условие оптимальности, получаем, что оно выполняется во всех клетках. Следовательно, построенный план является оптимальным. Стоимость перевозки по нему Замечание. В настоящее время решение задач ЛП успешно реализуется на ПК в Excel, а именно, с помощью надстройки Excel − Поиск решения. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение задач математического программирования. 2. Дайте определение задачи линейного программирования. 3. Сформулируйте математическую модель задачи использования ресурсов. 4. Используя графический метод решения задач линейного программирования определите максимальное или минимальное значения линейной целевой функции в области заданной неравенствами: а) 5. Сформулируйте каноническую форму записи задачи линейного программирования. 6. Дайте определение многогранникав 7. Какая точка множества называется угловой точкой? 8. Сформулируйте основную теорему ЛП. 9. Какое решение задачи ЛП называют опорным?. Укажите его связь с угловой точкой. 10. Дайте алгоритм решения задачи ЛП симплекс методом. 11. Решите задачу ЛП симплексным методом: 12. Какими свойствами обладает двойственная задача ЛП? 13. Укажите правила составления двойственных задач. 14. Сформулируйте математическую модель транспортной задачи. 15. В чем заключается метод северо-западного угла построения первоначального опорного плана? 16. В чем заключается метод минимальной стоимости построения первоначального опорного плана? 17. В чем заключается метод аппроксимации Фогеляпостроения первоначального опорного плана? 18. Сформулируйте признак оптимальности опорного решениятранспортной задачи. 19. Построить первоначальный опорный план транспортной задачи методами: северо-западного угла, минимальной стоимости. В каждом случае вычислить общую стоимость перевозок грузов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|