Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Лицензирование предпринимательской деятельности




Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

(Ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

Основные принципы осуществления лицензирования:

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- установление единого перечня лицензированных видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

- установление лицензионных требований и условий положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдения законности при осуществлении лицензирования/ Правовой
основой лицензирования предпринимательской деятельности в настоящее время
является ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности»' (далее - Закон о лицензировании).

Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»2 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В Москве эту деятельность осуществляет специально созданный Комитет ли­цензирования г. Москвы3.

Лицензирующим органам закон предоставляет весьма широкие права, связанные с их деятельностью. Так, в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые объяснения и справки; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязываю­щие лицензиата устранить выявленные нарушения; устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. Данным правам лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, получившим лицензию.

Лицензии выдаются федеральными органами государственной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта Федерации, то она действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Законом о лицензировании вводится уведомительный порядок, согласно которому для осуществления деятельности на территории иного субъекта РФ лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган данного субъекта.

Предусмотрено предварительное уведомление в письменной форме с указанием сведений, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135.

К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Законом о лицензировании вводится принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельности. На основании этого принципа перечень лицензируемых видов деятельности может определяться только Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих дополнений в данный закон. Вместе с тем необходимо отметить, что Закон от 8 августа 2001 г. имеет весьма ограниченную сферу применения. Как указано в ст. 1 этого акта, его действие не распространяется на достаточно большое количество лицензируемых видов деятельности, среди которых деятельность кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржевая, страховая, нотариальная, образовательная деятельность и др.

В связи с этим в науке предпринимательского права выделяют:

- общий лицензионный режим. Он распространяется на перечисленные в ст. 17 Закона о лицензировании виды деятельности, лицензирование которых осуществляется по правилам данного закона;

- специальный лицензионный режим. Он распространяется на указанные в ст. 1 Закона о лицензировании виды деятельности, лицензирование которых осуществляется по правилам специального законодательства. Эти правила могут не соответствовать нормам Закона о лицензировании.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязатыъном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

(Ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет, и по окончании срока предусмотрена возможность его продления по заявлению лицензиата. В соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании, Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Чтобы стать лицензиатом, т.е. лицом, имеющим лицензию на осу­ществление конкретного вида деятельности, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы.

1. Заявление о выдаче лицензии. Помимо данных о соискателе в заявлении указывается вид деятельности, на который испрашивается лицензия.

2. Копия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или соответственно копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Копии указанных документов должны быть заверены нотариусом, в противном случае требуется предъявление оригинала.

4. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рас­
смотрение лицензирующим органом заявления. Размер платы устанавливается
Правительством Российской Федерации. Ее максимальный размер в настоящее
время указан в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности и не
может превышать трехкратного минимального размера оплаты труда,
установленного федеральным законом. Закон о лицензировании определил твердый
размер лицензионного сбора за рассмотрение заявления - 300 рублей.

5. Сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Перечисленные документы представляются соискателем лицензии в

лицензирующий орган во всех случаях. Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых установлено соответствующими федеральными законами или принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами.

В зависимости от специфики лицензируемого вида деятельности дополнительными документами может подтверждаться:

- соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям;

- соответствие специальным условиям объекта, в котором (здание, сооружение) или с помощью которого (оборудование и иные технические средства) осуществляется такой вид деятельности.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя с необходимыми документами.

Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется (вручается) соискателю. При этом в первом случае в уведомлении указываются реквизиты банковского счета и срок уплаты лицензионного сбора, во втором -причины отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии,
недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован соискателем.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.

Выдача лицензиату документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора. Лицензионный сбор за предоставление лицензии определен в размере 1000 рублей.

Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся ли­цензирующими органами1. В реестрах указывается следующая информация:

- сведения о лицензиате;

- сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;

- лицензируемый вид деятельности;

 

- дата принятия решения о предоставлении лицензии и номер лицензии;

- сроки действия лицензий;

- сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты
приостановления и возобновления действия лицензий;

- основания и даты аннулирования лицензий;

- иные сведения.

Законом предусмотрены основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

Основанием переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, для юридического лица является его преобразование либо изменение наименования или местонахождения. Для индивидуальных предпринимателей основанием переоформления является изменение имени или места жительства. Кроме того, основанием для переоформления служит утрата подтверждающего лицензию документа. Переоформление документа производится органом, выдавшим лицензию, куда лицензиат или его правопреемник обязаны обратиться с заявлением и необходимыми документами не позднее чем через 15 дней. Закон о лицензировании устанавливает 15-дневный срок для обращения с заявлением и плату за переоформление документа в размере 100 рублей.

Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств, соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в уста­новленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу:

- в случае ликвидации юридического лица или прекращения действия
свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя;

в случае реорганизации юридического лица, за исключением преобразования.

Законом о лицензировании также предусмотрены основания для аннулирования лицензии. Можно выделить две группы таких оснований. В соответствии с ними лицензия может быть аннулирована:

1) в административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом без обращения в суд, лицензия может быть аннулирована в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев;

2) в судебном порядке на основании заявления лицензирующего органа. В этом случае лицензия аннулируется:

если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации;

- при неустранении лицензиатом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий после приостановления действия лицензии.

Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением. За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением предусмотренных лицензией условий в ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа. За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Если это деяние при­чинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

Квалифицирующими признаками данного преступления являются: совершение его организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений; извлечение в результате этого преступления дохода в особо крупном размере; совершение его лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство.

Доходом в крупном и особо крупном размере в данном случае признается доход, сумма которого превышает соответственно 200 и 500 МРОТ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...