Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 21 Основные этапы аудита





Коммерческий успех аудиторов, рост их общественного авторитета и расширение круга клиентов напрямую зависят от уровня их профессионализма, правильности применения методологии и методики контроля, использования передового опыта. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить ее цели, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования заключения. Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.
Анализ экономической литературы не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита. Среди ученых-экономистов нет единого мнения по вопросу количества этапов.

Этапы аудита:
- планирование аудита;
- получение аудиторских доказательств;
- документирование аудита;
- обобщение выводов;
- формирование и выражение мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта.
планирование является начальным этапом проведения аудита. Однако на этапе предварительного планирования наряду с другими вопросами изучают организацию и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Поэтому, проанализировав данную информацию Правил, мнения российских и зарубежных ученых-экономистов, а также с учетом сложившейся практики осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь, по нашему мнению следует выделить такие основные этапы аудита:
подготовка аудиторской проверки: определение объема аудита, составление письма-обязательства о согласии на проведение аудита, договора оказания аудиторских услуг.
планирование аудита, оценка организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Планирование аудиторской проверки производится в соответствии с действующим законодательством, условиями договора с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки и осуществить оценку его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На основе такой оценки определяется содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской бригады.
— непосредственное проведение аудиторской проверки на предприятии: получение аудиторских доказательств с документированием всех необходимых сведений и фактов;
- составление аудиторского заключения (отчета): обобщение
выводов, формирование и выражение мнения аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования. В процессе составления аудиторского заключения аудитор обобщает результаты проверки, формулирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству.

 

Вопрос 22. Подготовка и планирование аудита

Подготовка аудиторской проверки
Подготовка к проведению аудита включает в себя опр-ие объема аудиторской проверки, ст-ти ее проведения, которые должны найти отражение в заключаемом между аудиторской орг-ей, аудитором — ИП договоре на оказание аудиторских услуг. Договору может предшествовать письмо-обяз-во исполнителя о согласии на проведение аудита. Орг-ия-клиент направляет в аудиторскую орг-ию в письменной форме предложение о проведении аудита.
Такое предложение называется офертой.
Оферта должна содержать существенные условия договора.
Получив письменное предл-ие о проведении аудита,аудиторская орг-ия должна дать на него ответ. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудитором и клиентом до заключения договора. В данном письме должны быть раскрыты: цель аудита и его объекты; сроки проведения проверки; ответственность аудитора перед клиентом и его обязательство о сохранении коммерческой тайны и т.д.В соответствии с Законом РБ «Об аудиторской деятельности» отношения между аудиторскими организациями заказчиками строятся на основе договора.
Договор документально подтверждает, что стороны пришли к соглашению по всем моментам, оговоренным в договоре. После заключения договора следует момент выдачи заданий конкретному аудитору на проведение аудита и комплектование аудиторской группы под руководством этого аудитора.
Статья 9 Закона определяет, что договор оказания аудиторских услуг заключается в письменной форме.
В аудиторской организации должен вестись учет исполнения договоров оказания аудиторских услуг. С этой целью ведется Книга регистрации заключенных договоров оказания аудиторских услуг и Книга контроля за выполнением приказов о проведении аудиторских проверок.
Планированиеаудита. Планирование является начальным этапом проведения аудита.
Планирование должно обеспечить получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля; определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.
При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие этапы:
а) предварительное планирование аудита;
б) подготовка и составление общего плана аудита;
в) подготовка и составление программы аудита.
На 1 этапе аудиторская орг должна ознакомиться с финансово-хоз Дея-ю клиента и получить инф-ию о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность, отражающих экономическую ситуацию в республике в целом и ее отраслевые особенности, а также о внутренних факторах, влияющих на хоз-ую Дея-ть заказчика.
Далее необходимо разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемого объема и характера проведения аудиторских процедур. Общий план аудита должен быть достаточно детальным, его форма и содержание могут меняться в ходе осуществления аудиторской проверки в зависимости от объема работ, выполняемых аудируемым лицом, сложности аудита.
Необходимым условием успешного выполнения планируемых аудиторских работ является наличие программы аудита.
Программа аудита является разбитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, и предполагаемый перечень рабочей документации аудитора.
При подготовке аудиторской программы следует принимать во внимание результаты оценки системы внутреннего контроля.

 

 

Вопрос23. Аналитические процедуры


В соответствии с правилом аудиторской деятельности «Аналитические процедуры», аналитическая процедура представляет собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого субъекта предпринимательской деятельности с целью выявления необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение их причин.
В процессе проведения аудита могут применяться следующие аналитические процедуры:
- сопоставление показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями субъекта;
- сопоставление фактических показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за различные периоды;
- сопоставление показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности со среднеотраслевыми данными;
- сопоставление финансовой и нефинансовой информации;
- сопоставление показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством и самим субъектом;
- другие виды аналитических процедур, в том числе учитывающие особенности организационной структуры проверяемого субъекта.
Аналитические процедуры должны выполняться на протяжении всего процесса аудита. В процессе непосредственного проведения аудита при исследовании необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов аналитические процедуры могут выполняться в сочетании с другими аудиторскими процедурами. Выполнение аналитических процедур условно можно разделить на четыре основных этапа: определение целей, выбор вида, выполнение и анализ результатов выполнения.
Вид аналитических процедур зависит от целей их проведения, доступности и достоверности информации, необходимой для их проведения, вида деятельности субъекта, профессионального суждения аудитора.
Когда аналитические процедуры выявляют несоответствие данных или существующих между ними связей, аудитор должен получить соответствующие объяснения и подтверждающие свидетельства и доказательства.
Результаты планирования, выполнения аналитических процедур, а также анализа необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов фиксируются в рабочей документации аудитора и служат основой для составления заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

 

Вопрос 24. Аудиторские доказательства, их виды и источники получения

Аудиторские доказательства — это информация, имеющаяся в распоряжении аудитора, позволяющая ему выразить мнение о достоверности данных бухгалтерской отчетности, законности всех совершенных хозяйственных и финансовых операций и их соответствии действующему законодательству и т. п.
Степень достоверности аудиторских доказательств зависит от источника их получения. Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.
Внутренние доказательства - информация, полученная от проверяемой организации в письменном или устном виде.
Внешние доказательства - информация, полученная от третьей стороны в письменном виде.
Смешанные доказательства — информация, полученная от проверяемой организации в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.
Для получения доказательства используются следующие источники: первичные документы субъекта проверки; регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская отчетность; результаты инвентаризации активов и обязательств; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности; сопоставление различных документов проверяемой организации, а также документов проверяемой организации с документами третьих лиц.
Для получения аудиторских доказательств используются те же приемы и способы, что и при проведении контрольно-ревизионной работы. Наиболее распространенных методов их получения: пересчет, инвентаризация, прослеживание, проверка документов, опрос, подтверждение, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, аналитические процедуры.
Пересчет заключается в проверке арифметических расчетов первичных документов и бухгалтерских записей. В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска, он может быть выборочным или сплошным.
Инвентаризация — прием, позволяющий получить точную информацию о наличии имущества проверяемой организации. Инвентаризации подлежат активы и финансовые обязательства субъекта. При проведении аудита аудиторы могут наблюдать за проведением инвентаризации. Прослеживание — метод, заключающийся в проверке некоторых первичных документов, от момента их создания до отражения их в регистрах аналитического и синтетического учета, заключительной кор-ции счетов и прав-ти отражения хоз-ых операций в бухгалтерском учете.
Проверка документов — метод, заключающийся в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение хозяйственной операции в бух учете вплоть до первичного документа, подтверждающего реальность и цел-ть выполнения этой операции.
Опрос состоит в изучении соответствующей информации компетентных лиц внутри или за пределами экономического субъекта.
Подтверждение - метод, используемый для удостоверения информации, содержащейся в учетных записях. Для этого необходимо получить подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны, запросы в адрес которой желательно готовить от имени руководства субъекта.
Аналитические процедуры предусматривают анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование основных показателей с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

 

 

Вопрос 25. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности
При планировании проверки аудитор должен быть готов к возможному наличию в первичных документах, учетных регистрах и отчетности проверяемой организации ошибок и искажений, которые условно можно разделить на следующие виды:
Ошибка в бухгалтерском учете — это нарушение достоверности данных учета, совершенное в результате арифметических или логических погрешностей в учетных записях, недосмотра в полноте учета, наличия и состояния активов и обязательств. Примерами: пропуски операций в учете; регистрация несовершенных операций; указание неправильной корреспонденции счетов; арифметические ошибки; несоответствие между данными синтетического и аналитического уч.
Искажение бухгалтерской отчетности — это неверное отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи 1С нарушением со стороны персонала организации установленных нормативными документами правил ведения учета и составления отчетности. Нарушения, ошибки и искажения в учете и отчетности могут быть как непреднамеренными, т. е. являться результатом непреднамеренных действий или бездействия персонала организации, так и преднамеренным и, т. е. умышленными, совершенными с заведомо корыстными целями, включая введение в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.
Преднамеренные искажения в бухгалтерской отчетности могут осуществляться способами:
Манипуляция учетными записями — это умышленное использование неправильной корреспонденции счетов или сторнированных записей с целью искажения учетных и отчетных показателей.
Фальсификация бухгалтерских документов и записей — это оформление заведомо неправильных документов и записей на счетах бух учета, искажающих истинное положение дел, реальное наличие имущества.
Неадекватные записи в учете —это отр-ие фин-ой инф-ии в сис-ме счетов в неполном объеме.
Незаконные действия — это действия должностных лиц, противоречащие законодательству, совершенные умышленно или без умысла и в связи с этим расценивающиеся как нарушение норм или как обман или ошибка.
Факторами внутрихоз-ой деят-ти субъекта, способ-ми появлению искажений, являются:
- несоот-вие величины обор средств росту объемов продаж субъекта или снижению прибыли;
- изменение учет- пол-ки, договорных отношений, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;
- нетипичные хозяйственные операции, особенно в период окончания года, существенно влияющие на величину финансовых показателей.:
- риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.
При выявлении искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна оценить, насколько эффективно действующая у субъекта система внутреннего контроля препятствует возникновению различных нарушений. Если аудиторская организация в процессе проведения аудита делает вывод о более низкой способности системы внутреннего контроля препятствовать появлению искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, то аудиторская организация должна пересмотреть свою предыдущую оценку надежности системы внутреннего контроля и уточнить объем и характер применяемых аудиторских процедур.
Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторской организации следует отразить в своей рабочей документации и отчете аудитора субъекту.
Ответственность за выявление и обоснование непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности несет аудитор. Ответственность за факт наличия этих искажений возлагается на виновных и должностных лиц проверяемой организации.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...