Предмет, объект и методы психологии.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Часть I Психология Учебно-практическое пособие Для студентов всех специальностей И всех форм обучения
Www.msta.ru Москва – 2007 |
Гум.нк-7.22.0604.зчн.плн
Гум.нк-7.22.0604.зчн.скр
Гум.нк-7.22.0604.очн.плн
Гум.нк-7.22.0604.вчр.плн
Гум.нк-7.22.0604.вчр.скр
Гум.нк-7.22.0605.зчн.плн
Гум.нк-7.22.0605.зчн.скр
Гум.нк-7.22.0605.очн.плн
Гум.нк-7.22.0605.вчр.плн
Гум.нк-7.22.0605.вчр.скр
Гум.нк-7.22.0608.зчн.плн
Гум.нк-7.22.0608.зчн.скр
Гум.нк-7.22.0608.вчр.плн
Гум.нк-7.22.0608.вчр.скр
Гум.нк-7.22.0611.зчн.плн
Гум.нк-7.22.0611.зчн.скр
Гум.нк-7.22.0611.очн.плн
Гум.нк-7.22.3510.зчн.плн
Гум.нк-7.22.3510.зчн.скр
Гум.нк-7.22.0204.зчн.плн
Гум.нк-7.22.0204.зчн.скр
Гум.нк-7.22.0204.очн.плн
Гум.нк-7.22.0204.вчр.плн
Гум.нк-7.22.0204.вчр.скр
Гум.нк-7.22.0211.зчн.плн
Гум.нк-7.22.0211.зчн.скр
Гум.нк-7.22.0211.очн.плн
Гум.нк-7.22.0211.вчр.плн
Гум.нк-7.22.0211.вчр.скр
Гум.нк-7.22.2102.зчн.плн
Гум.нк-7.22.2102.зчн.скр
Гум.нк-7.22.2102.очн.плн
Гум.нк-7.22.2102.вчр.плн
Гум.нк-7.22.2102.вчр.скр
Гум.нк-7.22.1706.зчн.плн
Гум.нк-7.22.1706.зчн.скр
Гум.нк-7.22.0702.зчн.плн
Гум.нк-7.22.0702.зчн.скр
Гум.нк-7.22.0702.очн.плн
Гум.нк-7.22.2202.очн.плн
Гум.нк-7.22.3117.зчн.плн
Гум.нк-7.22.3117.зчн.скр
Гум.нк-7.22.3511.зчн.плн
Гум.нк-7.22.3511.зчн.скр
Гум.нк-7.22.3511.очн.плн
Гум.нк-7.22.2701.зчн.плн
Гум.нк-7.22.2701.зчн.скр
Гум.нк-7.22.2703.зчн.плн
Гум.нк-7.22.2703.зчн.скр
Гум.нк-7.22.2703.очн.плн
Гум.нк-7.22.2703.вчр.плн
Гум.нк-7.22.2703.вчр.скр
Гум.нк-7.22.2704.зчн.плн
Гум.нк-7.22.2704.зчн.скр
Гум.нк-7.22.2705.зчн.плн
Гум.нк-7.22.2705.зчн.скр
Гум.нк-7.22.2705.очн.плн
Гум.нк-7.22.2705.вчр.плн
Гум.нк-7.22.2705.вчр.скр
Гум.нк-7.22.2707.зчн.плн
Гум.нк-7.22.2707.зчн.скр
Гум.нк-7.22.2708.зчн.плн
Гум.нк-7.22.2708.зчн.скр
Гум.нк-7.22.2710.зчн.плн
Гум.нк-7.22.2710.зчн.скр
Гум.нк-7.22.2712.зчн.плн
Гум.нк-7.22.2712.зчн.скр
Гум.нк-7.22.2712.очн.плн
Гум.нк-7.22.2712.вчр.плн
|
|
Гум.нк-7.22.2712.вчр.скр
Психология и педагогика. Часть I. Психология. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2007 г. 107 с.
Учебно-практическое пособие содержит краткое изложение основных разделов психологии. Особое внимание уделяется анализу ведущих направлений современной психологической мысли, места и роли психологии в обществе.
В конце каждой темы помещены задания (вопросы и тесты), с помощью которых студент может проверить свои знания.
Пособие предназначено для студентов, изучающих предмет «Психология и педагогика».
Научный редактор: | профессор Еремин Ю.В. |
Составитель: | профессор Чистякова Е.В. |
Рецензент: кандидат психологических и доктор философских наук, профессор Иванченко Г.В. | |
Редактор: | Свешникова Н.И. |
Ó Московский государственный университет технологий и управления,
кафедра гуманитарных и социально-экономических наук, 2007
109004, Москва, Земляной вал, 73
Содержание
Стр. | |
I. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА | |
· Предмет, объект и методы психологии · История развития психологического знания · Психологические концепции ХХ века · Основные направления в психологии · Место психологии в системе наук · Задания (вопросы и тесты) | |
II. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ, СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ | |
· Понятие о психике · Психика и организм · Психика, поведение, деятельность · Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза · Структура психики · Сознание и его структура · Соотношение сознания и бессознательного · Задания (вопросы и тесты) | |
III. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | |
· Познавательные психические процессы: общая характеристика · Восприятие: виды и свойства · Воображение: виды и формы проявления · Внимание и его свойства, развитие внимания · Мышление, его сущность, типы, виды · Эмоции, их виды, эмоциональные состояния · Задания (вопросы и тесты) | |
IV. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ | |
· Общее понятие о личности · Индивид, личность, субъект, индивидуальность · Проблема личности в психологии · Теории личности · Задания (вопросы и тесты) | |
V. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ | |
· Понятие общения и межличностных отношений · Виды общения · Методы и навыки ведения деловых переговоров · Психология малых групп, межгрупповые отношения · Задания (вопросы и тесты) | |
VI. ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | |
Психология и общество · Психология и труд, профессиональная психология · Инженерная психология · Экономическая психология · Юридическая психология · Политическая психология · Экологическая психология · Задания (вопросы и тесты) | |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |
|
|
I. Психология как наука
Предмет, объект и методы психологии.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, то есть таких, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В дальнейшем, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Различные мыслители, представители различных школ и течений в зависимости от статуса, занимаемого психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым руководствовались мыслители, школы и течения, используемых методов познания высказывали и высказывают различное понимание предмета психологии.
Какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами его (предмет) ни обозначали («душа», «сознание», «психика», «деятельность» и так далее), в настоящее время можно выделить признаки, которые характеризуют собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук.
|
|
Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.
Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Наука не может развиваться, если не будет постоянно пополняться все новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопления факторов наглядно-обоснованные методы. Все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями.
В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод тестов и другие).
Наблюдение. Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в группе детского сада или школьном классе. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость. Психолога-исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь то, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний. Кроме того, наблюдения и фиксации единичных психических свойств недостаточно. Исследователь должен убедиться в характерности, типичности того или иного свойства.
|
|
Эксперимент. Основное отличие и достоинство эксперимента в том, что исследователь может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Это преимущество экспериментального метода объясняет его очень широкое применение в психологии. Основная масса эмпирических факторов в психологии получена экспериментальным путем. Однако не всякая исследовательская задача может быть решена с помощью эксперимента. Так, если изучение психических процессов и функций ведется преимущественно экспериментально, изучение более простых свойств личности (темперамента, многих способностей) тоже доступно экспериментальному методу, то характер и сложные виды способностей эксперименту пока недоступны.
Метод беседы. Он применяется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты.
Метод интервью. Этот метод в психологии отличается от анкетного метода, применяемого в социологии. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса. Часто вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только на первой стадии исследования, для первичной ориентировки в проблеме. Но вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.
Метод экспертных оценок. Его широко применяют в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве и прочие. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.
Метод самонаблюдения. Самонаблюдение можно использовать как самостоятельный, хотя и не основной метод психологического исследования. Особенно полезным метод самонаблюдения может быть при изучении психологических состояний: настроения бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности.
|
|
Метод тестов. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, а также методы качественного анализа.
|
|