Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика показателей рентабельности




Наименование показателей Способ расчета Характеристика показателя
1. Рентабельность реализованной продукции (Р пр.) , где Пр. – прибыль от реализации с/с – полная себестоимость продукции Показывает, сколько прибыли от реализации продукции приходится на 1 рубль полных затрат.
2. Рентабельность производства (Р п.) , БП – прибыль до налогообложения, Ф о.с.- средняя стоимость основных средств, Ф об. – средняя стоимость материальных производственных фондов. Отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль производственных ресурсов предприятия.
3. Рентабельность активов предприятия (Ра.) , А – средняя стоимость совокупных активов Отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль совокупных активов.
4. Рентабельность внеоборотных активов (Р в.о.а.) , ВОА- стоимость внеоборотных активов за расчетный период Характеризует величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль внеоборотных активов.
5. Рентабельность оборотного капитала (Рок) , ОК – величина оборотного капитала Показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на 1 рубль оборотных активов.
6.Рентабельность собственного капитала (Р с.к.) , СК – средняя стоимость собственного капитала Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль собственного капитала.
7. Рентабельность продаж (Р пр.) , В – выручка от реализации Характеризует сколько бухгалтерской прибыли приходится на рубль объема продаж.

 

Тема 9 Планирование деятельности корпоративных структур

Сущность и значение финансового планирования

Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

Финансовый план компании (в современном формате его по­нимания) – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, вы­бора финансовых источников и распределения финансовых ре­сурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансо­вых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работни­ков).

Выделение финансового планирования как особого вида планирования, обусловлено:

- относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства;

- активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;

- необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.

Необходимость решения этих задач обусловливает отно­сительно сложную схему финансового планирования, в кото­рую кроме вышеизложенной общей схемы может быть включен ряд функционально-ориентированных планов. В ча­стности:

- план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), производства, сбыта, материально-технические и финансовые планы;

- финансовые планы производственного отделения, дочер­них компаний, холдинга, ФПГ.

Финансовое планирование обеспечивает необходимый конт­роль за образованием и использованием материальных, трудо­вых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвяза­но с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реали­зации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложе­ний и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производст­ва в финансовые показатели.

В процессе составления проекта финансового плана осущест­вляется творческий подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихо­зяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала компании, более рационального расходования материальных и денежных ресур­сов, повышения потребительских свойств выпускаемой продук­ции и т.д.

Разработка финансового плана связана с определением за­трат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денеж­ных накоплений, амортизации, объема и источников финансиро­вания, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распре­делении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюдже­том, банками.

Финансовое планирование компании имеет следующую целе­вую направленность:

- обеспечение финансовыми ресурсами и денежными сред­ствами деятельности компании;

- увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место;

- организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами;

- обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов;

- обеспечение платежеспособности и финансовой устойчи­вости.

Общий финансовый план разрабатывается сквозным обра­зом с необходимыми промежуточными согласованиями по служ­бам и подразделениям компании. Процедура финансового плани­рования не сводится только к планированию финансовых пока­зателей фирмы в целом, а включает также: планирование нату­ральных показателей и планирование по структурным подразде­лениям.

В процессе финансового планирования отслеживаются фи­нансовые (на верхнем уровне), а также натуральные показатели. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения, которые при необходимости могут быть детали­зированы. Финансовое планирование осуществляется постоянно, скользящим образом, первые два месяца – понедельно, далее – помесячно (2-3 месяца), затем – поквартально. Процедура планирования на последующие периоды формируется после сопоставления фактических (ожидаемых) результатов преды­дущего периода с плановыми.

Финансовое планирование на предприятиях во многом зависит от качества прогнозов основных показателей их производственной деятельности, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения и курса рубля. Поэтому в сложившихся условиях возможна заниженная оценка потребности в финансовых ресурсах и изменений в финансовом состоянии предприятий, в связи с чем, необходимо предусматривать финансовые резервы.

С общей точки зрения можно выделить следующие уровни финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени. Разделение производят по следующим критериям:

- группа активов и обязательств, с которыми связаны вопросы финансового планирования (долгосрочные обязательства);

- решения долгосрочного финансового планирования нелегко приос-тановить, они влияют на деятельность компании на длительное время;

- плановый период (как правило, у краткосрочного планирования – до 12 месяцев, у долгосрочного – более одного года, обычно более 3 лет).

Однако в такой классификации имеются два ограничения: 1) отнести период к той или иной срочности в различных отраслях народного хозяйства весьма трудно, например, долгосрочный период судострои-тельной компании не равнозначен долгосрочному периоду супермаркета; 2) в некоторых случаях проблемы краткосрочного периода могут приобрести стратегическое значение. Так, например, внезапные трудности с текущими платежами часто приобретают фундаментальную значимость, так как могут неожиданно поставить вопрос о выживании предприятия.

В процессе разработки проекта финансового плана целесо­образно использовать следующие методы: экономического анализа и синтеза; экстра-поляции; прямого счета; нормативный; многовариантности; балансовый.

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования:

1. Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.

2. Выбор оптимального финансового плана. Очень важный момент для менеджеров компании. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства.

3. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.

Виды финансовых планов предприятия и их взаимосвязь

Финансовое планирование на предприятии охватывает три основных его вида: 1) оперативное планирование финансовой деятельности; 2) текущее планирование финансовой деятельности; 3) прогнозирование финансовой деятельности. Каждому из этих видов финансового планиро-вания соответствуют определенные формы представления его результатов.

Все три вида финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является прогнозирование финансовой деятельности, которое определяет задачи текущего ее планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для более углубленного оперативного ее планирования.

Прогнозирование финансовой деятельности предприятия представ-ляет собой наиболее сложный этап планирования, требующий высокой квалификации исполнителей. Под прогнозированием финансовой деятельности предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижений. Прогнозирование финансовой деятельности предприятия является частью общей стратегии экономического развития предприятия и носит по отношению к ней подчиненный характер и должно быть согласовано с ее целями и направлениями.

В рамках прогнозирования финансовой деятельности разрабатывается общая концепция финансового развития и финансовая политика предприятия по отдельным аспектам финансовой деятельности

В отличие от общей концепции финансового развития финансовая политика формируется лишь по отдельным направлениям финансовой деятельности предприятия, а не охватывает весь комплекс этой деятельности. Финансовая политика представляет собой форму реализации стратегии финансового развития предприятия в разрезе отдельных аспектов финансовой деятельности.

Прогнозирование финансовой деятельности предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. Как правило, период прогнозирования составляет 3-5 лет.

Текущее планирование финансовой деятельности заключается в разработке отдельных видов финансовых планов предприятия, составляемых на предстоящий год с разбивкой по кварталам. В процессе текущего финансового планирования на предприятиях разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов:

- план доходов и расходов;

- план поступления и расходования денежных средств;

- балансовый план;

- план формирования и использования финансовых ресурсов.

Степень детализации показателей каждого из видов финансового плана определяется предприятием самостоятельно с учетом объема и специфики его деятельности, а также действующей практики организации финансового и управленческого учета.

I. План доходов и расходов.

Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в плановом периоде. В этом плане должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов, издержек обращения, налоговых платежей за счет доходов и прибыли.

План доходов и расходов включает следующие показатели:

- Валовый доход от реализации продукции (услуг).

- Налоговые платежи за счет доходов.

- Чистый доход от реализации продукции (услуг).

- Издержки обращения - всего.

- Балансовая прибыль от реализации продукции.

- Налоговые платежи за счет прибыли.

- Чистая прибыль от реализации продукции (услуг).

II. План поступления и расходования денежных средств разрабатывается на втором этапе текущего финансового планирования. Целью разработки этого плана является оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, то есть он позволит оценить сколько денег необходимо вложить в бизнес в разбивке по времени, проверить синхронность поступления и расходования денеж-ных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.

Исходя из этой цели, план имеет следующую структуру:

- Остаток денежных средств на начало периода.

- Поступление денежных средств.

- Расходование денежных средств.

- Остаток денежных средств на конец периода.

План поступления и расходования денежных средств, также как и план доходов и расходов, разрабатывается на ряд лет при этом используются расчетные прогнозные данные.

III. Балансовые план составляется один раз в год, отражает прогноз состава его активов и структуры капитала. Целью разработки балансового плана является определение возможного прироста отдельных активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной финансовой структуры капитала.

В процессе планирования структуры активов оптимизируется соотношение оборотных и внеоборотных их видов, а в составе оборотных активов - по уровню ликвидности. При планировании структуры капитала оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных - средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе (эта оптимизация осуществляется с учетом избранной предприятием тактики финансирования его активов.

IV. План формирования и использования финансовых ресурсов разрабатывается на заключительной стадии текущего финансового планирования. Целью разработки этого плана является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическое развитие предприятия в предстоящем периоде. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. Предприниматели, акционеры и инвесторы могут определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.

Оперативное финансовое планировани е заключается в детализации разработанных текущих планов по направлениям хозяйственной деятельности предприятия, по отдельным инвестиционным проектам и т.п. Основными видами оперативных финансовых планов предприятия являются:

- бюджет капитальных затрат и поступления средств (капитальный бюджет);

- бюджет текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет);

- график осуществления платежей (платежный календарь).

- Капитальный бюджет разрабатывается на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизаций основных средств в разрезе отдельных инвестиционных проектов. Он состоит из двух разделов:

1) капитальные затраты;

2) поступления средств.

Текущий бюджет разрабатывается по отдельным хозяйственным операциям или видам деятельности предприятия, не выходя по срокам за рамки одного квартала. Он состоит из следующих двух разделов:

1) текущие расходы;

2) доходы от хозяйственных операций (видов деятельности).

Платежный календарь разрабатывается по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками товаров и т.п.) и по предприятию в целом. Он состоит из следующих двух разделов:

1) график расходования денежных средств;

2) график поступления денежных средств.

Платежный календарь конкретизирует текущий план поступления и расходования денежных средств, обеспечивая постоянную платежеспособность предприятию.

Схема взаимосвязи видов финансовых планов представлена на рисунке 12.

 

                                     
 
 
   
 
   
  План доходов и расходов
 
 
 
   
Оперативное планирование финансовой деятельности
   
3 уровень
 
 
   
 
   
Бюджет капитальных затрат и поступления средств (капитальный бюджет)
   
 
 

 

 

 


Методики финансового планирования на предприятии

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование, бюджетирование.

Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчиты-вается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта. Федеральные норма-тивы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабаты-ваемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Расчетно-аналитический метод. Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

Балансовый метод. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

Метод оптимизации плановых решений. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

Экономико-математическое моделирование. Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y=f(х) (42)

где: У – показатель;

х – факторы.

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами (АСУФ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...