Состав основных факторов, влияющих на формирование суммы и уровня валового и чистого операционного дохода предприятий промышленности и торговли
Рассматривая приведенные факторы, следует отметить, что они носят агрегированный характер, т. е. складываются под влиянием внешних факторов: емкости соответствующего товарного рынка, уровня конкуренции на нем, номенклатуры производимой (реализуемой) продукции и т. п. Вместе с тем, изложенные выше факторы позволяют полностью обеспечивать механизм управления формированием валового и чистого операционного дохода предприятия. Основу этого механизма управления составляют: · формирование эффективной ценовой политики; · планирование операционных доходов; · планирование операционных расходов. Сущность и виды операционных затрат Под операционными затратами понимают текущие затраты предприятия, связанные с осуществляемой им операционной деятельностью. Операционные затраты подразделяются на постоянные и переменные, прямые и непрямые. Операционная деятельность предприятия с момента его создания связана с осуществлением разнообразных затрат трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов в процессе производства и реализации продукции. По своему характеру эти затраты подразделяются на два основные вида – текущие и долговременные. Текущие затраты предприятия связаны с решаемыми им в процессе хозяйственной деятельности тактическими задачами - закупкой сырья и материалов, их транспортированием и хранением, обслуживанием материально-технической базы, содержанием персонала и т. п. Долговременные затраты (инвестиции) связаны с решаемыми предприятием стратегическими задачами, к которым можно отнести строительство, реконструкцию или приобретение новых производственных зданий и помещений; покупку новых видов машин и оборудования; приобретение различных нематериальных активов, обслуживающих производственно-сбытовые процессы и т. п.
С формированием операционной прибыли связаны текущие затраты предприятия, которые носят название операционных. Операционные затраты предприятия, осуществляемые им в процессе снабженческой, производственной, сбытовой операционной деятельности, представлены в основном его издержками, которые в разных отраслях принимают различную форму: в промышленности - издержки производства или себестоимость продукции, в торговле - издержки обращения и т.п. В целях унификации терминологии все операционные затраты в дальнейшем будут идентифицироваться с термином «издержки». Под операционными затратами (издержками) понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов на осуществление операционной деятельности предприятия. Дня эффективного управления операционными затратами предприятия разработана соответствующая их классификация. Эта классификация используется в процессе учета, анализа, расчета, планирования и контроля операционные: затрат (издержек) и проводится по следующим основным признакам. 1. По степени эластичности к объему реализации продукции выделяют постоянные и переменные издержки (операционные затраты). Такое разделение операционных затрат составляет важнейшее условие эффективности управления операционной прибылью предприятия.
Переменные издержки прямо зависят от изменения объема производства и реализации продукции, однако степень такой зависимости различна. Она может носить пропорциональный характер. При этом сумма переменных операционных затрат отдельных видов растет или сокращается пропорционально росту или снижению объема производства и реализации продукции. При дигрессивном характере сумма переменных операционных затрат отдельных видов растет меньшими темпами, чем возрастает объем производства и реализации продукции. Например, расходы на рекламу при эффективном ее осуществлении. При прогрессивном характере сумма переменных операционных затрат отдельных видов растет более высокими темпами, чем увеличивается производство и объем реализации продукции. Например, расходы на заработную плату работников производства при сдельно-премиальной системе оплаты их труда. Таким образом, наличие переменных операционных затрат (издержек) обусловлено процессом производства и реализации продукции на предприятии. Постоянные издержки не зависят от изменения объема производства и реализации продукции. Они имеют место даже в том случае, если предприятие временно не осуществляет операционную деятельность. При этом в составе таких операционных затрат выделяются абсолютно постоянные издержки, например, расходы на аренду производственных помещений, и условно постоянные издержки, например, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Рассматривая постоянные операционные затраты, следует иметь в виду, что они являются таковыми только в коротком периоде операционной деятельности предприятия. В длительном периоде этой деятельности все виды операционных затрат предприятия подвержены изменению. Выделение в составе операционных затрат переменных и постоянных их видов является одним из основополагающих принципов их классификации в целях эффективного управления ими. 2. По содержанию операционного процесса выделяют операционные затраты, связанные с производством продукции, со сбытом продукции и полные операционные затраты. Такая классификация: издержек используется на производственных предприятиях.
Операционные затраты, связанные с производством продукции (издержки производства или производственная себестоимость), включают в себя весь комплекс этих затрат, начиная с закупки сырья и материалов и заканчивая выпуском готовой продукции. При большом объеме снабженческой операционной деятельности затраты по этим операциям могут быть выделены в отдельный самостоятельный блок (издержки снабжения). Операционные затраты, связанные со сбытом произведенной продукции (сбытовые издержки или издержки обращения), включают в себя весь комплекс затрат по осуществлению ее реализации. Полные операционные затраты (полные издержки или полная себестоимость продукции) объединяют в своем составе как производственные, так и сбытовые издержки предприятия. 3. По возможности отнесения на конкретные результаты операционной деятельности (производство и реализацию отдельных видов продукции; деятельность отдельных центров ответственности и т. п.) выделяют прямые и непрямые издержки. Прямыми издержками являются такие виды операционных затрат, которые и полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному результату операционной деятельности (например, расход конкретного вида основного сырья на производство определенного вида продукции). Непрямыми издержками являются такие виды операционных затрат, которые в связи с комплексностью их осуществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату операционной деятельности и требуют предварительного распределения (например, общепроизводственные затраты). Непрямые издержки образуют так называемые «комплексные статьи калькуляции» и распределяются с использованием специальных методов. Следует отметить, что деление операционных затрат (издержек) на прямые и непрямые зависит от конкретных целей их распределения в процессе управления ими и в соответствии с этими целями может изменяться. Так, при формировании бюджета рекламной компании, связанной с имиджем или продукцией предприятия, расходы на размещение теле-, радио- и других видов рекламы будут носить прямой характер; в то же время они будут являться непрямыми при расчете себестоимости отдельных видов продукции.
4. По степени целесообразности понесенных затрат выделяют полезные; и бесполезные издержки. Полезными издержками являются такие виды операционных затрат, которые способствуют результативному осуществлению операционной деятельности предприятия. Бесполезными издержками являются такие виды операционных затрат, которые связаны с обслуживанием неиспользуемой части трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, предназначенных для осуществления операционной деятельности. Например, выплата заработной платы работникам за период выполнения ими общественных обязанностей; амортизационные отчисления по неиспользуемому оборудованию и т. п. 5. По экономическому содержанию (экономическим элементам) выделяют следующие группы операционных затрат (издержек). Материальные расходы. К ним относятся: • стоимость сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, использованных при производстве отдельных видов продукции; • стоимость использованного топлива и электроэнергии; • стоимость запасных частей и материалов для проведения текущего ремонта производственных основных фондов; • потери вследствие недостачи материальных ценностей в пределах норм убыли; • некоторые другие аналогичные виды операционных расходов, связанные с затратами материальных ресурсов Расходы на оплату труда. К ним относят все виды выплат основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников предприятия, относимые на издержки (себестоимость). Все формы материального стимулирования персонала за счет прибыли в состав операционных затрат не включаются. Отчисления на социальные мероприятия. К ним относят все виды обязательных отчислений предприятия в различные внебюджетные фонды (фонд государственного социального страхования; государственный пенсионный фонд, фонд государственного медицинского страхования и т. п.), относимые на издержки (себестоимость). Социальные выплаты персоналу предприятия за счет прибыли и состав операционных затрат не включаются. Амортизация основных фондов и нематериальных активов. Особенности выделения этого элемента операционных затрат связаны с действующим порядком налогообложения прибыли. К ним относятся амортизационные отчисления от балансовой стоимости производственных основных фондов, а также амортизируемых видов нематериальных активов предприятия.
Другие расходы. К ним относятся все прочие виды операционных затрат предприятия. 6. По конкретным видам затрат выделяют отдельные: статьи издержек (себестоимости), совокупность которых составляет их номенклатуру. Такая единая учетная номенклатура установлена для предприятий различных сфер и отраслей экономики и отражает специфику осуществляемой ими операционной деятельности. В рамках каждой из установленных статей издержек (себестоимости) предприятие может организовать управленческий учет своих операционных затрат, обеспечивающий эффективное управление ими. 7. По периоду отнесения произведенных текущих расходов выделяют издержки, связанные с текущей операционной деятельностью, которые возмещены в процессе данного операционного цикла, а также издержки, которые будут возмещены в предстоящем периоде: · издержки, отнесенные та запасы готовой продукции на конец периода; · расходы будущих периодов и т. п. С учетом приведенной классификации осуществляется конкретное управление операционными затратами на предприятии. Процесс управления операционными затратами на предприятии связан с действием определенных факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления операционными затратами – их анализе, поиске резервов экономии и планировании – все факторы принято подразделять на две основные группы: 1)зависящие от деятельности предприятия (внутренние факторы); 2)не зависящие от деятельности предприятия (внешние факторы). 1. В системе внутренних факторов, зависящих от деятельности предприятия, выделяют следующие: · объем производства и реализации продукции; · состав производимой и реализуемой продукции; · продолжительность операционного цикла; · уровень производительности труда; · состояние используемых производственных основных фондов; · обеспеченность собственными оборотными активами. 2. В системе внешних факторов, не зависящих от деятельности предприятия, выделяются следующие: · темпы инфляции в стране; · уровень развития отдельных сегментов товарного рынка; · изменение уровня государственных (муниципальных) арендных ставок; · изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав операционных затрат. Учет этих факторов позволяет более эффективно управлять операционными затратами предприятия. Под операционной прибылью понимают прибыль, полученную в результате операционной деятельности предприятия. Она выступает в форме маржинальной, валовой или чистой операционной прибыли. Маржинальная прибыль – один из важнейших показателей, используемых в процессе управления прибылью на основе механизма «взаимосвязи издержек, объема реализации и прибыли». Маржинальная прибыль представляет собой разность между суммой чистого операционного дохода от реализации продукции и суммой переменных операционных затрат. Генерируемая предприятием маржинальная прибыль служит мерой оценки его способности покрывать постоянные операционные затраты и формировать необходимую каловую операционную прибыль от реализации продукции. Валовая прибыль – это прибыль, полученная по конкретным видам деятельности (операционной, инвестиционной и т. п.) до вычета из нее налога на прибыль и других уплачиваемых из нее обязательных сумм. Чистая прибыль – окончательная сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей из суммы балансовой (валовой) прибыли. Прибыль – поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, многих других экономических рычагов воздействия на производство, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества. За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению предприятий. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает видное место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений. Возможности самофинансирования во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. В развитии предприятия важную роль также играет долгосрочный кредит, который возвращается с уплатой процентов за счет внутренних накоплений предприятия. Рыночные отношения предусматривают наличие свободных цен, поэтому важную роль играет система социальной защиты работающих. Часть прибыли направляется на удовлетворение разнообразных социальных потребностей: на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений; дотации на питание, улучшение культурно-бытового обслуживания работников предприятия; питание детей в детских дошкольных учреждениях и летних оздоровительных лагерях. Прибыль используется на поощрение работников за выполнение производственных заданий, оказание единовременной помощи. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, может использоваться на образование страховых фондов. Страховые общества активно работают с предприятиями, предлагают им различные виды страхования, например страхование предпринимательских рисков. Поскольку главной задачей предпринимательской деятельности является получение прибыли, то риск возможности ее неполучения, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков представляет собой объект данного страхования. Перечислим возможные виды страхования предпринимательской деятельности: страхование на случай неплатежа по счетам поставщика продукции; • страхование на случай снижения заранее оговоренного уровня рентабельности; • страхование непредвиденных убытков; • страхование упущенной выгоды по неудавшимся сделкам; • страхование по случаям искажения или задержки деловой информации; • страхование от простоев оборудования, и др. Финансовая устойчивость страхования предпринимательских рисков зависит от степени развитости рыночных отношений и прочности связей между юридическими лицами. Таким образом, прибыль как историческая категория, выражает совокупность экономических отношений, которые опосредованы в денежной форме и возникают между: • предприятиями и финансовой системой при перечислении платежей в бюджет; • субъектами хозяйствования и их вышестоящими организациями (если сохраняется вертикальная структура управления) при осуществлении различных перечислений последним; • предприятиями и кредитной системой при погашении кредита; • предприятиями и их структурными подразделениями при осуществлении ими производственного и социального развития; • предприятиями и их работниками по использованию фонда потребления; • субъектами хозяйствования и страховыми, благотворительными организациями, другими предприятиями в связи с формированием различного рода страховых, благотворительных и других фондов. Эти отношения обусловлены потребностями индивидуального и общественного расширенного воспроизводства в целях диалектического разрешения противоречий между интересами общества, коллектива, отдельного работника с учетом конечных результатов деятельности. Часть стоимости, составляющая издержки субъекта хозяйствования, является обособлением другой ее части, представляющей собой избыток над данными издержками. Этот избыток образует чистый доход общества, который включает прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на акцизы. В экономической литературе прибыль часто определяется как разница между оптовой ценой продукции (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и затратами на ее производство и реализацию, или рассчитывается как разность выручки от реализации (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной себестоимости. В случае, если затраты производства превышают оптовую цену, то продукция является убыточной. В настоящее время производство убыточной продукции в России – довольно распространенное явление в деятельности субъектов хозяйствования. Итак, прибыль прежде всего представляет собой превышение оптовой цены продукции над затратами на ее производство и реализацию, или превышение выручки от реализации над полной себестоимостью продукции. Изучая сущность прибыли, рассмотрим различные источники ее происхождения. По мнению автора, источниками возникновения прибылиявляются: • производственная деятельность субъекта хозяйствования. В результате этой деятельности возможны: • получение прибыли при благоприятных обстоятельствах; • неожиданные прибыли; • возникновение прибыли вследствие воздействия инфляции; • превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами; • безвозмездная помощь предприятию государства физических и юридических лиц. В основном источниками возникновения прибыли являются производственная деятельность и превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами. Наличие безвозмездной помощи невелико. Часть стоимости, составляющая издержки субъекта хозяйствования, является обособлением другой ее части, представляющей собой избыток над данными издержками. Этот избыток образует чистый доход общества, который включает прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на акцизы. В экономической литературе прибыль часто определяется как разница между оптовой ценой продукции (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и затратами на ее производство и реализацию, или рассчитывается как разность выручки от реализации (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной себестоимости. В случае, если затраты производства превышают оптовую цену, то продукция является убыточной. В настоящее время производство убыточной продукции в России – довольно распространенное явление в деятельности субъектов хозяйствования. Итак, прибыль прежде всего представляет собой превышение оптовой цены продукции над затратами на ее производство и реализацию, или превышение выручки от реализации над полной себестоимостью продукции. Изучая сущность прибыли, рассмотрим различные источники ее происхождения. По мнению автора, источниками возникновения прибылиявляются: • производственная деятельность субъекта хозяйствования. В результате этой деятельности возможны: • получение прибыли при благоприятных обстоятельствах; • неожиданные прибыли; • возникновение прибыли вследствие воздействия инфляции; • превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами; • безвозмездная помощь предприятию государства физических и юридических лиц. В основном источниками возникновения прибыли являются производственная деятельность и превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами. Наличие безвозмездной помощи невелико. Безвозмездная помощь является прибылью предприятия, Предприятие получает доход, не затрачивая никаких ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Во многих случаях безвозмездная помощь направляется на финансирование строительства цехов для производства продукции, в которой заинтересованы как государственные, так и частные предприятия. Безвозмездная помощь является важнейшим источником инвестиционного процесса. На предприятиях, работающих в более благоприятных экономических условиях, возможно создание избыточной прибыли. Избыточная прибыль может быть представлена в четырех формах. Избыточная прибыль первой формыобразуется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных природных условиях. В первую очередь она возникает в сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Избыточная прибыль второй формыпоявляется, если предприятие работает в более благоприятных экономических условиях, созданных обществом. Она может образовываться во всех отраслях производства. Избыточная прибыль третьей формыпоявляется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных экономических условиях, созданных усилиями производственного коллектива (использование внутренних резервов, рационализация, изобретательство и т.д.). Избыточная прибыль четвертой формыможет быть создана на основе ценообразования продукции, так как в настоящее время, по мнению автора, цены находятся под влиянием деления продукции на выгодную и невыгодную. Производители выгодной продукции получают избыточную прибыль. Она отличается от прибыли другой продукции, поскольку порождается не объективными, а субъективными факторами, например, недостаточным освоением механизма ценообразования. Кроме того, существует так называемая неожиданная прибыль. Инфляция заметно искажает результаты хозяйственной деятельности предприятий и оказывает существенное воздействие на получение прибыли. Субъекты хозяйствования могут получать прибыль, являющуюся следствием развития инфляционных тенденций. Так, в 1992-1996 гг. на многих предприятиях Украины объем получаемой прибыли увеличился в результате роста цен на производимую продукцию, выполненные работы, оказываемые услуги. Инфляция является весьма накладной для предприятий, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды. Финансовые результаты деятельности субъектов хозяйствования могут быть выражены балансовой (валовой) прибылью, прибылью от производства продукции (работ, услуг), прибылью (убытком) от реализации продукции (работ, услуг), чистой (остаточной) прибылью. Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации товарной продукции, от прочей реализации и внереализационной деятельности. Прибыль от производства продукции (работ, услуг) исчисляется как разница между объемом товарной продукции в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной ее себестоимостью. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Чистой (остаточной) прибылью является прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет. Использование оборотных средств предприятия, состояние его финансовых расчетов с поставщиками, заказчиками, банками также отражаются на прибыли. Размеры прибыли зависят от качества продукции, наличия потерь от брака, других непроизводительных расходов (штрафов, непредвиденных потерь и др.). С помощью прибыли и на ее базе развиваются рычаги коммерческого расчета и срабатывает его механизм деятельности. От размера полученной прибыли зависят финансовое состояние предприятия, различные виды поощрений коллектива за выполненную работу и эффективность использования ресурсов. Прибыль - обобщающий показатель, поэтому одну и ту же сумму прибыли можно получить при различных затратах труда и средств. Ее величина во многом отражает масштабы и темпы роста производства, возможности общества удовлетворять целый ряд производственных и общественных потребностей. Превышение результата производственно-финансовой деятельности предприятия над всеми его затратами как живого, так и овеществленного труда, выраженными в денежной форме, характеризует прибыль. Она призвана суммарно соизмерять соотношение результатов и затрат труда и на этой основе определять эффективность производственно-финансовой деятельности предприятий. В хозяйстве прибыль применяется для обеспечения сбаланси-рованности развития экономики. Важнейшим условием успешного решения этой задачи является полная увязка объема работ с наличием ресурсов. Она достигается путем составления на каждом предприятии баланса доходов и расходов, показатели которого определяются на основе производственного плана. Данные о прибыли необходимы при определении размера потребности предприятий в кредитах банка. Посредством увязки суммы кредитных ресурсов с собственными средствами предприятий, направляемыми на покрытие расходов, создаются необходимые предпосылки для сбалансированного, более полного и рационального использования в стране временно свободных денежных средств, ускорения оборота ресурсов в хозяйстве. Прибыль используется в экономике для укрепления коммерческого механизма в работе субъектов хозяйствования. Поскольку наличие прибыли – одно из главных условий коммерческой деятельности предприятий, борьба коллективов за рост этого показателя требует улучшения внутреннего содержания коммерческого расчета. Материальная заинтересованность работников предприятия в росте прибыли побуждает эффективнее использовать основные фонды, повышать производительность труда, снижать материальные затраты на единицу продукции. Так, посредством прибыли можно укрепить коммерческие принципы деятельности предприятий. Прибыль используется для определения сроков окупаемости затрат на мероприятия по строительству и модернизации основных фондов, внедрению в производство новых, более совершенных научных разработок. Каждое техническое новшество в производстве должно совершенствовать организацию труда работников, а значит и увеличивать конечный финансовый результат деятельности по сравнению с прежним. Размер увеличения конечного результата зависит от прироста объема производства продукции (работ, услуг) и снижения ее себестоимости, полученных от внедрения проведенных мероприятий. Показатель прибыли учитывается при изменении организационной структуры управления предприятием. Эта работа, как правило, осуществляется на базе обоснованных расчетов, подтверждающих, что от проводимого мероприятия предприятие получит выгоду. Количественный размер такой выгоды в итоге находит свое выражение в массе прибыли. Ее рост свидетельствует о том, что новая структура управления эффективна. Показатели прибыли необходимы для осуществления повседневного контроля за работой структурных подразделений предприятий и выявления возможностей получения каждым из них в отдельности более высокого конечного суммарного эффекта от выполняемой работы. Контроль за правильным расходованием ресурсов на предприятии проводится на всех стадиях деятельности разными методами. Прежде всего его осуществляют при составлении плана прибыли. Полный учет в плане факторов роста прибыли побуждает субъектов хозяйствования вести борьбу за экономию и бережливость в расходовании средств, сокращение и недопущение каких-либо потерь в хозяйстве. Работа структурных подразделений предприятия контролируется с помощью анализа выполнения плана по прибыли. Изучение причин изменения прибыли по сравнению с планом дает возможность оценить финансовую деятельность предприятия, вскрывать недостатки, упущения, разработать эффективные меры по их устранению. Конечные результаты деятельности предприятия характеризуются прибылью, которая поступает лишь в результате реализации продукции. Таким образом, прибыль выражает связь между производством и обращением. Прибыль оказывает стимулирующее влияние на общественное развитие. Стремление получать прибыль заставляет субъекты хозяйствования искать различные технические и организационные нововведения. С помощью таких новаций создаются возможности для увеличения прибыли. Итак, прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. Рассматривая прибыльность, остановимся на проблеме убыточности предприятий. Убыточность субъектов хозяйствования может быть вызвана как объективными, так и субъективными причинами. Среди объективныхпричинвыделяются следующие: • утрата целостности хозяйственного комплекса из-за изменения социально-политического положения страны; • резкий спад производства из-за технической отсталости предприятий, отсутствия действенного хозяйственного механизма; • гиперинфляция в связи с непродуманной либерализацией цен, а также ошибок в финансовой политике (особенно в части кредитов и налогов). К причинам, приводящим к убыточности предприятий,можно отнести: • неэффективную структуру управления предприятием (увеличение аппарата управления, рассредоточенность структурных подразделений); • применение устаревшей технологии; • убытки предприятия из-за неоправданных потерь, а также штрафов, пеней, неустоек; • нарушение платежной дисциплины; • увеличение издержек производства; • непродуманную политику в области ценообразования. Основаниями для признания предприятиябанкротом обычно являются: • невыполнение им в течение строго определенного законодательством времени обязательств перед бюджетом; • невыполнение требований юридических и физических лиц, имеющих к предприятию имущественные претензии, в течение определенного законодательством времени со дня наступления срока их исполнения; • наличие долговых обязательств на сумму, превышающую двукратную (или более) сумму стоимости имущества предприятия. Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности их использования. В настоящее время быстрыми темпами развивается рынок ценных бумаг. Ведущую роль в его формировании призвана сыграть прибыль. Ведь приобретение субъектами хозяйствования ценных бумаг и выплата дивидендов (процентов) по ним осуществляются за счет чистой прибыли. Перспективным направлением формирования нового финансового механизма является создание свободных экономических зон -специальных территорий с особым правовым режимом, который обеспечивает привлечение иностранных инвесторов, использование передовой зарубежной технологии и опыта для эффективного развития экономической и социальной инфраструктуры зоны. Финансы свободной экономической зоны состоят из самостоятельного баланса и специальных фондов. Прибыль является составной частью механизма свободных экономических зон. На территории свободной экономической зоны для иностранных и совместных предприятий действует льготный режим налогообложения. В частности не облагается (полностью или частично) прибыль в течение определенного срока; прибыль, реинвестируемая на территории зоны в первую очередь для производства товаров народного потребления, медикаментов и наукоемкой продукции; часть прибыли, направляемая на развитие социальной и экономической инфраструктуры. Важную роль в регулировании рыночных отношений играют финансовые рычаги, в состав которых входит и прибыль. Финансовые рычаги выполняют задачи формирования и использования фондов денежных ресурсов в процессе финансового планирования. Они стимулируют экономический рост, способствуют повышению производительности труда, улучшению качества продукции, несут основную нагрузку в функционировании противозатратного механизма. Объем получаемой прибыли во многом зависит от уровня цены. Рыночная цена каждой отдельной продукции определяется как отношение количества продукции, фактически доставленной на рынок, к спросу на нее. Рыночная цена зависит от уровня естественной цены и от того, насколько избыток предложения продукции обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, а также от планируемого срока реализации этой продукции. Продукция, поступившая на рынок в количестве, достаточном для удовлетворения действительного спроса, имеет рыночную цену, которая совпадает или почти совпадает с естественной. Конкуренция между товаропроизводителями вынуждает весь объем продукции продавать именно по этой цене, а не по более высокой. В случае если объем продукции, доставленной на рынок, не покрывает действительного спроса, то фактическая цена будет больше естественной. Если количество продукции на рынке превышает спрос, то рыночная цена - ниже естественной. Снижение или увеличение рыночной цены оказывает влияние на размер получаемой прибыли субъектами хозяйствования. Рыночная цена любой продукции практически не может держаться ниже естественной цены продолжительное время, хотя она долгое время может оставаться на более высоком уровне. Предприятие-производитель заинтересовано в продаже своей продукции по более высокой цене. Однако доходы основной массы покупателей ограничены и продукция может быть не реализована. Одним из путей реализации продукции является снижение продажной цены, которая способствует стимулированию покупательского спроса населения. Каждый субъект хозяйствования стремится увеличить прибыль. Снижение затрат делает рыночное предложение более эластичным. В этом случае общим результатом может быть снижение удельной (на единицу продукции) или суммарной прибыли. Повышение цены при постоянной реализации товара, уровень которой контролируется конкуренцией, приводит к росту дополнительных доходов, а значит и прибыли. В этом случае рынок перестает стимулировать производство. Общий уровень цен находится в прямой зависимости от действия закона спроса и предложения. На спрос оказывают влияние доходы потребителя, его платежеспособность. Спрос на одни товары более тесно связан с изменением цен, чем спрос на другие товары. Он считается эластичным, если изменение цены приводит к изменению спроса на продукт, и неэластичным, когда он сравнительно нечувствителен к изменениям цен. Оптимальная цена учитывает баланс между производственными издержками и доходами. Она должна быть достаточно низкой и удовлетворить клиентов, и в то же время достаточно высокой, чтобы деятельность была доходной. В мире бизнеса большое значение имеет ценовая стратегия, т.е. цены устанавливаются, таким образом, чтобы отвечать интересам и производителя и покупателя. Промышленные предприятия могут устанавливать цену ниже конкурентной с целью привлечения покупателей. Цена выше конкурентной обычно устанавливается на уникальные и престижные виды товаров. Первоначальная высокая цена на товар может быть постепенно снижена таким образом, чтобы производитель продолжал получать прибыль. Эту ценовую политику обычно используют при введении нового товара на рынок. Она оправдана, если находятся покупатели, готовые заплатить высокие цены. Но высокая цена может привлечь на рынок других конкурентов. Следует отметить, что в международной торговле широко применяется метод ценообразования, ориентированный на рынок. Рассчитан он на установление первоначально низкой цены, чтобы привлечь как можно больше покупателей, и используется, если на рынке имеется незначительное число покупателей, готовых платить первоначально высокую цену, а также при наличии конкурентов, предлагающих аналогичные товары. Чтобы предложить товар по невысокой, невыгодной цене, необходимо обеспечить высокий объемпроизводства. На размер получаемой субъектами хозяйствования прибыли в определенной мере оказывает влияние монополизация экономики. Монополист, владеющий рынком, расширяет свои обороты и увеличивает прибыль путем ограничения предложения по сравнению с его конкурирующим объемом. При неэластичном спросе покупатель вынужден уплачивать цену, возрастающую быстрее, чем сокращается объем предложения. В России в условиях административно-командного управления экономикой существовали различные концепции установления оптовой цены. Они включали усредненную стоимость, цены производства, цены народнохозяйственных издержек производства и цены воспроизводства. Однако вышеназванные концепции были характерны для плановой экономики и, соответственно, для -планового ценообразования. Рыночное ценообразование значительно отличается от ценообразования в условиях административно-командного управления. Как свободные, так и регулируемые цены в России устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. В целях обеспечения методического и организационного единства в установлении цен на продукцию разработаны рекомендации по обоснованию свободных и розничных цен, в том числе и по отраслям народного хозяйства. В настоящее время используются формы и методы государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение норм прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различные дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары. К косвеннымотносятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует способы определения цены и ее уровень. На основе таких методов разработаны различные нормативные акты, направленные на формирование конкурентной среды. Это разработка антимонопольного законодательства, различных соглашений между субъектами хозяйствования о разумной политике цен. Эффективность используемых методов зависит от правильного выбора условий их применения и длительности регулирования цен. Метод регулирования цен, широко применяющийся в России, практически не используется в мировой практике, так как не создает заинтересованность коллектива в сокращении издержек. Он исчисляется как отношение уровня рентабельности издержек производства. Неоднозначное влияние на уровень цен может оказывать применение тех или иных налоговых ставок. Увеличение налоговых ставок в рыночной экономике ведет к росту цен, так как субъект хозяйствования стремится сохранить среднюю норму прибыли. В условиях монопольного рынка повышение или снижение налоговых ставок без включения других регуляторов, например ограничения роста заработной платы, также может привести к росту цен, а значит и увеличить прибыль. При отсутствии конкурентной борьбы неэффективно введение верхних и нижних пределов цен, поскольку предприятия стремятся получить максимальную цену. Введение фиксированных цен на дефицитную продукцию без использования дополнительных экономических рычагов стимулирования производства ведет к негативным последствиям. Это дает возможность приобретать продукцию, в первую очередь, тем, кто имеет отношение к сфере обращения и связан с ее перепродажей. Установление дотаций производителям при отсутствии экономической заинтересованности в снижении издержек также малоэффективно. Государственное регулирование цен должно носить комплексный характер и быть взаимосвязанным с другими мерами воздействия на экономику. Отечественные методы государственного регулирования цен можно расширить за счет использования зарубежного опыта. Это – временное замораживание цен и заработной платы, повышение цен при их росте на потребляемое сырье и другие материальные ресурсы, контроль за установлением цен на новую продукцию, выделение группы особых товаров, на которые цены устанавливаются государственными органами (вплоть до парламента), контроль за изменением цен во внутренней торговле при их повышении, временное ограничение уровня цен в случаях их экстремального изменения на сырье, контроль за ценами на отдельные виды товаров (белый хлеб, хлопчатобумажные ткани, постельное белье, винно-водочные изделия и др.), выравнивание цен на импортируемую продукцию относительно внутренних цен. В современных условиях хозяйствования также можно применять следующий метод регулирования цен. Так, цены на перечень отдельных видов товаров и услуг первой необходимости, которые реализуются предприятиями по государственным ценам, должны устанавливаться государством. Контроль за свободными ценами следует осуществлять на основе законодательства, используя предельные нормативы рентабельности по отраслям народного хозяйства. Кроме того, необходим контроль за уровнем себестоимости. Ведь не секрет, что себестоимость аналогичной продукции, выпускаемой различными предприятиями, неодинакова. Поэтому, по мнению автора, регулирование издержек производства целесообразно осуществлять с помощью установления предельного удельного веса статей расходов в калькуляции себестоимости продукции. Для этого необходимы методические рекомендации по калькулированию себестоимости продукции по отраслям народного хозяйства. Контроль за уровнем издержек будет способствовать экономии ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, снижению цен, ликвидации инфляционных явлений. В современных условиях хозяйствования следует создать такую систему цен, которая бы полностью отражала затраты, взаимосвязь производства и потребления и обеспечила выгодное сотрудничество между производителем и потребителем, эквивалентность в оценке труда как в производстве, так и на рынке. Цены развитой рыночной экономики определяются ценовой политикой, учитывающей издержки производства, уровень цен конкурентов, конъюнктуру рынка, надбавки и скидки в пользу посредников, пошлину и иные сборы, расходы на рекламу и стимулирование сбыта, а также платежеспособностью покупателя и т.д. Система ценообразования, по мнению автора, должна удовлетворять следующим основным требованиям: • последовательно в ценах отражать общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, ее потребительские свойства, качество, платежеспособный спрос; • обеспечить экономические предпосылки для сбалансированности в народном хозяйстве натурально-вещественных и стоимостных пропорций, сокращение излишних перераспределительных процессов и неоправданных дотаций; • преодолеть тенденции к росту цен на основе ликвидации дефицита и любых видов монополизма, давления на производителя со стороны потребителя. В экономике России, по мнению автора, контроль и регулирование цен являются наиболее приемлемым способом реализации политики государства в области ценообразования. Экономическая политика государства в настоящее время должна быть направлена на прекращение падения производства и создание условий для его роста, сокращение темпов инфляции, поощрение малого и среднего бизнеса. Для более глубокого изучения социально-экономической сущности прибыли необходимо рассмотреть источники ее формирования, влияние на прибыль различных производственных и внепроизводственных факторов. Это имеет огромное значение для эффективной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики. Обобщающая оценка финансового состояния предприятия дается на основе таких результативных финансовых показателей, как прибыль и рентабельность. Прибыль и рентабельность — важные показатели эффективности производства. Прибыль — это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятий, а с другой — источник доходов государственного и местного бюджетов. На предприятиях проводится итоговый (ретроспективный) и прогнозный (перспективный) анализ прибыли. Цель итогового анализа: дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванных рыночной конъюнктурой. В условиях рынка руководители предприятий больше склонны проводить прогнозный анализприбыли, т. е. сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели затрачивать время на анализ результатов фактического исполнения путем их сравнения со стандартным решением или оценкой прибыли в динамике. Предприниматель заинтересован в том, чтобы в конкурентной борьбе получить максимум прибыли. Этот максимум он стремится обосновать аналитическими расчетами. Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов: 1) анализируется прибыль по составу в динамике; 2) проводится факторный анализ прибыли от реализации; 3) анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационных доходы и расходы; 4) анализируется формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль; 5) дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление; 6) анализируется использование прибыли на накопление и потребление; 7) разрабатываются предложения к составлению финансового плана. При этом следует учитывать, что методика факторного анализа применима как при анализе показателей прибыли за отчетный период, так и при обосновании плана. Выбор направлений анализа определяется целями управления. Например, администрацию предприятия интересует масса полученной прибыли, ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговая инспекция заинтересована в получении достоверной информации о всех слагаемых балансовой прибыли: прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, внереализационных результатах деятельности предприятия и др. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ состава прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие. Методика анализа прибыли торгового предприятия аналогична рассмотренной выше, но имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой формирования доходов и прибыли от реализации. Прибыль в торговле определяется как разность валового дохода и издержек обращения. Валовой доход в свою очередь определяется как сумма реализованных торговых надбавок за вычетом налога на добавленную стоимость. Валовой доход может быть рассчитан на основании бухгалтерской отчетности ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» как разница между выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг и издержками обращения (себестоимостью реализации то- у варов, работ, услуг). Валовой доход — основной прибылеобразующий показатель, поэтому на первом этапе анализа прибыли проводится его факторный анализ. Валовой доход может быть представлен как произведение товарооборота и уровня валового дохода: Уровень любого показателя в торговле представляет собой отношение соответствующего показателя к розничному (оптовому) товарообороту. Уровни не только измеряют доходность и издержкоемкость реализации товаров, но несут и другую смысловую нагрузку. Так, уровень валового дохода дает количественную оценку доли торгового предприятия в розничной цене. Чем выше уровень валового дохода, тем выше доля предприятия в цене, тем выше разница между ценой покупки и ценой продажи. Уровень валового дохода является для торговли показателем цены, изменяя который предприятие может увеличивать или сокращать объем спроса, выбирая тем самым оптимальные их сочетания, добиваясь наибольшего объема валового дохода. Увеличение уровня валового дохода при эластичном спросе ведет к снижению объема товарооборота, поэтому с помощью факторного анализа валового дохода можно дать оценку проводимой на предприятии ценовой политики. С другой стороны, уровень валового дохода предприятия является усредненным показателем доходности отдельных наименований товаров и испытывает влияние структурных сдвигов. Повышение в товарообороте товаров с высоким уровнем торговой надбавки увеличивает средний уровень валового дохода. Однако влияние структурных сдвигов на изменение уровня валового дохода требует организации учета доходности по каждой товарной группе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|