Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психогигиена и психопрофилактика психических расстройств. Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на психическое здоровье, пути их преодоления.




Психогигиена - изучает факторы и условия окружающей среды (природные, производственные, социально-бытовые), влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывает рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Основная задача - поиск научно-обоснованных мер активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья.
Разделы психогигиены:

1)возрастная психогигиена;
2)психогигиена быта;
3) психогигиена семейной жизни;
4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Возрастная психогигиена. Выделяют следующие возрастные периоды: младенчество — до 1 года, детство — до 11 лет, отрочество — 12—15 лет, юность — 16—21 год, зрелость — 22—50 лет, обратное развитие — 51—70 лет, старость — 70 лет и старше. При изучении заболеваемости в разные возрастные периоды установлено, что существуют периоды, когда риск заболева­ний значительно возрастает. Данные периоды получили обозначение - «воз­растные кризы». парапубертатный, препубертатный, пу­бертатный и климактерический.Психогигиена детского возраста базируется на особенностях психики ребенка и стремится гармонизировать ее формирование.. Нервная система ребенка более чутко реагирует на физические и психические воздействия, поэтому важное значение имеет правильное воспитание и обучение ребенка.В пожилом и старческом возрасте снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, происходит заострение характерологических черт личности, появление ригидности. Психика пожилого человека - более уязвима для психических травм. Поддержанию психического здоровья способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, легкий труд.

Психогигиена быта. Большое значение имеет благоприятный психологический климат вокруг человека, а также правильное, адекватное реагирование на трудности повседневной жизни.

Психогигиена семейной жизни. В семье происходит начальное развитие, поэтому особенности взаимоотношений между членами семьи существенно влияют на формирование человеческой личности. Благоприятная атмосфера в семье создается при взаимном уважении, любви, общности взглядов. Особое значение имеют эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость.

Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Труд должен приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, от этого зависит и психическое здоровье. Этому может способствовать промышленная эстетика: современные формы машин, удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих.

Ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку на школьные годы приходятся два кризовых периода (возраст 7-9 лет и пубертатный период — 13—15 лет), когда растущий организм особенно подвержен стрессовым влияниям.
Психопрофилактика - широкий круг меди­цинских и социальных мероприятий, предупреждающих воз­никновение психических заболеваний и значительно уменьша­ющих вред, наносимый болезнями, повышающих качество жизни душевнобольных и их родственников. Принято выделять первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика — это меры, предупреждаю­щие возникновение психических заболеваний. Об эффектив­ности первичной профилактики можно судить по снижению показателя заболеваемости. Ее основой явля­ется понимание этиопатогенетических механизмов возникнове­ния болезни. (пример-борьба с инфекционными психозами, при сифилисе и т.д.).В настоящее время единственный метод первичной профилактики эндогенных заболеваний – генетическое консультирование. Однако, психическое здоровье родителей и ближайших родствен­ников еще не гарантирует здоровья детей. Важный фактор профилактики - правильно постав­ленное, основанное на доверии семейное воспитание, исклю­чающее как гипер-, так и гипоопеку.

Вторичная психопрофилактика — это меры, нацеленные на своевременное выявление и эффективное лечение психических заболеваний. Основными задачами вторичной психопрофилак­тики являются формирование качественных ремиссий, профи­лактика рецидивов, поддержание трудоспособности больных в межприступном периоде. Об эффективности данного вида про­филактики судят по снижению показателя болезненности. Особое значение имеет создание препаратов для профи­лактики обострений болезни (соли лития, противосудорожные средства). Развитие психофармакотерапии и психотерапевти­ческих методов позволило довольно широко проводить лечение мягких психических расстройств в амбулаторных условиях без прекращения трудовой деятельности и без отрыва от семьи. Вместе с тем повышение доверия пациентов к врачам, улуч­шение обстановки психиатрических учреждений, отказ от мер стеснения привели к тому, что больные отказываются от са­мостоятельного поиска выхода из сложной социальной ситуа­ции, обращаются к врачу с самыми несущественными вопро­сами, предпочитают вернуться в больницу, как только почув­ствуют первые признаки дезадаптации.

Третичная психопрофилактика — это меры по восстановле­нию нарушенных болезнью социальных функций пациента (синоним реабили­тации).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...