Признаки письменной речи подразделяются на общие и частные.
Общие признаки письменной речи — это манера изложения текста, общий уровень грамотности, стилистические и грамматические особенности языка, словарный запас. Стилистические признаки характеризуют язык, архитектонику текста» стиль изложения (официально-деловой, научный, технический, производственный, литературно-художественный, публицистический, бытовой, профессиональный, характерный для преступной среды и пр. Лексико-фразеологические признаки характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определенных профессий, местности и т.п. Среди них можно выделить: профессионализмы — слова, специфические для лиц определенных профессий; архаизмы — устаревшие слова и выражения; диалектизмы — слова и обороты речи, используемые в определенной местности; варваризмы — употребление слов из других языков; жаргонизмы — слова искусственного, условного языка определенных групп людей (жаргона). Грамматические признаки (орфографические, синтаксические, пунктуационные) отражают знание исполнителем грамматических правил письма. В соответствии с ними общий уровень грамотности исполнителя определяется как низкий, средний и высокий. Частные признаки письменной речи: • орфографические навыки, устойчивое неправильное написание слов; • пунктуационные навыки, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы; • лексико-фразеологические навыки — использование слов в не свойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.; • синтаксические навыки — определенное нарушение норм синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;
• стилистические навыки — устойчивое нарушение норм лексической стилистики, своеобразные композиции изложения. Почерк — индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ рукописи, получающая реализацию с помощью специально приспособленной системы движений — письменно - двигательного навыка, сформировавшегося в результате обучения и письменной практики. Почерк характеризуется общими (характеризуют почерк в целом как систему движений) и частными (отражают особенности движений при написании отдельных букв, их частей и межбуквенных соединений) признаками. Бщие признаки почерка 1. Признаки, отражающие степень сформированности и характер письменно-двигательного навыка: • выработанность почерка, т.е. владение техникой письма в соответствии с общепринятой системой скорописи (высоко-, средне - и маловыработанный); • координация движений — точность и системность движений при написании букв, соблюдение их размера, наклонов (высокая, средняя, низкая); • темп письма (быстрый, средний, медленный); • сложность движений — простой почерк (движения, в наибольшей степени отвечающие системе, установленной стандартными прописями), упрощенный (движения, отклоняющиеся от стандартных прописей в сторону уменьшения сложности системы движений), усложненный (движения отклоняющиеся от стандартных подписей в сторону увеличения сложности системы движений). 2. Признаки, отражающие структурные характеристики движений: • преобладающая форма движений (прямолинейно-угловатая, округлая, смешанная), направление движений (правоокружное, левоокружное, смешанное); • размер почерка (мелкий — при высоте строчных букв до 2,5 мм, крупный — более 4,5 мм);
• разгон почерка — протяженность движений по горизонтали — средний (высота строчных знаков равна их ширине), сжатый, размашистый; • связность почерка — способность пишущего выполнить, не отрывая пишущего прибора от бумаги, определенное количество знаков (сплошная — слитно пишутся 6 и более знаков, средняя — от 4 до б и малая — не более 3 букв; • нажим почерка — сильный (ширина основных штрихов превышает ширину соединительных), средний, почерк без нажима и смешанный. 3. Признаки, отражающие топографию фрагментов рукописи, проявляются в особенностях размещения самостоятельных фрагментов документов: заголовков, подписей, полей, абзацных отступов, направления и формы строк и пр. Частные признаки почерка, проявляющиеся в написании отдельных букв рукописи: • форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая); • направление движений при написании (снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правое кружные); • протяженность движений (характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв); • относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений; • последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения; • сложность движений при выполнении букв (обычные, по сравнению с прописями, усложненные и упрощенные); Почерк характеризуется: • индивидуальностью, состоящей в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного лица; • стереотипностью, воспроизводимостью в почерковых реализациях признаков почерка определенного лица в одних и тех же вариантах при минимуме разброса; • вариационностью, устойчивым видоизменением почерка одного и того же лица, отображенным в его рукописях, которое является средством приспособления к различным условиям их выполнения. Существует основной и дополнительные варианты почерка. Для выполнения подписей используется подписной почерк — программа реализации зрительно-двигательного образа с помощью индивидуальной и динамически устойчивой системы движений; • динамической устойчивостью, состоящей в воспроизводимости (повторяемости) свойств почерка (его признаков) и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях, не вызывающих резкого нарушения процесса письма.
44. Научные основы судебного почерковедения. Основу судебного почерковедения составляет положение об индивидуальности почерка. Каждому пишущему свойственен индивидуальный, только ему присущий почерк. Нет двух людей, имеющих один и тот же почерк, хотя и встречаются почерки очень похожие и внешне кажущиеся одинаковыми. индивидуальность почерка обусловлена тем, что в процессе всякой деятельности человека, если определенные действия повторяются неоднократно, большое число раз, происходит образование навыков. Это, в равной мере, относится к такому виду деятельности, как письмо. Отдельные элементы этих действий при повторении становятся все более однообразными, стереотипными, приобретают значительную устойчивость. Для последующего повторения тех же действий требуется меньше усилий, чем ранее, при формировании навыка. движения выполняются в большей степени автоматизировано. Формирование навыков с физиологической стороны объясняется возникновением в деятельности центральной нервной системы сложного сочетания условных рефлексов. Укоренившись в результате длительных повторений одних и тех же действий, эта совокупность условных рефлексов (динамический стереотип) приобретает прочность, устойчивость. она может частично изменяться, но для этого необходимы известные усилия. Более значительные изменения требуют соответственно больших усилий и длительного времени, в течение которого происходит перестройка навыка. Полное его разрушение возможно только под воздействием чрезвычайных факторов (например, нервного заболевания). Умение писать возникает не сразу – оно является результатом обучения. В начале обучения письму движения носят неуверенный характер, они неустойчивы и несовершенны. Однако в результате учебных упражнений и практического пользования письмом движения становятся все более устойчивыми, целесообразными, быстрыми. Зрительный контроль за ними ослабевает, движения приобретают автоматизм. Незнакомые в начале обучения движения становятся привычными. Так постепенно складываются навыки письма.
Но навыки той или иной деятельности, будучи у разных людей в общих чертах одинаковыми, содержат и индивидуальные особенности, присущие каждому отдельному человеку. Это в полной мере относится и к почерку, он тоже приобретает характерные особенности, присущие отдельному человеку. На формирование навыков воздействуют различные обстоятельства: методика обучения, условия работы, разнообразные условия внешней среды, стремление выполнить те или иные действия определенным образом, заимствование и подражание. Понятно, что совокупность перечисленных факторов не может быть одинаковой для всех. На индивидуальное формирование навыка письма большое влияние оказывают аналитические и функциональные особенности тех органов, которые непосредственно участвуют в выполнении соответствующих движений. Уже в стадии обучения, несмотря на общие для всех обучающихся правила, в почерках разных лиц возникают своеобразные черты, присущие каждому человеку в отдельности. Даже если обучающийся стремится исправить те индивидуальные отклонения, которые противоречат установленным нормам, все равно в пределах этих норм реализуется бесконечное количество вариаций, в которых сказывается индивидуальность письма.
45. Классификация признаков почерка.
46. Получение образцов для сравнительного исследования при назначении автороведческих и почерковедческих экспертиз. Для производства почерковедческой экспертизы в распоряжение экспертов предоставляются исследуемый документ (подлинник) и сравнительные образцы, которые могут быть свободными, экспериментальными и условно-свободными. Свободными образцами называются рукописи и подписи, выполненные до возбуждения уголовного дела (начала производства по гражданскому делу) и вне связи с ним. Ими могут являться материалы личной и служебной переписки, автобиографии, анкеты, заявления, конспекты, дневники, подписи в платежных ведомостях и кассовых ордерах и другие тексты, выполненные собственноручно. Эти образцы могут быть обнаружены по месту работы, учебы, в отделениях милиции, связи, банках, военкоматах, дома или у родственников и т. д. При их обнаружении необходимо удостовериться, действительно ли они написаны лицом, заподозренным в исполнении рукописи или подписи. Свободные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый текст. Поскольку, несмотря на относительную устойчивость, почерк человека может все-таки изменяться с течением времени, желательно, чтобы свободные образцы были выполнены примерно в то же время, что и исследуемый документ. Если это невозможно, необходимо выяснить, не перенесло ли лицо, почерк которого исследуется, за истекший период каких-либо заболеваний, влияющих на почерк (например, заболеваний глаз, руки, психических и пр.), не связано ли изменение почерка с преклонным возрастом. Используемый вариант почерка зависит от содержания документа. Поэтому при исследовании объемных рукописей предоставляются аналогичные сравнительные материалы. Образцы должны быть выполнены в тех же условиях, что и текст (например, стоя, в том же состоянии). Темп письма должен сохраняться, а если рукопись выполнена с подражанием какому-либо шрифту, следует разыскать свободные образцы, написанные тем же способом.
Экспериментальные образцы выполняются специально для производства экспертизы. Они должны быть сопоставимы с исследуемой рукописью (подписью) по всем вышеуказанным параметрам. Для отбора образцов производят диктовку текста, в который включают слова или фразы из исследуемого документа, или рекомендуют испытуемому составить какой-либо документ (автобиографию). Знаки препинания не указываются, правописание слов не объясняется, пишущему предлагается писать так, как он считает правильным. Экспериментальные образцы почерка могут быть отобраны в условиях, максимально приближенных к предполагаемым условиям выполнения рукописи (подписи) (что особенно важно для установления состояния писавшего) в любом виде и количестве, при их изготовлении можно наблюдать за процессом письма. Однако при их исполнении пишущий может пытаться умышленно искажать свой почерк. Для противостояния этому варьируют темп диктовки. Условно-свободные образцы почерка и подписей — рукописи и подписи в документах, которые выполнены после возбуждения уголовного дела (начала производства по гражданскому делу), но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу. К ним относятся протоколы допросов, объяснения, жалобы, ходатайства и другие рукописи, выполненные во время ведения дела. Автороведческая экспертиза производится с целью установления автора данного текста на основании анализа отобразившихся в нем особенностей письменной речи. Необходимость в установлении авторства возникает нередко в случаях, когда анонимный документ написан под диктовку или переписан другим лицом, напечатан на пишущей машинке, принтере или другим способом. Посредством автороведческого исследования возможно также дать автору текста определенную характеристику на основании ряда выявленных признаков, как-то: пол, возраст, образовательный и культурный уровень, профессия, происхождение из определенной местности, а также судить о факторах, действовавших на него в период создания текста. К вопросам диагностического характера, выносимым на разрешение этого рода экспертизы, относятся:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|