Автороведческая экспертиза. Возможности экспертного исследования. Подготовка материалов для экспертизы.
Криминалистическое автороведение занимается исследованиями в области установления групповой принадлежности автора документа, его социально-биографических характеристик, намеренного искажения письменной речи, а также идентификации конкретного лица, являющегося автором текста. В целях решения указанных задач исследуются признаки письма: содержание документа, письменная речь, топография письма и почерк. Таким образом, автороведческие исследования частично пересекаются с почерковедческими, однако автор и исполнитель документа могут быть разными лицами. Содержание документа - смысл излагаемой информации. В содержании документа определяются тема и идея документа (это ограничивает исследование кругом лиц, занимающихся определенными темами и высказывающих аналогичные взгляды. Однако это не четкий показатель, поскольку у лица могут быть разносторонние интересы, человек может осваивать новую для себя тему, писать на заказ, высказывая взгляды заказчика, и т.д.); сведения фактического характера, упоминаемые автором (могут ограничить круг поиска только лицами, которым известны малораспространенные факты, упомянутые в документе); ссылки на источники информации и использованные материалы (свидетельствуют о доступе лица к определенным источникам); упоминания автора о самом себе (дает некоторое представление о его личности). Топография письма характеризует размещение текста на листе бумаги. Топографическими признаками являются поля (их наличие или отсутствие, размер, форма), абзацы (наличие или отсутствие выделения, способ выделения), красная строка (размер отступа от начала строки), межстрочный интервал (наличие и размер), положение строки (относительно горизонтали и вертикали или линий линовки), форма строки (прямая, выпуклая кверху, вогнутая вниз), промежутки между словами (наличие, величина), перенос слов (наличие, способ обозначения, размер, форма, расположение по отношению к горизонтали и к строке знаков, обозначающих перенос), выделение слов (наличие, способ), положение знаков препинания (относительно предшествующих букв и относительно строки), вставки пропущенных слов и букв (наличие и способ), сокращения слов (наличие, способ), положение обращения, подписи, даты (относительно текста и срезов листа бумаги), наличие и расположение нумерации страниц, способы внесения исправлений в текст.
Письменная речь представляет собой особенности изложения текста. Выделяются общие и частные признаки письменной речи. Общие признаки позволяют характеризовать письменную речь в целом, степень владения письменной речью. К общим признакам относятся: 1) уровень владения письменной речью: высокий (логичность, последовательность и глубина изложения мыслей, использование разнообразных речевых средств и др.), средний (соответственно более слабая логичность и последовательность изложения мыслей, более слабые речевые навыки и т.д.) и низкий; 2) уровень грамотности - определяется по наличию и количеству орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок в тексте; 3) степень развития лексических навыков и объем словарного запаса. Объем словарного запаса можно определить только при наличии достаточно большого текста. Лексические признаки - это характерный для автора набор языковых средств. Лексику автора и объем его словарного запаса можно охарактеризовать как богатые или бедные. Специфическими признаками лексики автора могут являться использование им архаизмов (устаревших слов), неологизмов (новых слов, недавно вошедших в бытовой, литературный, научный оборот), профессионализмов (слов, свойственных лицам определенных профессий), жаргонизмов (жаргонных, редко употребляемых в литературном стиле слов), заимствованных иностранных слов, арготизмов (слов из речи определенной, социально замкнутой группы, часто тайного, засекреченного жаргона, например "феня" - воровской жаргон), вульгаризмов (грубых, пошлых, часто ругательных слов), диалектизмов (слов, характерных для жителей определенной территории), фразеологических оборотов (устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое по смыслу, пословиц, поговорок), иных языковых изобразительно-выразительных средств (метафор, иронии, аллегорий, гипербол, сравнений) и т.д.;
4) степень развития стилистических навыков (манера изложения мыслей в письменной речи). Выражается в определенной форме изложения мыслей, общей композиции письменной речи - архитектонике (наличии в тексте определенных законченных частей, последовательности изложения мыслей), используемых типах предложений, использовании форм прямой и косвенной речи, идиом, стилистических фигур (градации, антитезы, риторических вопросов и т.д.), фразеологических средств, акцентирования и т.д. По целевому (функциональному) назначению выделяются научный, публицистический, канцелярский (официально-деловой), литературный, бытовой и другие стили. Частные признаки письменной речи: повторяющиеся грамматические (орфографические, синтаксические, пунктуационные) ошибки, особенности использования фразеологических оборотов, иных языковых средств, определенная манера построения отдельных предложений и всего текста, частота использования некоторых синтаксических блоков (связанных слов), определенный способ акцентирования, навык в использовании профессиональных, новых, устаревших, жаргонных и тому подобных слов. На автороведческие исследования должны представляться свободные и экспериментальные образцы. Свободные образцы должны соответствовать исследуемому тексту по времени выполнения, стилю, форме изложения мыслей, характеру речевого обращения, должны быть близкими по тематике к исследуемому документу и значительными по объему. Экспериментальные образцы получаются аналогично почерковедческим исследованиям по заранее подготовленному тексту, поэтому экспериментальные образцы пригодны только для определения грамматических признаков текста, выполненного лицом.
В ходе автороведческих исследований могут быть установлены образовательный уровень автора текста, его пол, обладание навыками определенного функционального стиля письменной речи, факт составления текста на родном для автора языке или ином, уровень владения автором профессионализмами, диалектизмами, арготизмами (и, соответственно, сделано предположение о профессии, социальной группе и т.д.), определен факт умышленного искажения письменной речи, идентифицирован конкретный автор текста, констатирован факт создания нескольких документов одним автором и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|