Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация выявления, расследования и предупреждения преступлений.




Организация (от франц. organisation, от лат. organizo - "сообщаю стройный вид", "устраиваю") в современном понимании означает внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Эффективность деятельности следователя во многом предопределяется тем, насколько она соответствует современным организационным требованиям и подчинена организационным закономерностям.

Понятие организационных форм расследования предусматривает их рассмотрение с учетом уголовно-процессуального и теоретического подходов. Процессуальная форма означает установленный уголовно-процессуальным законом порядок выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. С учетом теоретического подхода в организационном плане форма означает порядок (способ) организации работы следователя (а также соответствующего подразделения, органа) по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, направленный на обеспечение наибольшей эффективности данной работы.

Для правильного понимания организации расследования необходимо различать уровни данной деятельности:

1) первый, высший, уровень организации расследования имеет своим объектом расследование как специфическую форму деятельности всех компетентных государственных органов, т.е. органов предварительного следствия и дознания всех ведомств. На этом уровне организацию расследования можно определить в самой общей форме как систему мер, обеспечивающих эффективность функционирования элементов системы и достижение поставленных перед ними целей;

2) второй уровень организации предполагает рассмотрение организации как основной функции следственного аппарата конкретного ведомства. На этом уровне организация расследования реализуется посредством комплекса мер, направленных на обеспечение оптимальной структуры органов, осуществляющих деятельность по раскрытию (выявлению), расследованию и предупреждению преступлений;

3) третий уровень - организация конкретного акта расследования. Он включает комплекс мер по созданию оптимальных условий для определения и применения наиболее эффективных и целесообразных в конкретной ситуации рекомендаций криминалистики в целях достижения оптимальных результатов при расследовании единичного уголовного дела;

4) четвертый уровень - организация проведения отдельного следственного действия. Она предполагает подготовку к производству отдельного следственного действия и решение связанных с этим организационных вопросов*(48).

Формы организации деятельности следователя (как второй уровень организации) по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений избираются не произвольно, они обусловлены социальными, экономическими, правовыми и иными факторами. Данные факторы могут быть связаны с условиями функционирования следственных подразделений в регионе, населенном пункте, наличием кадрового потенциала, традиционными формами организации деятельности, сложившимися на практике в связи с наличием определенных условий. Среди факторов, влияющих на характер форм организации деятельности следователя по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, можно выделить объективные и субъективные.

Объективные объединяют в себе социальные, правовые и иные факторы. Субъективные факторы отражают стремление руководителей различных уровней к совершенствованию форм организации.

Выбор той или иной формы организации криминалистической деятельности определяется конкретным анализом нужд и запросов следствия с учетом обстановки борьбы с преступностью, подготовленности кадров и иных условий. При выборе оптимальной формы организации расследования необходимо учитывать достижение определенных задач, таких как создание лучших условий для быстрого, полного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений при наиболее оптимальной затрате сил и средств, а также обеспечение согласованности, упорядоченности и целенаправленности действий органов и лиц при решении стоящих перед ними задач. Выбор формы организации деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений в каждом конкретном случае обусловлен совокупностью условий функционирования конкретного органа.

Так, по данным И.П. Можаевой, как наиболее продуктивную форму организации расследования сотрудники следственных подразделений и оперативные работники определяют специализацию - 74,6% опрошенных; 47,7% выделяют коллективную форму; 23,1% отдают предпочтение участковой системе*(49).

 

Формы организации деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений можно разделить на непроцессуальные и процессуальные виды.

К процессуальным видам следует отнести следственную группу и следственную группу с привлечением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Непроцессуальные виды организации включают в себя такие формы организации, как следственно-оперативная группа, организация работы по территориальному принципу (участковой системе), специализация следователей.

Групповой метод при производстве расследования получил название и реализацию в форме создания следственной группы.

В соответствии со ст. 163 УПК РФ следственная группа может быть создана по решению руководителя следственного органа (ранее - прокурора либо начальника следственного отдела) при наличии одного из условий: 1) особой сложности расследования уголовного дела; 2) большого объема расследования; 3) соответствующего постановления, в котором должен быть приведен весь состав группы и указан руководитель следственной группы.

Для следственной группы характерны использование коллективных усилий следователя и сотрудников органа дознания для раскрытия, расследования и предупреждения конкретного преступления или ряда конкретных преступлений, наличие руководителя группы, обусловленность сложностью или большим объемом уголовного дела.

Практикой выработана и другая форма организации, касающаяся организации взаимодействия следователей с органами дознания, оперативными службами, - создание следственно-оперативных групп. Руководителем следственно-оперативной группы должен быть следователь, поскольку он принимает основные тактические и процессуальные решения, определяющие весь ход совместной работы.

Следственно-оперативная группа - это форма организации расследования, предполагающая совместную, согласованную деятельность следователей, оперативных сотрудников и иных лиц, объединенных под единым руководством следователя, и направленная на расследование преступлений50.

Создание следственно-оперативной группы осуществляется путем издания двух документов:

1) приказа, определяющего руководителя группы, ее состав, цель создания группы, порядок контроля за ее работой, материально-техническое обеспечение ее деятельности. В приказе целесообразно также предусмотреть освобождение членов группы от всех иных видов работы, которая им была поручена до этого момента, и запрет отвлекать их для выполнения заданий, не связанных с достижением целей, поставленных перед следственно-оперативной группой;

2) постановления о создании следственно-оперативной группы с указанием членов группы (данный документ приобщается к уголовному делу).

Практика деятельности органов внутренних дел и прокуратуры выработала различные формы организации работы следственно-оперативных групп.

Для выезда на места происшествия:

- разовые следственно-оперативные группы;

- дежурные (как правило, в течение суток) следственно-оперативные группы;

- постоянно действующие специализированные следственно-оперативные группы для выезда на места происшествий;

- следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений "по горячим следам";

- постоянно действующие следственно-оперативные группы для оказания методической помощи при осмотре мест происшествия по наиболее сложным уголовным делам (например, по пожарам и взрывам).

Для расследования отдельных уголовных дел или группы взаимосвязанных уголовных дел: следственно-оперативные группы городских, районных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте; межведомственные следственно-оперативные группы с участием следователей различных ведомств; "фильтрационные" следственно-оперативные группы, создаваемые при проведении комплексных операций в особых условиях расследования; в их задачу входит проверка причастности доставляемых лиц к совершению тех или иных преступлений.

Для расследования определенных категорий преступлений, которые могут быть и не связаны между собой: постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений, совершаемых в условиях неочевидности; оперативно-зональные группы, включающие сотрудников различных служб, за которыми закреплена определенная территория; следственно-оперативные группы по раскрытию преступлений прошлых лет, создаваемые на уровне МВД,УВД,УВДТ. Задачами организации подобных групп являются аналитическая работа по всем преступлениям данной категории, осуществление контроля и координации работы всех следователей, у которых в производстве находятся приостановленные уголовные дела; координационные следственно-оперативные группы, осуществляющие аналитическую работу по раскрытию органами и подразделениями определенных категорий преступлений; следственно-оперативные группы, обеспечивающие раскрытие и расследование преступлений на определенных объектах.

Исходя из анализа законодательства можно прийти к выводу о том, что еще одним видом организации является следственная группа с привлечением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 163 ч. 2) предусматривает, что к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Отсутствие в законе процессуального наименования данной формы организации деятельности создает дискуссионную базу (следует различать оперативно-следственную группу и следственную группу с привлечением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) для разночтения в наименованиях и уяснения сущности данных форм организации расследования.

Обоснованное мнение по данному вопросу высказано И.П. Можаевой и В.В. Степановым. Данные ученые полагают, что ст. 163 УПК РФ не дает основания делать вывод о наличии такого процессуального вида организации формы деятельности, как оперативно-следственная группа. Привлечение к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, не является ключевым для признания процессуальной легитимности следственно-оперативной группы (СОГ). Оперативное сопровождение расследования осуществляется и тогда, когда расследование ведется одним следователем. Однако это не превращает данное сотрудничество в следственно-оперативную группу*(51).

Участковая система - это форма организации деятельности, обусловленная административно-территориальным устройством территории, при которой за следователем закрепляется определенный участок и следователь в соответствии с подследственностью расследует все совершаемые на этом участке преступления, выявляет причины и условия совершения преступлений, принимает меры по их устранению.

Участковая форма организации позволяет следователю владеть достаточно полной информацией о своей территории, жителях, организациях и т.д.; лучше и оперативнее взаимодействовать в процессе расследования с соответствующими контролирующими, инспектирующими и иными органами, находящимися на подведомственной территории, взаимодействовать и эффективнее устанавливать контакт с местным населением; осуществлять координацию взаимодействия с органами дознания, которые обслуживают подведомственную территорию; прогнозировать развитие криминогенной обстановки (роста преступности) на своем участке.

Данная форма организации подразумевает учет таких принципов, как территориальный принцип, обусловленность введения участковой системы состоянием и характером преступности в районе, принцип целесообразности введения участковой системы, персонификация ответственности следователя за состояние преступности на закрепленном участке, принцип учета личностных и профессиональных качеств следователя и повышения инициативы следователя, принцип обеспечения постоянного контакта следователя с другими органами.

Участковая система организации деятельности в основном применима к деятельности следственных подразделений городского или районного звена. В следственных управлениях и отделах МВД, УВД областей за следователями закрепляются нижестоящие следственные подразделения, что можно рассматривать как своего рода участки.

Специализация в организации при расследовании предполагает такую форму работы следователя, когда он расследует дела определенных категорий. В частности, следователи специализируются по делам о преступлениях против личности и общественной безопасности, преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлениях в экономической сфере и др.

Специализацию можно определить как форму организации криминалистической деятельности следователя, предполагающей ее оптимизацию при достижении наибольшего эффекта за счет высокой профессиональной подготовки и квалификации следователя.

Необходимым условием для применения данной формы организации расследования является наличие в следственном подразделении такого количества следователей, которое позволяло бы реализовывать специализацию в полном объеме, поскольку нехватка специалистов приведет к тому, что специализация в следственных подразделениях может быть обеспечена частично.

Специализация может быть абсолютной (осуществляться по одной категории уголовных дел) или относительной (проводиться по группе преступлений, однородных по методике расследования). Как правило, на практике реализуется относительная специализация*(52).

Общие положения следственной тактики. Общие положения тактика отдельных процессуальных действий.

Следует заметить, что термин "тактика" пришел в криминалистический оборот из военной науки. Военная тактика изучает объективные закономерности боя и разрабатывает пути и средства, формы и приемы борьбы, наиболее соответствующие конкретной обстановке в данный момент и обеспечивающие успех. В самом общем смысле данный термин обозначает совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

Криминалистическая тактика является одним из разделов криминалистики, подходы к определению понятия и предмета которой формировались на протяжении всей истории развития данной науки.

Достаточно устоявшимся в криминалистике считается определение криминалистической тактики, которое было дано Р.С. Белкиным, рассматривающим ее как "систему научных положений и разрабатываемых на ее основе рекомендаций по организации и планированию предварительного и судебного следствия, определению линии поведения лиц, осуществляющих судебное исследование, и приемов проведения отдельных процессуальных действий, направленных на собирание и исследование доказательств, на устранение причин и условий, способствующих совершению и сокрытию преступления"*(96).

Следует отметить, что включение в определение криминалистической тактики вопросов организации и планирования предварительного и судебного следствия с учетом выделения раздела основы организации расследования не объективно.

Криминалистическая тактика как самостоятельный раздел науки криминалистики представляет собой систему научных приемов и рекомендаций, созданную в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством на основе обобщения практики борьбы с преступностью, активного приспособления к ее нуждам данных различных наук, приемов, разработанных с учетом максимального применения криминалистической техники и призванных способствовать успешному осуществлению поисково-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, в предмет криминалистической тактики входят: наиболее рациональная линия поведения следователя (оперативного работника, судьи) в условиях конкретной следственной ситуации, сложившейся по делу; умелое и наиболее эффективное проведение конкретных следственных и судебных действий, в том числе некоторых действий в стадии возбуждения дела (с учетом конкретных рекомендаций о необходимых способах и приемах их выполнения); закономерности тактического воздействия на субъектов уголовного судопроизводства, а также все средства и приемы тактического арсенала следователя.

В определенный период развития понятие криминалистической тактики в специальной литературе стало тождественным понятию тактики производства отдельных следственных действий.

С накоплением знаний произошли качественные изменения в данной области науки и ее структуре. Сформировалась общая часть криминалистической тактики и раздел тактики, состоящий из тактических рекомендаций по производству конкретных процессуальных действий.

Таким образом, в настоящее время система криминалистической тактики по своей структуре включает две части (раздела): общие положения криминалистической тактики и тактику отдельных процессуальных действий.

Первый раздел - общие положения криминалистической тактики - содержат рассмотрение таких аспектов, как:

- основные понятия тактики (тактика, тактический прием, тактическая комбинация, тактическая рекомендация, тактический риск и др.);

- определение предмета криминалистической тактики и ее источников;

- уяснение места криминалистической тактики в системе криминалистики и в системе других наук;

- установление связей и зависимостей между криминалистической тактикой и практикой борьбы с преступностью;

- определение системы криминалистической тактики и содержания тактики следственного и судебного действия.

Второй раздел - тактика отдельных процессуальных действий - включает в себя систему тактических приемов, направленных на обеспечение их оптимального производства с целью получения доказательственной информации в типичных ситуациях и исследование тактических основ производства: осмотра, эксгумации, освидетельствования, задержания, допроса, очной ставки, предъявления для опознания; обыска и выемки, следственного эксперимента; проверки показаний на месте; получения образцов для сравнительного исследования; назначения и производства экспертиз и др.

Основной задачей криминалистической тактики является обеспечение наиболее эффективного проведения следственных и иных действий.

К частным задачам криминалистической тактики можно отнести: изучение современного состояния и тенденций развития криминальной практики; изучение передового опыта борьбы с преступностью, исследование тактических ошибок; разработку новых рекомендаций относительно существующих тактических элементов; разработку комплекса положений и конкретных тактических приемов, повышающих эффективность процессуальных действий следователя в условиях различных ситуаций; исследование тактики судебного следствия; рассмотрение возможностей применения данных других наук, в частности разработку положений, направленных на обоснование использования в деятельности по доказыванию результатов проявления ранее не известных закономерностей, выявляемых и изучаемых естественными и общественными науками; разработку тактики защиты информации, т.е. выработку комплекса тактических приемов и организационных мер по обеспечению сохранности полученных доказательств и их источников, включая защиту и охрану от различного давления (в том числе угрозы жизни и здоровью) свидетелей, потерпевших, экспертов, нередко следователей, сохранение материальных источников доказательств (вещественные доказательства, документы) и т.д.

Положения криминалистической тактики - важный рабочий инструмент в руках следователя (оперативного работника, судьи), который помогает ему раскрывать преступления, качественно и грамотно осуществлять свои полномочия.

Тактика любого процессуального действия складывается из совокупности тактических приемов и технико-криминалистических средств, применяемых при подготовке, осуществлении, фиксации и оценке их результатов. При этом выбранная тактика проведения указанных действий должна обеспечить их максимальную эффективность при решении поставленных перед следователем, дознавателем задач.

Тактика следственного действия предусматривает наиболее рациональное решение подхода к его организации с учетом анализа наличной информации, подготовки места и времени проведения, приглашения участников, организационно-технического обеспечения.

Тактике следственного действия присущи внутренние закономерности, вытекающие из их целей, процессуального регламентирования и тактического соображения.

Структура тактики производства любого следственного действия состоит из следующих основных элементов:

1) подготовки к проведению следственного действия;

2) непосредственного проведения следственного действия;

3) фиксации хода и результатов следственного действия;

4) анализа и оценки хода и результатов следственного действия.

Эти стадии присущи проведению любого следственного действия, но тактические приемы их осуществления будут зависеть от особенностей конкретного уголовного дела. В свою очередь, процесс развития следственного действия состоит из четырех стадий: 1) принятия решения о производстве следственного действия; 2) организационно-тактического обеспечения следственного действия (стадии подготовки); 3) общеориентирующего и детального исследования (операциональной, рабочей части следственного действия); 4) заключительной стадии.

При этом каждая из указанных стадий состоит из ряда элементов (подстадий, частей).

Стадия подготовки следственного действия включает в себя постановку необходимых для решения задач, составление плана решения задачи с учетом всех тех условий, факторов, которые могут влиять на ход решения и его результат.

Важное значение для подготовки следственных действий имеют следующие методы и правила: анализ исходной следственной ситуации; криминалистический анализ преступления и объекта тактического воздействия; анализ расследуемого события, поведения его участников, а также хода и результатов выполненной по делу работы; программирование следственного действия; метод моделирования следственной ситуации с учетом возможных негативных результатов подготавливаемого следственного действия; анализ возможного тактического риска; метод "мозговой атаки" при групповом характере подготовки следственного действия; использование рефлексии; подготовка почвы для установления и поддержания психологического контакта с участником подготавливаемого следственного действия; сбор сведений об объектах, на которых или в отношении которых будет осуществляться поисково-познавательная деятельность; приведение в готовность необходимых научно-технических средств; выявление и подготовка всех лиц, деятельность или присутствие которых необходимы для достижения целей следственного действия, для фиксации его хода и результатов.

Стадия производства следственного действия заключается, как правило, в активных действиях следователя и иных участников следственного действия, направленных на реализацию имеющегося плана с учетом решения задач, обусловленных необходимостью обнаружения, выявления, исследования информации, требующейся для достижения целей уголовного судопроизводства. На этой стадии реализуются волевые решения следователя; тактические приемы производства следственного действия, почва для применения которых закладывалась на стадии подготовки следственного действия.

Следует еще раз подчеркнуть роль предварительного накопления информации, ее систематизации в процессе подготовки к следственному действию. Данная деятельность позволяет предусмотреть различные варианты развития следственного действия и для достижения максимальной эффективности его производства учитывать их в возникающих следственных ситуациях.

Стадия фиксации хода и результатов следственного действия предопределяется обязанностью следователя в силу положений УПК РФ вести протокол следственного действия.

В протоколе обязательно фиксируются результаты деятельности следователя и всех других лиц в ходе данного следственного действия.

Помимо протокола, возможно дублирование информации и в других источниках. Законодатель лишь в трех случаях предусматривает обязательность дублирования информации иными способами (п. 1 ч. 2 ст. 82; ч. 3 ст. 170; ч. 2 ст. 178 УПК РФ). Во всех остальных случаях дублирование (фото-, видео-, киносъемка, аудио- и видеозапись, чертежи, планы, схемы, изготовление копий и слепков следов, запись на компьютерные дискеты и диски) следователь использует по собственному усмотрению. В большинстве случаев проблема дублирования информации иными способами решается по усмотрению следователя.

Наиболее полное участие других лиц в процессе фиксации является гарантией объективного закрепления всех фактов, действий, событий. Без процессуальной фиксации хода и результатов любое следственное действие теряет всякую доказательную ценность.

Стадия анализа и оценки хода и результатов следственного действия. Деятельность человека для эффективности ее осуществления и оптимизации требует оценки. Это является непременным условием выработки им положительных навыков в данном виде деятельности, накопления и получения положительного опыта.

Каждое следственное действие является сложным и многокомпонентным аспектом психической деятельности, с учетом которого решаются мыслительные задачи, реализуются различные методы воздействия, осуществляется переработка многочисленной информации и т.д. При этом в рамках проведения следственного действия следователь не всегда может полностью и правильно воспринять поведение других участников и, что особенно важно, правильно и критически осмыслить свое собственное поведение. Именно поэтому вся деятельность по осмыслению, анализу хода и результатов следственного действия должна проводиться после его завершения. Анализироваться должны не только действия других лиц, но и собственное поведение следователя, потенциальные тактические ошибки и др.

Спецификой стадии оценки результатов следственного действия является то, что оценка может осуществляться не только самим следователем, проводившим следственное действие, но и прокурором, руководителем следственного органа. Подробный анализ, оценка способны во многом помочь следователю в установлении истины по конкретному уголовному делу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...