Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Криминалистическая фоноскопия.




Криминалистическая фоноскопия представляет собой отрасль криминалистической техники, разрабатывающую возможности исследования звуковой информации, ее носителей и средств фиксации.

Сам термин "фоноскопия" произошел от греческих слов phone - "звук" и skopeo - "смотрю".

Объекты фоноскопии - фонограммы и технические средства записи и воспроизведения звуковых сигналов.

Задачами фоноскопии являются идентификация лица, чей голос записан на фонограмму, определение социальных и физиологических характеристик говорящего, анализ фонограмм с целью определения условий их записи, аппаратуры, на которой они были записаны, выявление признаков монтажа фонограммы

Научными основами фоноскопии являются положения об особенностях формирования устной речи, отображаемости в устной речи социально-физиологических характеристик человека, особенностях отображения в фонограммах условий и средств записи и т.д.

Основными органами, участвующими в формировании речи, являются центральная нервная система (ЦНС) и речевой аппарат. ЦНС ответственна за волевую и смысловую стороны речи. В речевом аппарате формируется воздушная среда (в этом участвуют диафрагма, легкие, трахея и бронхи), голос человека - фонация (участвуют гортань и голосовые связки) и непосредственно звуки речи - артикуляция (глотка, небная занавеска, ротовая и носовая полости, язык, губы и носоглотка). Звуки человеческой речи образуются при колебании голосовых связок вследствие прохождения через них струи воздуха.

Аналогично письменной речи в устной речи также с течением времени возникает динамический стереотип, заключающийся в привычном повторении в определенных ситуациях определенных интонаций, речевых конструкций, модулирования голоса и т.д.

Изменения, происходящие в любых органах, ответственных за формирование речи, приводят и к изменению высоты, тембра и иных показателей голоса. С возрастом высота голоса понижается, и к старости вследствие возрастных изменений, уменьшения емкости легких, уменьшения эластичности голосовых связок и тому подобных явлений голос становится дребезжащим, глухим. На голос человека также оказывают влияние перенесенные им заболевания, курение, частое употребление спиртных напитков, обстоятельства внешней среды.

 

При фоноскопических исследованиях для определения социально-физиологических характеристик человека изучению подвергается как устная речь, так и голос.

Голос человека изучается с точки зрения его высоты, тембра, громкости, дефектов речи и т.д.

По высоте и тембру голоса можно сделать предположения о поле человека, росте, объеме грудной клетки. Замечена зависимость: как правило, чем ниже голос, тем выше человек, крупнее его телосложение и объем его грудной клетки. Тембр и высота голоса могут также косвенно указывать на возраст говорящего. Так, детский дискант или альт трансформируется в мужской тенор, баритон или бас (у женщин - в сопрано или контральто).

Дефекты в виде шепелявости, гнусавости в речи проявляются при парезе и афазии. Об афазии могут также свидетельствовать затрудненный переход от слога к слогу, медленный темп речи, частые паузы. Шепелявость возникает также вследствие неправильного строения челюстей и зубов или дефектов слуха, гнусавость - при искривлении носовой перегородки, полипах в носу и т.д.

Немотивированная громкость речи может указывать на дефекты слуха человека или на некоторые профессии, связанные с нахождением в звуковой среде повышенной громкости.

Устная речь человека несет смысловую и личностную нагрузку (информацию). Смысловая нагрузка выражается в изложении определенных фактов. Она может использоваться для определения уровня развития говорящего, его взглядов, известной ему информации, что в дальнейшем может использоваться для вычленения определенной группы лиц. Категоричность суждений может свидетельствовать о молодом возрасте говорящего. В устной речи могут быть упомянуты сведения автобиографического характера.

В личностной информации, как и в письменной речи, анализируются уровень развития устной речи и ее грамотность, а также объем словарного запаса. Эти показатели могут свидетельствовать о возрасте, уровне культуры, образовании человека, наличии навыков публичных выступлений или профессии, связанной с повышенным общением, социально-бытовых характеристиках говорящего. Признаками высокого уровня развития речи будут логичность, последовательность и глубина изложения мыслей, использование разнообразных речевых средств, отсутствие слов-паразитов и т.д. Лица, обладающие богатым словарным запасом, выражают свои мысли более полно, последовательно, более точно подбирают слова при выражении своих мыслей для конкретных ситуаций и тем, используют синонимы. Их речь ярка, убедительна и выразительна. При бедном словарном запасе наблюдаются затруднения в детализации мыслей, примитивность выражения мыслей, частые повторения, не совсем логичное использование слов, невыразительность речи.

Лексические признаки речи - это характерный для автора набор слов, выражений и иных языковых средств. При изучении лексических признаков речи обращается внимание:

- на слова категории рода, эмоционально-экспрессивные слова (мужчины и женщины выражают свои эмоции с помощью разных эмоционально-экспрессивных средств);

- слова-архаизмы или неологизмы (могут свидетельствовать о возрасте человека);

- диалект (говор) - слова, интонации, темп речи и иную речевую специфику, характерную для определенной территории (диалект свидетельствует о месте рождения или длительного проживания человека. Так, например, быстрый темп речи характерен для Ростовской области, некоторое растягивание гласных - для Саратовской, "оканье" - для Среднего Поволжья и т.д.). Для анализа территориальных диалектов необходимо использовать диалектологические атласы русского языка;

- акцент - особенности произношения на чужом языке (свидетельствует о стране - месте длительного пребывания);

- интонацию - совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентного строя, тембра и других просодических элементов речи. Интонация организует речь фонетически, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, выделения особо важных для говорящего слов, а также экспрессивной и эмоциональной окраски (интонация может характеризовать территориально-национальные особенности говорящего, эмоциональное состояние в момент произнесения слов, особо важные, по мнению говорящего, слова и т.д.);

- профессионализмы (слова и выражения, свойственные лицам определенных профессий);

- жаргон или арго (например, воровской жаргон). Жаргон представляет собой условный язык определенной социальной группы, придающий словам иное значение или вырабатывающий новые слова. Так, программисты и иные лица, много работающие с компьютером, могут употреблять слова "мать" (в значении материнская плата), "камень" (процессор), "винт" (винчестер, жесткий диск компьютера) и т.д.;

- использование вульгаризмов и ругательных слов (как правило, свидетельствует о низком образовательном, культурном, социальном уровне говорящего или об определенной среде общения);

- неправильное произнесение слов (неправильное ударение, падежные окончания и т.д.), используемые просторечные выражения, слова-паразиты (могут свидетельствовать о низком культурном, образовательном уровне);

- фразеологические обороты - устойчивые сочетания слов, обозначающих нечто единое по смыслу, пословицы, поговорки и т.д. (могут как указывать на культурно-образовательный уровень говорящего, так и иметь территориальные особенности);

- иные языковые изобразительно-выразительные средства, такие как метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение и т.д. (могут свидетельствовать о культурном и образовательном уровне человека, наличии навыков публичных выступлений или иных коммуникативных навыков).

Стилистические признаки - особенности использования риторических вопросов, акцентирования темпом речи, громкостью голоса, паузами и интонацией. Конечно, стилистические признаки во многом зависят от ситуации произнесения устной речи и темы монолога (диалога), но они могут показать наличие или отсутствие навыков выступления перед аудиторией, ораторских навыков.

На фоноскопические исследования должны быть представлены интересующие следствие записи голоса, звукозаписывающие средства, образцы для сравнительного исследования. Следователю также желательно получить информацию об условиях и обстановке записи, применяемых при этом звукозаписывающих средствах и иных дополнительных устройствах.

Основное требование при обращении с фонограммами - осторожность. Фонограммы не должны подвергаться воздействию влаги, высоких температур, магнитных или электрических полей.

Образцы для сравнительных исследований желательно получить на той же самой (или аналогичной) аппаратуре, с соблюдением условий и обстановки записи, с использованием аналогичных носителей фонограммы. На фонограмму - образец для сравнительного исследования наговаривается либо тот же самый текст, как на исследуемую фонограмму, либо специальный и заранее составленный текст.

Судебная фоноскопическая экспертиза речи (СФЭР). Сущность данного вида судебной фоноскопической экспертизы заключается в проведении исследования речевой информации, зафиксированной на фонограмме. Предметами данного вида СФЭ являются факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования речевого сигнала, его содержания, и свойств, обусловленных индивидуальными свойствами и функционально-динамическими навыками говорящего. Целями данного вида СФЭР являются установление вербального содержания речевого сигнала, идентификация и диагностика состояния и свойств личности по речи, установление целостности и связности устного текста, его информативности, полноты отражения и т.д. Данная экспертиза может идентифицировать человека, голос которого записан на фонограмме, определить, зафиксированы голоса одного или нескольких человек, сколько лиц принимало участие в разговоре, получить социально-физиологические данные о личности говорящего (примерный возраст, пол, место рождения или преимущественного проживания, предполагаемая профессия, культурный и образовательный уровень, возможное социальное положение), определить состояние говорящего, выявить факт произнесения заученного текста или чтения письменного текста и т.д.

Судебная фонотехническая экспертиза. Сущность данного вида судебной фоноскопической экспертизы заключается в проведении исследования технических (аппаратных) средств приема, передачи, фиксации, хранения звуковой информации и ее носителей. Предметами данного вида СФЭ являются факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования технологии изготовления и эксплуатации средств трансмиссии и звукозаписи, фиксации и хранения звуковой информации, закономерностей и механизма следообразования - отражения на магнитном носителе свойств звукозаписи, свойств и особенностей самого носителя звуковой информации. Данный вид СФЭ проводится в целях установления системы записи (механической, оптической, магнитной), способа (аналогового или цифрового), оригинальности (записи непосредственно от первоисточника) или копирования, перезаписи или дублирования (тиражирования, например при расследовании дел, связанных с изготовлением контрафактной продукции), выявления признаков монтажа фонограмм и способов монтажа, технологических или иных характеристик их изготовления, дефектов, повреждений и т.п., а также в целях идентификации и диагностики устройств, использованных для снятия, передачи, фиксации и хранения звуковой информации, средств изготовления фонограмм (магнитофона, микрофона, приемника, регистратора, устройства для изготовления грампластинок и компакт-дисков и т.п.), определения технического состояния средств звукозаписи и их компонентов, характера неисправностей, причин их возникновения, степени искажений, вносимых в записываемый и звуковой сигнал технологическими характеристиками тракта приема, передачи, записи и воспроизведения сигнала и т.д. В ходе данной экспертизы могут быть определены профессиональный уровень лица, производившего звукозапись, давность изготовления фонограммы, восстановлено первоначальное состояние исследуемой фонограммы.

Судебная фоноскопическая экспертиза звуковой среды. Ее сущность заключается в исследовании не речевых, а иных акустических сигналов звукового диапазона частот, записанных на конкретном носителе. Предметом данного вида СФЭ является установление фактов и обстоятельств, связанных с источниками звуков природного происхождения (например, лая собаки, щебетания птиц, водопада, камнепада и т.д.) и искусственного (например, звуков выстрелов, взрывов, телефонного зуммера, сигналов автотранспортных средств, иных шумов и помех, в том числе музыкальных, и т.д.). К задачам данного вида также относится установление акустической обстановки в процессе порождения и фиксации звукового сигнала (характера помещения, местности), обстановки и ситуации съема и передачи акустической информации, установление факта обычности или необычности порождения звукового сигнала (например, исполнения музыкального произведения под фонограмму, в концертной студии, в студии звукозаписи и т.д.), а также идентификации и диагностики неречевого источника звуковых сигналов (номера набираемого телефона, источника шумовой или музыкальной помехи и т.д.), определение акустических условий и обстоятельств изготовления звукозаписи.

Понятие “словесного портрета” и его использование в следственной и оперативно-розыскной работе. Система описания признаков внешности по методу “словесного портрета”.Применение метода комбинированных портретов.

Словесный портрет - это используемое в следственной и оперативно-розыскной практике упорядоченное, систематизированное описание признаков внешности человека с использованием унифицированной терминологии.

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

- описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;

- описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;

- при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);

- внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;

- голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков. Общефизические признаки: пол, возраст (указывается по документам, "на вид" или по данным медицинского освидетельствования), раса, этноантропологический тип (этнос, национальность и т.д.).

Анатомические признаки: 1) рост (в оперативно-розыскной практике рост описывается по трехчленной градации: низкий (до 160 см), средний (160-174 см) и высокий (более 174 см). У женщин эти показатели уменьшаются на 7-10 см. В следственной практике применяют 5- или даже 7-членную градацию роста, добавляя "очень низкий", "очень высокий", "выше среднего" и "ниже среднего"); 2) телосложение (по степени пропорциональности и развития мышечной системы - атлетическое, коренастое, среднее и слабое (астеническое); по степени упитанности - очень худое, худощавое, нормального питания, полное и очень полное); 3) голова в целом (форма, размер в соотношении с общим телосложением); 4) теменная часть (форма); 5) затылок (по контуру и отношению к вертикали); 6) волосяной покров на голове и лице (густота, цвет, длина, форма линии роста, прическа, вид стрижки, наличие, степень распространенности и локализация седины, облысения, признаки косметической окраски волос и цвет окрашенных волос, состояние волос, наличие, форма и длина бакенбард, бороды и усов); 7) лицо (форма, ширина, цвет кожи, контур в профиль); 8) лоб (ширина, высота, форма в профиль, степень выраженности лобных бугров, надбровных дуг и т.д.); 9) брови (густота, высота, цвет, форма, длина, расстояние между бровями, положение относительно глазниц и относительно горизонтали); 10) глаза (размер, цвет, форма, взаимное расположение, положение глазных яблок в глазницах, особенности); 11) ресницы (густота, контур, длина); 12) нос (высота и ширина, форма, длина спинки носа, глубина переносицы, выступание носа, контур спинки в профиль, ширина и форма спинки в фас, положение основания носа в профиль, положение, размер и форма кончика носа, форма крыльев носа, контур ноздрей); 13) рот (величина, форма, контур линии смыкания губ, положение уголков рта, особенности); 14) губы (толщина, выступание, контур, цвет); 15) зубы (размер, форма, цвет, расстояние между зубами, наличие протезов и цвет материала протеза, отсутствие или повреждение отдельных зубов, прикус и т.д.); 16) подбородок (высота, ширина в анфас, контур в профиль и в анфас, наклон в профиль); 17) ушная раковина (размер, положение относительно вертикали, форма, степень прилегания, форма и размеры мочки, степень слияния мочки со щекой, особенности строения противокозелка, завитка и противозавитка); 18) морщины (наличие, локализация, количество, степень выраженности, форма и направление); 19) шея (высота, толщина, выступление кадыка); 20) плечи (ширина, наклон относительно горизонтали); 21) грудь (ширина, выступание, развитие грудных мышц); 22) спина (контур, ширина, выступание лопаток); 23) руки (длина, толщина, длина и ширина кистей, наличие волосяного покрова на тыльной стороне кистей, длина и ширина пальцев, длина и ширина ногтей, форма ногтей); 24) ноги (длина и толщина, форма, размеры стопы и т.д.).

Функциональные признаки: 1) осанка (по положению туловища: напряженная, подтянутая, свободная и распущенная; по отношению к вертикали: прямая, сутулая или сгорбленная); 2) привычное положение головы (отклонения от вертикали относительно туловища); 3) привычное положение рук (руки в карманах, за лацканами пиджака, вдоль туловища, за спиной, на бедрах, скрещены на груди и т.д.); 4) походка (размер и скорость шагов, расстановка ног при ходьбе, характер и тип движения, постановка стопы); 5) жестикуляция - комплекс движений рук, а иногда и головы, сопровождающих речь (наличие, выразительность, характер жестов, привычные движения при разговоре); 6) мимика (выраженность, эмоциональные состояния); 7) артикуляция - положения губ при произнесении слов (степень выраженности); 8) речь (язык, темп, характер, наличие акцента или местного говора, особенности построения фраз); 9) голос (чистота, тембр, громкость, сила); 10) манера поведения (устойчивые склонности и привычки).

Особые приметы и броские признаки - описываются детально по местонахождению, характеру, выраженности, размеру, форме и цвету, татуировки - по содержанию рисунков и надписей.

Сопутствующие признаки (описываются по наименованию, виду, цвету, фасону, материалу, назначению, рисунку, размеру, степени износа): головной убор, одежда, обувь, украшения, носимые предметы и т.д.

Описание лица по методу словесного портрета используется: при розыскных действиях и мероприятиях (сопоставлении внешности лица с имеющимся словесным портретом, сопоставлении фотокарточки лица или субъективного портрета со словесным портретом или сопоставлении двух словесных портретов с разных мест происшествия), поиске лиц, пропавших без вести, сопоставлении внешности неопознанного трупа или лица, которое по каким-либо причинам не может сообщить информацию о себе, со словесным портретом лиц, пропавших без вести.

В криминалистической практике используются и иные отображения внешних признаков человека.

Мысленный образ - отображение внешнего облика человека в памяти наблюдавшего его другого лица. Отождествление по мысленному образу происходит при предъявлении лица для опознания.

Кроме словесного портрета как упорядоченной системы описания признаков внешности, возможно также произвольное описание. Произвольные описания признаков внешности могут быть получены при допросе фигурантов уголовного дела. На точность такого описания будут влиять психическое состояние, состояние здоровья в момент восприятия, возраст и т.д.

Фотоизображения. В криминалистической практике используются как сигналитические снимки, выполненные по правилам опознавательной съемки, так и обычные любительские или профессиональные художественные снимки и снимки на документы, портреты, опубликованные в средствах массовой информации или для наглядной агитации.

Кино- и видеоизображения, в отличие от статичных фотографий, фиксируют не только анатомические, но и функциональные динамические и вербальные признаки.

Рентгено- и флюорограммы также фиксируют некоторые элементы внешности человека в виде обриса.

Субъективные портреты создаются на основе словесных описаний признаков внешности. Субъективные портреты подразделяются на рисованные и композиционные. При изготовлении рисованных портретов художник по описанию очевидцев изображает интересующего следствие человека. Композиционные портреты составляются из отдельных типовых элементов внешности. Композиционные портреты могут быть изокомпозиционными (составляются из нарисованных элементов), фотокомпозиционными (составляются из фрагментов фотографий, отображающих различные типы разных элементов внешности с использованием механических или компьютерных средств). Можно также выделить трехмерное моделирование внешности. Существуют разработанные программы по составлению объемных портретов из отдельных элементов внешности. Возможно также нанесение грима по описанию очевидцами интересующего следствие лица на похожего статиста.

Объемные посмертные маски могут сниматься с лица умерших людей с использованием гипса, парафина, полимерных масс и иных слепочных материалов. Ю.П. Дубягин выделяет экспертные маски, используемые в портретных экспертизах; маски, используемые в оперативно-розыскных целях (могут для поисковых целей подвергаться дополнительной гримировке); слепки, используемые в трасологических исследованиях*(29).

Пластическая реконструкция лица по черепу осуществляется на основе научных разработок и методик профессором М.М. Герасимовым. Экспертом при пластической реконструкции на череп наносится слой воска или иной пластической массы, повторяющий предполагаемое размещение мягких тканей лица*(30)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...