Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактика допроса свидетеля, потерпевшего.




Допрос свидетеля, потерпевшего в условиях бесконфликтной ситуации.

Основная тактическая задача – максимально используя бесконфликтный характер ситуации, не допустить её перерастания в конфликтную.

Свидетели и потерпевший могут оказаться под давлением различных лиц, не заинтересованных в расследовании, поэтому могут изменить свои показания.

Допрос этих лиц имеет определённые отличия по процессуальным правилам. Эти граждане предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний по ст.307 и дачу заведомо ложных показаний – 308 УК РФ – следователь должен выполнить эту формальность. Уже на этой стадии может возникнуть ряд локальных конфликтов: в какой форме лучше предупреждать об ответственности. Иногда следователи сокращают формулировку и говорят только об ответственности за ложные показания. Но не для всех это бывает понятно – могут возникнуть трения. Надо учитывать, кого допрашивают – подросток, пожилой человек, который с трудом воспринимает какие-то юридические тонкости, учитывать уровень образования. При этом нельзя допустить, чтобы свидетель или потерпевший подумал, что его в чём-то подозревают. Надо избегать жёсткой юридической формулировки.

Начало допроса: следователь должен разъяснить значение ст.51 КРФ, которая даёт право не свидетельствовать против своих близких. Многие понимают эту норму не совсем верно, воспринимают её как право на ложь.

В начале допроса лицу предлагается рассказать об обстоятельствах дела, известных ему, в свободной форме. Это предусмотрено законом. Но для некоторых начать рассказ бывает сложно, они не знают, что интересует следователя, тогда им надо помочь. Некоторые следователи просто не умеют слушать. Но свободный рассказ очень важен, т.к. даёт более полную информацию, видны переживания и чувства человека, путается он или нет, осторожно ли подбирает слова и т.д. Слушать, не перебивая, нужно, чтобы помочь установлению доверительных отношений. Следователь в процессе рассказа понимает человека, составляет в уме план дальнейших действий, корректирует свою тактику.

Использование возможностей свободного рассказа – это особый тактический приём допроса. Эти возможности очень широки. Однако основной тактический приём – детализация показаний. За счёт детализации нужно получить максимально полные и подробные показания. Степень детализации в каждом случае решается следователем. Детализация способствует последовательности допроса. У этого приёма есть и ещё одна функция, свойство – он является предупреждающим фактором, который не позволяет в дальнейшем допрашиваемому лицу отказаться от своих показаний. Допрос с детализацией выявляет осведомлённость лица, потом будет сложно и проблемно от этого отказаться.

Допрос в условиях конфликтной ситуации с нестрогим соперничеством. Интересы допрашиваемого и следователя совпадают, но лицо добросовестно заблуждается и передаёт искажённую информацию.

Тактические задачи:

1. Надо определить причину искажения информации.

Для выполнения этой задачи необходимо выяснить у лица следующие обстоятельства:

ü Условия наблюдения – освещённость, время суток и т.д.,

ü Роль этого лица в событии, о котором он рассказывает – был непосредственным участником или находился на отдалении. Иногда при самых благоприятных условиях наблюдения и непосредственном участии стресс может привести к ступору – человек ничего не помнит, не может описать, тогда надо дать ему время.

ü Состояние лица в момент воспринимаемого события может быть различным – усталость, погружённость в себя, алкогольное опьянение и др.

ü Не страдает ли лицо какими-либо заболеваниями или особенностями, которые могут затруднять восприятие (например, увлечения, профессия). На восприятие объекта влияют даже половые различия. Творческие люди воспринимают объекты через образы.

ü Какое время прошло после события и как это могло повлиять на восприятие. Нельзя сказать, что если прошло много времени, то человек не помнит, а если мало – помнит. Надо учитывать все сопутствующие обстоятельства. Часто считают, что пожилые люди обладают плохой памятью. Это не так, всё зависит от того, что конкретно они видели, от ситуации и обстоятельств (хорошо запоминают, что видели, например, из окна – то, что врезалось им в память особенно ярко). В каждой ситуации следователь должен оценивать это индивидуально.

2. Надо оказать помощь лицу в адекватном воспроизведении этой информации. Активно и в различных вариантах могут применяться такие приёмы:

ü Приём оживления ассоциативных связей. Зачастую забывчивость относится ко времени или обстоятельствам. Если звено выпало из памяти человека, то надо воспроизвести в памяти до и после исследуемого и интересующего события и восстановить всю цепочку. Это может занять длительное время. Некоторые ассоциации могут быть вызваны выбивающимися из ряда вон событиями, привязывающимися к какой-то дате и т.д.

Ассоциации в основном связаны с чувствами и эмоциями. Следователь должен их увидеть и почувствовать.

Можно продолжить допрос на месте события – это вариант реализации приёма оживления ассоциативной связи, эти связи оживляются элементами обстановки. Подвиды:

* Моделирование – лицу предлагается составить схему места происшествия, зарисовать детали обстановки, составить схему движения. Включается моторная память. Следователю легче воспринимать такие показания в связи с наглядностью, при этом можно обнаружить какие-то противоречия и устранить их,

* Использование контуров, например, тела человека, предлагают указать, куда наносились удары,

* Контуры – схемы какого-то места, на котором предлагается изобразить передвижения.

ü Постановка контрольных и уточняющих вопросов. Особенно это касается тех обстоятельств, которые сложно определить однозначно. Например, цвета, элементы одежды, волосы, чаще всего это касается детей, т.к. у них своё собственное восприятие мира, которое отличается от взрослых, поэтому надо всё уточнять.

ü Использование дополнительных средств, обеспечивающих наглядность: каталоги, образцы, альбомы. В них представлены образцы определённых объектов: автомобили, оружие.

ü Дополнительный допрос может быть использован как вариант уточнения. В ходе расследования могут возникнуть самые разные обстоятельства, предполагать о которых следователь не мог.

ü Повторный допрос по тем же обстоятельствам. К нему прибегают достаточно часто, особенно если лицо в силу своего психического состояния не могло всё рассказать – нужно подождать, пока оно успокоится и сможет всё рассказать по порядку.

Допрос в условиях конфликтной ситуации, лицо умышленно даёт ложные показания. Причины дачи ложных показаний могут быть самыми разными: страх мести, подкуп и др. Есть люди, которые оценивают степень причинённого им ущерба в денежном эквиваленте. Однако закон есть закон, и если начато расследование, то его не остановить, а изменение или отказ от показаний неприемлемы. Причиной может быть и желание выгородить своих близких, давление других лиц. Есть закон о защите свидетелей, но он часто не срабатывает в жизни.

Основные средства борьбы с ложью:

1) разъяснение значения дачи правдивых показаний, особенно в отношении подростков,

2) напоминание об ответственности с демонстрацией статей УК РФ – в достаточно жёсткой форме,

3) стимулирование положительных качеств допрашиваемого, может сработать в отношении подростка, т.к. они боятся. Но надо быть очень осторожным, следователь этим берёт на себя ответственность.

4) применение логических приёмов разъяснения бессмысленности дачи ложных показаний.

Эти приёмы оказывают воздействие на психику человека. Если они не действуют, то применяется:

5) максимальная детализация показаний с целью выявления внутренних и внешних противоречий,

6) предъявление доказательств (любых),

7) очные ставки – это уже самостоятельное следственное действие,

8) проверка показаний на месте. Обстановка места происшествия является стимулирующим фактором.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...