Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности использования в криминалистике методов философского, общенаучного и частнонаучного уровня.




Все методы криминалистики делятся на три ступени (методологические уровни): философские, общенаучные, специальные (частнонаучные). Они образуют тем самым строгую иерархическую структуру.

I. Философские методы.

А) Материалистическая диалектика – определяет общее направление исследование, содержание методологического аппарат, критерии выбора средств и оценки результатов применения.

Б) Материалистическая гносеология – позволяет обязывает исследователя (криминалиста) выявлять объективные связи действительности и исходить из принятия решений только на основе достоверно установленных фактов.

В) Диалектика – реальная логика, формулирует наиболее общие законы познавательного процесса.

Диалектика обязывает рассматривать объекты криминалистического познания в развитии и взаимодействии.

 

II.Общенаучные методы (логика, психология, естественные, технические, гуманитарные науки).

Дедукция.

Необходима когда есть известные факты и закономерности. Основываясь на фактах можно выявить другие факты, путем знания закономерностей. Например, если есть убийство с расчленением трупа, то необходимо установить жертву, а следовательно, легко будет установить и круг подозреваемых, так как расчленяют только тесно взаимодействовавшие с потерпевшим личности.

Индукция.

Необходима, когда информация об обстоятельствах отсутствует или ограничена. Исходя из частных фактов, криминалист выстраивает версии и модели по отдельным фрагментам в условиях неопределенности и многогранности.

Традукция и аналогия – от частного к частному.

На них построены все системы уголовной регистрации и криминалистических учетов, т.е. по принципу объединения в одни крупы сходных или однородных объектов.

С аналогией связана криминалистическая идентификация, т.е. сравнение неизвестного объекта, связанного с расследуемым событием и известного следователю объекта, предполагаемого искомым.

Например, система регистрации строится по принципу сравнения расследуемого преступления с ранее совершенными преступлениями, аналогичными по способу воздействия.

Анализ и синтез.

Анализ – объект мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется.

Синтез – соединение, обобщение изученных элементов.

Классификация – это один из инструментов анализа и синтеза, существуют классификации почерка, письма, внешности, оружия, транспортных средств. И все это используется для анализа, синтеза, диагностики.

Наблюдение, измерение, описание, эксперимент.

Данным методам соответствуют процессуальные следственные действия: судебный, следственный осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, протоколирование (суть описание).

Сравнение.

Классификация.
Это распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающих их от предметов других родов.

Каждый класс занимает место и делится на подклассы и так до финального единичного вида – таксона.

Для поиска такого таксопна используются натурные коллекции, картотеки, каталоги, справочники, компьютерные базы данных.

В криминалистике действуют такие классификации как:

- Общенаучные (ботаника, зоология, антропология, медицина, фармакология, химия, классификация бумаг, клеящих веществ).

- Специальные – т.е. огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядов, наркотических веществ. Лакокрасочных, горюче-смазочных материалов, волокон, строительных материалов, предметов бытового обихода, продуктов питания.

Идентификация.

Объект исследования вначале индивидуализируется посредством классификации, а затем его свойства сопоставляются с образцом конкретного единичного объекта с целью выявления различий или совпадений.

Узнавание и опознание.

В отличие от идентификации они осуществляются по мысленному образу, сохранившемуся в сознании лица, ранее воспринимавшего объект. Узнавание – психический акт отождествления лица с его образом, сформировавшимся в сознании опознающего.

Опознание – следственное действие, в котором психический процесс узнавания осуществляется под контролем следователя и в соответствии с нормами УПК и принципами крим. идентификации.

Установление соответствия объекта определенным требования.

Оно осуществляется в форме товароведческой, нормативно-технической, технологической, оценочной экспертизы. Данные исследования не являются идентификацией!

 

Специальные методы и метод моделирования в криминалистической деятельности. Понятие, виды и их значение.

I. Специальные методы.

А) Анализ способа преступного действия.

Выбор средств и методов криминалистики обусловлен отраженным в следах способом действия преступника.

Специально криминалистический подход состоит в том, что способ обнаружения и исследования информации о преступлении выводится из способа и механизма его совершения.

Т.е. если источником информации являются следы взлома, то необходимо использовать трасологические методы исследования.

Если применено огнестрельное оружие – то применяются методы криминалистической баллистики.

Если осуществлены хищения с использованием фиктивных бухгалтерских проводок то используется судебная баллистика.

Б) Обобщение опыта оперативной, судебной и экспертной работы.

Оно осуществляется в трех формах:

- Описание частных случаев расследования и экспертных исследований, которые могут быть использованы как аналоги при расследовании схожих преступлений (архивы криминалистики, выпуски практики, оперативные ориентировки).

- Создание специально обработанных по определенным признакам и систематизированных банков данных о совершенных и расследованных преступлениях.

Например, система регистрации по способу преступного действия, которая позволяет сравнить расследуемое преступление с ранее совершенными раскрытыми и нераскрытыми преступлениями и в положительных случаях объединить оперативные или следственные производства.

- Создание типовых информационных моделей преступной деятельности (крим. характеристика преступлений).

Это высшая форма научного обобщения опыта расследования. Данные модели – это результат изучения и вероятностно-статистической обработки массива преступлений, совершенных определенным способом. Данные информационные модели обеспечивают выделение типовых версий и планирование расследования конкретного дела. Достоверность информации не всегда высокая, она зависит от тесноты информационных связей и схожести их с моделью. Необходимо применять модели с учетом всех элементов.

 

II. Метод моделирования.

Это общенаучный метод познании и применяется когда непосредственное познание оригинала затруднено или нецелесообразно.

Сущность метода – создание мысленной или материальной модели и последующее ее исследование в качестве средства получения криминалистически значимой информации, необходимой для раскрытия, расследования и предупреждения преступления.

 

Модель – это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования способна замещать его таким образом, что изучение модели позволит изучить оригинал.

Модель не повторяет собой оригинал, а лишь является аналогом, инструментом исследования.

 

Когда используется модель?

- Если следовой или иной объект существует но сложен, недоступен для изучения. Например, получение информации об обуви преступника на основе изучения объемного слепка его обуви).

- Если объект познания существовал в прошлом и его уже нет полностью или частично на момент расследования.

- если объект познания возможно будет существовать (например, моделирование возможной следственной ситуации – например, моделирование допроса).

- Если требуется наглядно представить механизм преступного события или его отдельных элементов.

 

Какие виды моделей?

По субъекту моделирования:

- Следственная

- Экспертно-криминалистическая

- Оперативно-розыскная.

- Судебная.

В зависимости от задач:

- Познавательные

- Прогностические

- Ситуационные

- Дидактические

 

По способу моделирования:

- Материальные.

Среди материальных выделяют:

- Геометрически подобные модели (макеты и муляжи, слепки со следа, макет помещения)

- Физически подобные материальные модели (видеомагнитофонные записи следственных действий, фонограмма голоса человека при его опознании по голосу)

- Крим. реконструкция – воссоздание отдельных, интересующих следствие объектов по фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным.

 

- Мысленные

Мысленное моделирование – наиболее распространенный метод.

Так как информационная неопределенность, то мысленный метод моделирования помогает управлять расследованием.

Так, в процессе расследования уголовного дела следователь выясняя сущность крим. события строит в своем сознании его вероятностную мысленную модель – информационную модель события.

Мысленные модели также имеют свои подвиды:

- Образные модели – это психический образ. Большинство следователей фактически на всем протяжении расследования создают в своем сознании образы и работают с ними.

- Образно знаковые модели – они представлены разными буквами и графическими условными знаками. Например, графические приложения к протоколам, схемы, планы.

- Ретроспективные мысленные модели – обращают в прошло к фактам, образующим преступление

- Перспективные – обращены к исследованию событий, обстоятельств или явлений будущего, связанных с практической деятельностью по установлению обстоятельств совершенного преступления. (фиксируются в планах по расследованию).

- Ситуационное моделирование – метод исследования, который включает в себя построение модели реальной ситуации и проведение с ней разного рода мысленных экспериментов (прогнозирование, проигрывание на ней предполагаемых решений).

- Логико-математические.

Математическое моделирование – трансформация крим. проблемы в математическую задачу, а дальше уже решение ее математическими методами и интерпретация затем обратно в крим. сферу.

Первым ввел Альфонс Бертильон. Он разработал метод уголовной регистрации, связанный с измерением разных частей тела человека. Совокупность измерений – это математическая модель человека, практическое использование которой в совокупности с моделью описанием и фотографией повысили эффективность поиска рецидивистов.

 

- Кибернетические

- Информационно-компьютерные

 

По степени индивидуализации:

- Типовые – т.е. знание о преступлениях, накопленные теорией криминалистики.

- Индивидуальные модели – знания о преступлениях, полученные в процессе практического расследования.

 

Какова задача моделирования?

- Задача создания модели – объекта крим. познания.

- Познавательная задача в процессе использования в крим. исследовании созданной модели.

- Доказательственно-иллюстративная задача.

- Задача информационного характера (хранение информации, необходимой для расследования преступления).

- Задача эвристического характера, связанная с получением нового знания посредством логической переработки информации,.

- Задача научно-исследовательского характера (обобщение следственной, экспертной, судебной практики). Разработка и внедрение крим. методик по расследованию отдельных видов преступлений.

- Дидактические задачи – внедрение моделирования в качестве инструмента учебного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...