Особенности использования в криминалистике методов философского, общенаучного и частнонаучного уровня.
Все методы криминалистики делятся на три ступени (методологические уровни): философские, общенаучные, специальные (частнонаучные). Они образуют тем самым строгую иерархическую структуру. I. Философские методы. А) Материалистическая диалектика – определяет общее направление исследование, содержание методологического аппарат, критерии выбора средств и оценки результатов применения. Б) Материалистическая гносеология – позволяет обязывает исследователя (криминалиста) выявлять объективные связи действительности и исходить из принятия решений только на основе достоверно установленных фактов. В) Диалектика – реальная логика, формулирует наиболее общие законы познавательного процесса. Диалектика обязывает рассматривать объекты криминалистического познания в развитии и взаимодействии.
II.Общенаучные методы (логика, психология, естественные, технические, гуманитарные науки). Дедукция. Необходима когда есть известные факты и закономерности. Основываясь на фактах можно выявить другие факты, путем знания закономерностей. Например, если есть убийство с расчленением трупа, то необходимо установить жертву, а следовательно, легко будет установить и круг подозреваемых, так как расчленяют только тесно взаимодействовавшие с потерпевшим личности. Индукция. Необходима, когда информация об обстоятельствах отсутствует или ограничена. Исходя из частных фактов, криминалист выстраивает версии и модели по отдельным фрагментам в условиях неопределенности и многогранности. Традукция и аналогия – от частного к частному. На них построены все системы уголовной регистрации и криминалистических учетов, т.е. по принципу объединения в одни крупы сходных или однородных объектов.
С аналогией связана криминалистическая идентификация, т.е. сравнение неизвестного объекта, связанного с расследуемым событием и известного следователю объекта, предполагаемого искомым. Например, система регистрации строится по принципу сравнения расследуемого преступления с ранее совершенными преступлениями, аналогичными по способу воздействия. Анализ и синтез. Анализ – объект мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется. Синтез – соединение, обобщение изученных элементов. Классификация – это один из инструментов анализа и синтеза, существуют классификации почерка, письма, внешности, оружия, транспортных средств. И все это используется для анализа, синтеза, диагностики. Наблюдение, измерение, описание, эксперимент. Данным методам соответствуют процессуальные следственные действия: судебный, следственный осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, протоколирование (суть описание). Сравнение. Классификация. Каждый класс занимает место и делится на подклассы и так до финального единичного вида – таксона. Для поиска такого таксопна используются натурные коллекции, картотеки, каталоги, справочники, компьютерные базы данных. В криминалистике действуют такие классификации как: - Общенаучные (ботаника, зоология, антропология, медицина, фармакология, химия, классификация бумаг, клеящих веществ). - Специальные – т.е. огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядов, наркотических веществ. Лакокрасочных, горюче-смазочных материалов, волокон, строительных материалов, предметов бытового обихода, продуктов питания.
Идентификация. Объект исследования вначале индивидуализируется посредством классификации, а затем его свойства сопоставляются с образцом конкретного единичного объекта с целью выявления различий или совпадений. Узнавание и опознание. В отличие от идентификации они осуществляются по мысленному образу, сохранившемуся в сознании лица, ранее воспринимавшего объект. Узнавание – психический акт отождествления лица с его образом, сформировавшимся в сознании опознающего. Опознание – следственное действие, в котором психический процесс узнавания осуществляется под контролем следователя и в соответствии с нормами УПК и принципами крим. идентификации. Установление соответствия объекта определенным требования. Оно осуществляется в форме товароведческой, нормативно-технической, технологической, оценочной экспертизы. Данные исследования не являются идентификацией!
Специальные методы и метод моделирования в криминалистической деятельности. Понятие, виды и их значение. I. Специальные методы. А) Анализ способа преступного действия. Выбор средств и методов криминалистики обусловлен отраженным в следах способом действия преступника. Специально криминалистический подход состоит в том, что способ обнаружения и исследования информации о преступлении выводится из способа и механизма его совершения. Т.е. если источником информации являются следы взлома, то необходимо использовать трасологические методы исследования. Если применено огнестрельное оружие – то применяются методы криминалистической баллистики. Если осуществлены хищения с использованием фиктивных бухгалтерских проводок то используется судебная баллистика. Б) Обобщение опыта оперативной, судебной и экспертной работы. Оно осуществляется в трех формах: - Описание частных случаев расследования и экспертных исследований, которые могут быть использованы как аналоги при расследовании схожих преступлений (архивы криминалистики, выпуски практики, оперативные ориентировки). - Создание специально обработанных по определенным признакам и систематизированных банков данных о совершенных и расследованных преступлениях.
Например, система регистрации по способу преступного действия, которая позволяет сравнить расследуемое преступление с ранее совершенными раскрытыми и нераскрытыми преступлениями и в положительных случаях объединить оперативные или следственные производства. - Создание типовых информационных моделей преступной деятельности (крим. характеристика преступлений). Это высшая форма научного обобщения опыта расследования. Данные модели – это результат изучения и вероятностно-статистической обработки массива преступлений, совершенных определенным способом. Данные информационные модели обеспечивают выделение типовых версий и планирование расследования конкретного дела. Достоверность информации не всегда высокая, она зависит от тесноты информационных связей и схожести их с моделью. Необходимо применять модели с учетом всех элементов.
II. Метод моделирования. Это общенаучный метод познании и применяется когда непосредственное познание оригинала затруднено или нецелесообразно. Сущность метода – создание мысленной или материальной модели и последующее ее исследование в качестве средства получения криминалистически значимой информации, необходимой для раскрытия, расследования и предупреждения преступления.
Модель – это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования способна замещать его таким образом, что изучение модели позволит изучить оригинал. Модель не повторяет собой оригинал, а лишь является аналогом, инструментом исследования.
Когда используется модель? - Если следовой или иной объект существует но сложен, недоступен для изучения. Например, получение информации об обуви преступника на основе изучения объемного слепка его обуви). - Если объект познания существовал в прошлом и его уже нет полностью или частично на момент расследования. - если объект познания возможно будет существовать (например, моделирование возможной следственной ситуации – например, моделирование допроса).
- Если требуется наглядно представить механизм преступного события или его отдельных элементов.
Какие виды моделей? По субъекту моделирования: - Следственная - Экспертно-криминалистическая - Оперативно-розыскная. - Судебная. В зависимости от задач: - Познавательные - Прогностические - Ситуационные - Дидактические
По способу моделирования: - Материальные. Среди материальных выделяют: - Геометрически подобные модели (макеты и муляжи, слепки со следа, макет помещения) - Физически подобные материальные модели (видеомагнитофонные записи следственных действий, фонограмма голоса человека при его опознании по голосу) - Крим. реконструкция – воссоздание отдельных, интересующих следствие объектов по фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным.
- Мысленные Мысленное моделирование – наиболее распространенный метод. Так как информационная неопределенность, то мысленный метод моделирования помогает управлять расследованием. Так, в процессе расследования уголовного дела следователь выясняя сущность крим. события строит в своем сознании его вероятностную мысленную модель – информационную модель события. Мысленные модели также имеют свои подвиды: - Образные модели – это психический образ. Большинство следователей фактически на всем протяжении расследования создают в своем сознании образы и работают с ними. - Образно знаковые модели – они представлены разными буквами и графическими условными знаками. Например, графические приложения к протоколам, схемы, планы. - Ретроспективные мысленные модели – обращают в прошло к фактам, образующим преступление - Перспективные – обращены к исследованию событий, обстоятельств или явлений будущего, связанных с практической деятельностью по установлению обстоятельств совершенного преступления. (фиксируются в планах по расследованию). - Ситуационное моделирование – метод исследования, который включает в себя построение модели реальной ситуации и проведение с ней разного рода мысленных экспериментов (прогнозирование, проигрывание на ней предполагаемых решений). - Логико-математические. Математическое моделирование – трансформация крим. проблемы в математическую задачу, а дальше уже решение ее математическими методами и интерпретация затем обратно в крим. сферу. Первым ввел Альфонс Бертильон. Он разработал метод уголовной регистрации, связанный с измерением разных частей тела человека. Совокупность измерений – это математическая модель человека, практическое использование которой в совокупности с моделью описанием и фотографией повысили эффективность поиска рецидивистов.
- Кибернетические - Информационно-компьютерные
По степени индивидуализации: - Типовые – т.е. знание о преступлениях, накопленные теорией криминалистики. - Индивидуальные модели – знания о преступлениях, полученные в процессе практического расследования.
Какова задача моделирования? - Задача создания модели – объекта крим. познания. - Познавательная задача в процессе использования в крим. исследовании созданной модели. - Доказательственно-иллюстративная задача. - Задача информационного характера (хранение информации, необходимой для расследования преступления). - Задача эвристического характера, связанная с получением нового знания посредством логической переработки информации,. - Задача научно-исследовательского характера (обобщение следственной, экспертной, судебной практики). Разработка и внедрение крим. методик по расследованию отдельных видов преступлений. - Дидактические задачи – внедрение моделирования в качестве инструмента учебного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|