Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Понятие прогнозирования.




Прогнозирование – необходимое условие для успешной деятельности ученых-криминалистов, следователей, экспертов, оперативников. Прогнозирование свойственно всем наукам.

Криминалистическое прогнозирование основывается на положениях общей теории прогностики; сформировался отдельный раздел теории криминалистики – крим. прогнозирование.

Крим. прогнозирование – это предвидение направлений дальнейшего развития: криминалистики как науки, видов крим. деятельности в условиях появления новых видов и методов преступности. Крим. прогнозирование основано на:

- Анализе действия объективных закономерностей развития крим. значимых явлений, событий и процессов

- Использовании положений теории прогностики.

 

Содержание прогноза – прогностическая информация – т.е. информации, позволяющая сделать выводы о возможности наступления в будущем явлений, событий, процессов и требующая соответствующих решений, действий.

 

Предмет прогнозирования: общие закономерности существования и развития объектов крим. изучения и само процесс разработки прогнозов.

 

II. Виды прогнозирования:

- Научное

- Прогнозирование развития научных положений криминалистики. Например, в последние 30 лет в крим возник ряд учений (в силу развития науки и техники): КИМВИ, криминалистическая одорология, крим. кибернетика, ситуалогия.

- Прогнозирование изменений в отдельных видах преступной деятельности, особенностей проявления новых видов, а следовательно, изменений в средствах и методах крим. деятельности по раскрытию такой преступной деятельности. Пример: перед эпохой реформ в научных кругах было сделано прогнозирование того, что резко возвысится уровень экономических преступлений и организованных преступности, следовательно, руководители страны приняли решение о создании в составе МВД и правоохранительных органов подразделений по борьбе с оргпреступностью, экономической преступностью.

- Практическое (прикладное). Объектами такого прогноза являются:

Крим. ситуации, поведение участников крим. деятельности, характер принимаемых решений, способы и средства совершения преступлений, процессы собирания и исследования доказательств.

- Следственное.

Следственное прогнозирование опирается на знания типовой крим. характеристики расследуемого преступления а также типовых тенденций развития ситуации и особенностей поведения лиц, попавших в орбиту следствия.

- Экспертно-криминалистическое.

- Оперативно-розыскное.

- Стратегическое прогнозирование.

Оно связано с предвидением хода и результативности решения главных задач предварительного расследования, определенных уголовно-процессуальным законом и сложившейся следственной ситуацией.

- Тактическое прогнозирование.

Оно связано с предвидением возникновения тех или иных ситуаций в ходе отдельных следственных действий и предлагаемых тактических операций и возможных их результатов с применением соответствующих тактических приемов. Например, следователь непрерывно прогнозирует процесс расследования и сбора доказательств (что, где и как он будет изымать). Т.е. он на основе прогноза уже будет искать не везде, а в определенных местах, задает на допросе определенные вопросы.

 

III. Источники прогнозирования:

А) Статистические и фактические данные, о событиях, происходящих в обществе.

Б) Положения общей теории крим. и частных крим. теорий. Научно-обобщенные сведения о закономерностях развития преступной деятельности и крим. деятельности, данные учений о способе, механизме, обстановке совершения преступлений.

В) Положения прогностики, материалы прогнозов, сведения из других наук (например, социология, теория вероятности).

Г) Обобщенные данные крим. практики раскрытия, расследования и предупреждения разных видов преступлений.

 

IV. Методы прогнозирования:

- Метод экспертных оценок.

- Метод экстраполяции – т.е. перенесения знаний с одной предметной области на другую, еще не исследованную.

- Моделирование.

 

V. Этапы прогнозирования.

1) Первоначальный этап. Оно бывает направлено:

- на выявление и накопление необходимой для раскрытия преступления информации, и особенно такой, которая с течением времени может исчезнуть,

- на обнаружение преступника.

- на предвидение возможного поведения неустановленного (или незадержанного) преступника и его сообщников.

 

2) Последующий этап.

Прогнозирование связано с формирование плана расследования и предвидением развития хода и допроса обвиняемого, особенно если он намерен противодействовать следователю.

Прогнозы учитывают:

- Характер реакций обвиняемого на собранные доказательства.

- Возможность наступления тупиковых следственных ситуаций и выхода из них.

- Утечку информации, утрату важных доказательств, а следовательно, возможность поиска новых доказательств.

 

3) Заключительный этап – прогнозирование нацелено на уяснение возможных ситуаций, связанных с оценкой всего собранного материала, составлением обвинительного заключения или принятием иных решений, предполагаемым ходом ознакомления обвиняемого с материалами дела, а также определением возможного результат рассмотрения дела в суде.

 

ДИАГНОСТИКА.

Диагностика в философии – это особый вид познавательной деятельности человека на основе распознавания. Диагностика применялась раньше в медицине, но с развитием науки и техники стала применяться почти везде.

 

Крим. диагностика – это научно разработанная система распознавания и объяснения сути, свойств, состояний и других особенностей объектов, явлений, процессов, связанных с преступлениями, с целью их раскрытия, расследования и предупреждения.

 

Диагностика vs. Доказывание.

Доказывание – практическая деятельность, урегулированная законом, по сбору доказательств для изобличения виновного лица.

Диагностика – это способ получения данных, необходимых для процессов доказывания (мыслительных процессов).

 

Задача диагностики: выявить, изучить, объяснить и распознать:

- Свойства и состояния, использованные при совершении преступлений материальные объекты и лица.

- Свойства и условия формирования факторов, обстановки события преступления.

- Механизм возникновения и протекания этапов, процессов преступления и их взаимодействие между собой.

 

Крим. Диагностика Vs. Крим. идентификация.

Они тесно связаны, оба направления в познавательном процессе порой переплетаются.

Объекты диагностики делятся на диагностируемые – то есть то, что необходимо распознать.

Диагностирующие – материальные следы или признаки события преступления, отображающие вовне распознаваемые черты, особенности и механизм.

Искомые объекты крим. диагностики – такие свойства, состоянии и механизм, необходимость распознавания которых ситуативно определена в каждом случае расследования.

Проверяемые – источники информации о распознаваемых объектах, включающие крим. версии и показания допрошенных участников.

Различия в целях, приемах.

 

Виды диагностики.

Следственная – в ней распознаются и объясняются:

- свойства, состоянии и другие сходные особенности элементов обстановки совершения преступления и лиц, участвующих в нем.

- элементы механизма преступления в целом и его отдельных этапов.

- Криминальные и криминалистические ситуации.

 

Судебная диагностика – повторно диагностирует то, что было исследовано на предварительном следствии.

 

Экспертная диагностика – наиболее распространенная и разработанная крим. диагностика.

Она применяется при:

- Непосредственном исследовании объектов. Отвечает на такие вопросы, как, например, является ли объект огнестрельным оружием. Пригодно ли оно для производства выстрелов, можно ли открыть сейф с помощью тех или иных средств, каким изменениям подвергался первоначальный текст документа.

- При исследовании признаков их отражения вовне (пригодны ли выявленные следы пальцев рук и обуви для идентификации, в каком состоянии находился пишущий в момент выполнения рукописи).

- При изучении механизма отдельных этапов, фрагментов преступного события, его динамических и других особенностей (с какой стороны осуществлен взлом преграды, каким частями соударялись транспортные средства при столкновении).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...