Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы получения сведений о личности обвиняемого, свидетеля, потерпевшего




 

Для получения сведений о личности обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и др. лиц применяются как общенаучные (системно-структурный подход, моделирование, наблюдение, сравнение, описание, эксперимент, измерение, вычисление), так и специальные методы.

Системно-структурный подход позволяет рассмотреть личность как открытую функциональную динамическую систему с комплексом взаимосвязанных элементов: социальных, биологических и психологических свойств, систематизировать и классифицировать указанные свойства, показать их многообразие и возможности использования для решения криминалистических задач, выделить структуру системы, под которой понимается сеть взаимосвязей между указанными элементами. Взаимосвязи между элементами системы носят устойчивый, повторяющийся характер.

Применение положений системно-структурного подхода предопределяет использование метода моделирования при построении криминалистической модели личности подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, а также выдвижении розыскных и поисковых версий. При этом важнейшее значение приобретает построение криминалистической модели личности преступника. Для этого используется самая разнообразная информация, включая и выводную, установленную на основе закономерных связей на уровнях: а) личность – среда формирования и обитания; б) между социальными, биологическими и психологическими свойствами; в) между свойствами личности каждого из указанных элементов.

Наблюдение. Значительная часть сведений о личности выявляется путем наблюдения за внешностью и поведением обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и др. лиц. Наблюдение осуществляется в процессе производства предварительного расследования при проведении следственных действий (допрос, очная ставка, освидетельствование, обыск, выемка, следственный эксперимент, предъявление для опознания и т.д.), так и других действий. Наблюдение за обвиняемым, подозреваемым, свидетелем, потерпевшим должно осуществляться систематически, а полученные результаты сравниваться между собой. Путем наблюдения выявляются отображения свойств личности в материальных объектах, например при осмотре места происшествия и т.д.

Сравнение. Наблюдая за обвиняемым, подозреваемым, свидетелем, потерпевшим, и другими лицами, следователь, дознаватель сравнивает полученные сведения с теми представлениями, которые сложились у него об указанных лицах. Кроме того, поведение изучаемых лиц сравнивается с поведением в аналогичных ситуациях обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших и т.д., проходивших по другим уголовным делам. Все это позволяет полнее изучить и оценить личность обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и т.д. Определенное внимание уделяется сравнению материальных следов преступлений.

Описание. Результаты изучения сведений о личности обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и др. лиц находят отражение в надлежащих процессуальных документах в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. При этом следует иметь в виду, что, не всегда и не все сведения о личности фиксируются в соответствующих документах, а лишь те, которые имеют значение для решения того или иного вопроса.

Эксперимент. Путем проведения следственного эксперимента, суть которого составляет экспериментальный метод исследования, можно выявить наличие какого-либо навыка (например, умение изготовлять определенные объекты) у обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, его биологические свойства (состояние зрения, слуха и т.д.).

Измерение и вычисление. Эти методы широко применяются при производстве следственных действий. Например, в процессе производства освидетельствования может быть выявлена и измерена особая примета, при проведении следственного эксперимента измерены и вычислены элементы дорожки следов. Методы измерения и вычисления широко применяются при обнаружении следов ног, зубов и т.д.

Специальные методы получения сведений о свойствах личности обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и др. лиц включают методы непосредственно разработанные в криминалистике, например метод словесного портрета, или же заимствованные из других наук, например, психологии, антропологии, кибернетики и т.д.

К наиболее распространенным специальным методам изучения личности обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего относится разработанный в психологии метод обобщения независимых характеристик. Суть данного метода заключается в собирании и последующем обобщении всевозможных устных и письменных сообщений, показаний различных лиц об изучаемом лице. При применении этого метода необходимо, чтобы устные и письменные сведения о том или ином лице были как можно полнее, отражали самые различные сведения, исходили из разных источников, оценивали лицо за разные и по возможности длительные периоды времени. Следователь, дознаватель, изучая и обобщая различные сведения об изучаемом лице, оценивает его соответствующим образом. Если данные о личности противоречивы, то они сопоставляются, тщательно анализируются, в необходимых случаях собираются дополнительные материалы.

Другим методом, разработанным в психологии, является метод анализа результатов деятельности. Под ним понимают изучение материальных, овеществленных результатов деятельности определенного лица. Объективный характер данного метода состоит в том, что изучаются материальные выражения деятельности человека, в которой отражаются многие особенности его личности. По отношению к обвиняемому (подозреваемому) применение метода анализа результатов деятельности означает изучение, прежде всего материальных изменений, вызванных событием преступления. Кроме этого, могут быть проанализированы результаты деятельности, не связанные с событием преступления по документам, фотографиям, киноматериалам, видеозаписям, магнитным записям и т.д. Можно указать на два аспекта применения метода анализа результатов деятельности при изучении личности обвиняемого (подозреваемого). Первый заключается в применении этого метода для получения представления о личности еще не установленного лица, совершившего преступление. Например, при осмотре места происшествия можно сделать предположение о наличии у преступника определенных навыков, умений, его физической силе и т. д. Второй аспект состоит в анализе преступной, а также иной деятельности, не связанной с событием преступления, для получения информации о тех или иных особенностях личности подозреваемого, обвиняемого. Что же касается личности свидетелей, потерпевших, то применение метода анализа результатов деятельности позволяет делать выводы об их свойствах на основании изучения документов, фотографий, магнитных записей, видеозаписей и т.д.

Третьим специальным методом, заимствованным из психологии, является метод беседы. Беседа является источником и способом познания психологических явлений в процессе речевого общения в естественной обстановке. При применении этого метода соблюдают ряд требований: плановость, целенаправленность, избирательность, индивидуальность, этико-педагогический такт. Все эти требования соблюдаются и при изучении личности обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. Однако метод беседы применительно к уголовному судопроизводству применяется в несколько специфической форме. Если в психологической практике беседа осуществляется как равное общение двух или нескольких лиц, то при производстве расследования направление беседы определяет следователь, дознаватель (выбирает темп, характер и содержание, ставит вопросы).

При изучении личности обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и др. лиц применяются и другие специальные методы, заимствованные криминалистикой у различных наук. К таким методам, в частности, можно отнести антропологические, применяемые при изучении внешних признаков человека; кибернетические, применяемые при разработке различных поисковых систем в криминалистической регистрации и т.д.


Глава 15. Взаимодействие участников раскрытия
и расследования преступлений

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...