Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки и история развития профориентации




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

 

Профессиональная ориентация понятие многомерное. Так называют и раздел науки о труде, и комплексную работу с молодыми людьми или с безработными, направленную на их трудоустройство.

На сегодняшний день психологи имеют в своем арсенале большое количество профориентационных тестов, технологий и стратегий. Они по-разному могут осуществлять профориентационную работу в зависимости от того, кто является заказчиком психологических услуг, на каком этапе жизненного пути находится клиент, в рамках какой психологической парадигмы предпочитает работать сам психолог.

Предпосылки и история развития профориентации

Профессиональная ориентация как направление в науке о труде возникла около ста лет назад. Некоторые авторы связывают ее рождение с именем основателя психотехники американского психолога Гуго Мюнстерберга, который в начале ХХ века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. В это же время появился новый раздел психологической науки – психология профессий.

Принципиально новым к началу XX столетия (ко времени возникновения первых лабораторий профориентации) было то, что с проблемами выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы, что было связано с бурным ростом промышленного производства в ряде стран. Внедрение новой, более сложной техники и технологии привело к тому, что не все оказались способны на ней работать. C данной проблемой столкнулись, прежде всего, сами работодатели, перед которыми реально возник рынок рабочей силы, т.е. возможность выбирать наиболее достойных. Да и самим работникам в условиях разнообразия видов деятельности и конкуренции за рабочие места становилось все сложнее.

Первый профцентр был создан в Америке в 1895 году Фрэнком Парсонсом, продолжателем идей Г. Мюнстенберга и автором книги «Выбор профессии».

В 1909 году Ф. Парсонсом были сформулированы следующие положения:

1) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

2) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

3) профессиональный выбор является в сущности сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.

Американским ученым Джоном Голландом (Holland) была разработана так называемая иерархия направленности:

В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов.

Реалистический (Р-тип). Реалистическая ориентация – преимущественно мужской тип, характеризующийся активностью, агрессивностью, интересом к физической активности, развитыми моторными способностями. Такие люди отдают предпочтение конкретной работе, конвенциональности в политике, экономике; в профессиональном выборе – ремесленные занятия, техника, сельское и лесное хозяйство.

Исследовательский (И-тип). Ориентирован в большей степени на интеллектуальный труд, проявляет интерес к абстрактным проблемам, способности в оперировании символами, информацией. Для таких людей характерны слабая физическая и социальная активность, отсутствие направленности на общение, самодостаточность. В выборе профессии – естественнонаучные дисциплины, математика.

Социальный (С-тип). Ориентация на общение, воспитание, обучение, консультирование и различные виды услуг. Таким людям присущи такие качества, как социальная ответственность, потребность во взаимодействии, вербальные и социальные способности, эмоциональность и активность в решении социальных проблем. В выборе профессии – педагогика, социальное обеспечение, практическая психология, сфера услуг.

Конвенциональный (К-тип). Конвенциональная ориентация заключается в предпочтении структурированной вербальной или знаковой деятельности, роли подчиненного, конформности. Особенности людей этого типа: стремление избегать неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, идентификация с позицией власти, ценность материального положения и статуса. В выборе профессии – банковская служба, бухгалтерия, статистика.

Предпринимательский (П-тип) Для предпринимательской ориентации характерны сила, саморуководство, вербальные способности, уверенность в себе, конкурентность, избегание однозначных ситуаций и монотонной умственной работы. В выборе профессии – гостиничный и туристический бизнес, предпринимательство, промышленное консультирование и т.д.

Артистический (А-тип). Это, прежде всего, – ориентация на искусство, чувствительность, потребность в самовыражении, избегание однообразной и физической работы. Для людей этого типа характерны неуверенность в себе, женственность. В выборе профессии – различные виды искусства, культура.

В 60-е годы XX века Анной Анастази и Леон Тайлер была разработана концепция индивидуальности. В своей основе концепция содержит глубокое изучение личности человека, ее ценностных ориентаций и мотивов. По их мнению, в основе профориентации лежит самопонимание, благодаря которому можно подвести человека к правильному выбору. Концепция разрабатывалась в рамках гуманистической теории, где высшей ценностью является личность, которой нужно помогать совершенствоваться, делать правильный выбор на основе понимания себя.

Теории мотивации также оказали свое влияние на развитие профориентации. Основная идея теории удовлетворенности трудом Герцберга заключается в необходимости развивать ведущие мотивы, а именно: мотив достижения в работе и потребность в общественном признании. Наличие этих двух мотивов, развитых в равной степени, определяет профессиональную зрелость личности.

Сегодня методам профориентации посвящено множество монографий и исследований зарубежных специалистов. Так или иначе, все существующие в мире теории и концепции разделяют на два основных направления, на две модели: «американскую» и «японскую»

«Японская» модель предусматривает начальное изучение сильных и слабых сторон личности работника и подбор для него соответствующей должности (система «работник- должность»). В нашей стране этот подход в большинстве случаев используется городскими и районными службами занятости, психологами-профориентаторами в учебных заведениях и профконсультациях.

Другая, «американская», модель предусматривает первоначальное определение профессионально-квалификационной модели должности и «подгонку» под нее наиболее подходящих работников (система «должность - работник»).

 

ТЕОРИЯ ПРОФПРИГОДНОСТИ была разработана К.М. Гуревичем.

Профпригодность - это соответствие возможностей, качеств и свойств человека требованиям, характеру и содержанию определенной деятельности, которое обеспечивает достаточно высокий и надежный уровень выполнения этой деятельности. Выделяются два уровня качеств: физиологический и психологический.

Он выделяет два вида профпригодности: абсолютную и относительную. В основе такого разделения - различие профессий в плане сложности и требований, предъявляемых профессией к человеку.

Профессии группы А требуют абсолютной профпригодности Они характеризуются хотя бы одним из следующих признаков: 1) трудовая деятельность в них не поддается программированию, а если программирование пытаются осуществить, то при самой деятельности возникают непреодолимые для некоторых лиц трудности; 2) далеко не каждый человек может соответствовать требованиям, которые эти профессии предъявляют.

Это – профессии, связанные с риском как физической опасности, так и социально-психологической. Они предъявляют повышенные требования к физическому и психическому здоровью. Здесь успешность работы не может быть компенсирована какими-либо другими качествами, требуется абсолютная пригодность как жесткий набор определенных качеств человека, обеспечивающих надежное выполнение данной деятельности.

Профессии группы Б предполагают относительную профпригодность. То есть требуют набора свойств человека, близких к требованиям профессии, когда недостаточность развития одних качеств можно компенсировать развитием других качеств. «Природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью. Человек может активно приспособиться к многим видам профессионального труда, причем, труд будет удовлетворять самого субъекта».

Основные понятия и категории профориентации

Сегодня это – прикладная область психологической науки, в которой активно используются достижения как фундаментальных отраслей психологического знания, так и знания смежных наук: педагогики, менеджмента, физиологии и пр. Многие термины и понятия, которыми оперирует профконсультант, являются терминами профессиоведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...