Профессиональное консультирование
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Оказание помощи гражданам в оценке своих способностей к различным видам трудовой деятельности, в выборе профессии осуществляется в ходе профконсультации. Профконсультирование связано с информационной поддержкой, с исследованием у клиента интересов, склонностей, мотивации, с выявлением трудностей профессионального самоопределения, с определением психологической профпригодности к определенным видам деятельности. В отличие от других направлений профориентационной работы профконсультирование всегда ведется в индивидуальном режиме. Профконсультация -это взаимодействие, сотрудничество, во время которого клиент и консультант вместе рассматривают проблемы планирования профессиональной деятельности клиента и стремятся найти пути их решения. Целью профконсультации является стремление к тому, чтобы клиент научился понимать себя, свое настоящее положение, научился критически оценивать себя и свои профессиональные возможности, научился сознательно использовать различные способы саморазвития и оказания положительного влияния на свою жизненную ситуацию. Во время консультации все проблемы рассматриваются с точки зрения потребностей клиента и сложившейся ситуации. Задачи, которые решаются в ходе профконсультации, определяют ее разновидность. Первичная профконсультация имеет целью выявить готовность личности к профессиональному самоопределению, наличие и степень проработанности профессионального плана, трудности профессионального становления. Справочная (индивидуально-профессиографическая) консультация проводится в случае недостаточной информированности клиента. В ходе такой консультации выясняются каналы трудоустройства, условия приема на работу (учебу), возможность освоения различных профессий, сроки подготовки, общая характеристика профессии, содержание труда, перечень профессионально важных качеств (ПВК), медицинские противопоказания.
Диагностическая профконсультация проводится в целях формирования у оптанта более полных и объективных представлений о себе и своих возможностях. В ходе диагностики, предварительной (для детей) или углубленной (для старшеклассников или взрослых), проводится исследование направленности, выраженности ПВК личности, профессионально важных психофизиологических функций и качеств. Результаты диагностики в корректной форме сообщаются клиенту. На основе полученной информации в случае необходимости планируется дальнейшая профориентационная работа. Поддерживающая профконсультация. Поводом для обращения к психологу, как правило, бывают не трудности профессионального самоопределения, а непереносимое психологическое состояние, вызванное сложившейся ситуацией. Человек чувствует растерянность, страх, беспомощность, гнев, стыд или вину. Профориентационная работа с человеком, находящимся в таком состоянии, будет неэффективна, поэтому первое, в чем нуждается клиент, – морально-эмоциональная поддержка. Для этого бывает достаточно доброжелательных и доверительных отношений, устанавливаемых в пространстве консультирования, но используются также поддерживающие методы индивидуальной и групповой терапии. Коррекционно-развивающая профконсультация направлена на формирование личностной готовности к профессиональному самоопределению, помощь в конкретном выборе и принятии решения. Этот вид консультирования наиболее трудоемкий, поскольку редко ограничивается одной - двумяи встречами. Помимо развивающей работы, профконсультант помогает клиенту сформулировать профессиональную цель, выстроить план ее достижения, выявить разные варианты профессионального развития и т. д.
Таким образом, цель консультирования может меняться в зависимости от того, на каком этапе своего профессионального развития находится клиент и какого характера помощи он ждет от консультанта.
Типы профконсультаций 1. Ранняя (детская) профконсультация. Проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще несколько лет (примерно в возрасте 12–13 лет). Она носит общий характер и не предполагает профрекомендаций, а имеет целью повышение у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Основная цель подтолкнуть ребенка к познанию себя. Поскольку профориентация в этот период неотделима от учебного процесса, в ней особенно важна роль педагогов и родителей. 2. Школьная профконсультация старших подростков. Направлена на формирование у подростков внутренней готовности к самоопределению (информационная часть знание мира профессий; когнитивная составляющая знание путей и способов подготовки к профессии; морально-волевая – подготовка к акту выбора, к поступку). 3. Профконсультация родителей учащихся. Родитель выступает в двух ролях: с одной стороны, естественный союзник профконсультанта в работе с подростком, с другой стороны, сам родитель имеет множество проблем, и поэтому сам может рассматриваться, как потенциальный клиент. Задача психолога создать, скорректировать взгляды, установки на правильность выбора профессии детьми через раскрытие черт, особенностей, способностей детей. 4. Профконсультация учителей подростков. Близка к предыдущему типу с той разницей, что учителя тоже профессионалы и могут рассказать психологу много интересного о подростках (их отношении к жизни, увлечениях и т.д.). Главная цель установить отношения сотрудничества с педагогом. 5. Профконсультация старшеклассников, выпускников средних школ. В этот период предполагается более конструктивная работа. Задача помочь принять конкретное решение или значительно уменьшить число вариантов выбора пути после школы. В идеале консультация этого типа должна быть последним, завершающим звеном в процессе профориентационной работы со школьниками, но на практике она является единственной, требует экстренных мер констатирующего характера. Эффективность достаточно низка.
6. Помощь в уточнении специальности в уже выбранной профессии. Это – профконсультация по типу профотбора. Часто клиент воспринимает ее не как помощь, а как экзамен на пригодность и становится закрытым, стремится приукрасить себя, поэтому требуется большая подготовительная установочная работа. В некоторых случаях требуется тестирование с использованием сложных психодиагностических методик. Ответственность консультанта при этом сильно возрастает. 7. Помощь безработным при смене работы. Заключается в подборе новой профессии, нового места работы, выбора учебного заведения при переобучении. При этом люди уже имеют личный опыт, сложившиеся взгляды, которые необходимо учитывать (они трудно поддаются коррекции, даже если она очень нужна). Нередко требуется предварительная реабилитация или терапия. 8. Профконсультационная помощь работникам кадровых служб предприятий. По сути – это помощь в подборе кадров. 9. Профконсультация работников предприятий. Чаще всего возникают ситуации смены должности (особенно при повышении). Задача - помочь человеку осознать свои возможности и поверить в свои силы. 10. Помощь в профессиональном самоопределении инвалидов. Особенность - применение медицинских методик, не специфических для психолога. Хотя можно использовать и обычные тесты с учетом ограничений, наложенных состоянием здоровья. Консультирование может различаться по глубине, продолжительности, направлениям, но всегда предполагает сбор информации, совместное принятие решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|