Характеристики, наиболее значимые для профориентационной работы
Задатки - материальные, заложенные в организме человека предпосылки. При определенных благоприятных условиях они перерастают в способности. Способности это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности, т.е. основными показателями способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы. Темперамент -это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте. Помимо типов темперамента, И.П. Павлов писал о том, что в силу давних хронически действовавших разнообразных образов жизни, благодаря наличию двух сигнальных систем все люди разделились на следующие группы: а) художественные (преобладает первая сигнальная система, и поэтому «они захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления, без всякого разъединения»); б) мыслительные (преобладает вторая сигнальная система, словесно- логическое мышление, аналитические способности); в) средние (в высшей нервной деятельности в должной мере соединяется работа обеих сигнальных систем).
Характер -совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к данным обстоятельствам. Как правило, выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. В психологии профессионала, как правило, различают четыре системы свойств характера: – свойства, выражающие отношение человека к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.); – свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и т.д.); – свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и т.п.); – свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость). Интересы мотивы, побуждающие человека к познавательной активности в определенной области, субъективно выражаются в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Интересы постепенно перерастают в склонности потребность в активном, деятельностном отношении к своему предмету. Профессиональные намерения – это социально-положительное отношение личности к сфере профессиональной деятельности, определяющееся наличием знаний о ее сущности и стремлением избрать профессию в ее сфере. В совокупности интересы, намерения, склонности представляют собой профессиональную направленность личности. Ценностно-мотивационная сфера личности развивается практически на протяжении всего жизненного пути. Ведущие мотивы и актуальные ценности во многом определяют профессионально важные качества работника. Ценностные ориентации направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиям можно выделить следующие ценности:
а) самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде: – быть полезным народному хозяйству, людям, обществу; – авторитет в обществе; – признание родных, знакомых, друзей; б) самосовершенствование и самовыражение: – интересная работа; – применение своих знаний, умений, способностей; – творческий характер труда; – постоянное общение с людьми; – стать мастером своего дела; – романтика; в) материально-практические, утилитарные ценности: – хороший заработок; – должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе; – физически легкая работа. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта и определяющее направленность личности. Мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности личности, неоднородны по своему происхождению и по характеру связи с профессией. Выделяют пять групп мотивов. 1 группа – мотивы, выражающие потребность в том, что составляет основное содержание профессии. 2 группа – мотивы, связанные с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (ее престижность, общественная значимость и т.п.). 3 группа – мотивы, выражающие потребности личности, сложившиеся ранее и актуализированные в условиях непосредственного взаимодействия с профессией (мотивы самоутверждения, материальные потребности, потребность во внимании и признании и т.д.). 4 группа – мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в овладении достаточным творческим потенциалом). 5 группа – мотивы, выражающие заинтересованность человека во внешних, объективно несущественных атрибутах профессии (красивая форма одежды и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|