Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики, наиболее значимые для профориентационной работы




Задатки - материальные, заложенные в организме человека предпосылки.

При определенных благоприятных условиях они перерастают в способности.

Способности это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности, т.е. основными показателями способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности.

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

Темперамент -это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте.

Помимо типов темперамента, И.П. Павлов писал о том, что в силу давних хронически действовавших разнообразных образов жизни, благодаря наличию двух сигнальных систем все люди разделились на следующие группы:

а) художественные (преобладает первая сигнальная система, и поэтому «они захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления, без всякого разъединения»);

б) мыслительные (преобладает вторая сигнальная система, словесно- логическое мышление, аналитические способности);

в) средние (в высшей нервной деятельности в должной мере соединяется работа обеих сигнальных систем).

Характер -совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к данным обстоятельствам. Как правило, выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

В психологии профессионала, как правило, различают четыре системы свойств характера:

– свойства, выражающие отношение человека к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.);

– свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и т.д.);

– свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и т.п.);

свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость).

Интересы мотивы, побуждающие человека к познавательной активности в определенной области, субъективно выражаются в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса.

Интересы постепенно перерастают в склонности потребность в активном, деятельностном отношении к своему предмету.

Профессиональные намерения – это социально-положительное отношение личности к сфере профессиональной деятельности, определяющееся наличием знаний о ее сущности и стремлением избрать профессию в ее сфере.

В совокупности интересы, намерения, склонности представляют собой

профессиональную направленность личности.

Ценностно-мотивационная сфера личности развивается практически на протяжении всего жизненного пути. Ведущие мотивы и актуальные ценности во многом определяют профессионально важные качества работника.

Ценностные ориентации направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиям можно выделить следующие ценности:

а) самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде:

– быть полезным народному хозяйству, людям, обществу;

– авторитет в обществе;

– признание родных, знакомых, друзей;

б) самосовершенствование и самовыражение:

– интересная работа;

– применение своих знаний, умений, способностей;

– творческий характер труда;

– постоянное общение с людьми;

– стать мастером своего дела;

– романтика;

в) материально-практические, утилитарные ценности:

– хороший заработок;

– должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе;

– физически легкая работа.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта и определяющее направленность личности. Мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности личности, неоднородны по своему происхождению и по характеру связи с профессией. Выделяют пять групп мотивов.

1 группа – мотивы, выражающие потребность в том, что составляет основное содержание профессии.

2 группа – мотивы, связанные с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (ее престижность, общественная значимость и т.п.).

3 группа – мотивы, выражающие потребности личности, сложившиеся ранее и актуализированные в условиях непосредственного взаимодействия с профессией (мотивы самоутверждения, материальные потребности, потребность во внимании и признании и т.д.).

4 группа – мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в овладении достаточным творческим потенциалом).

5 группа – мотивы, выражающие заинтересованность человека во внешних, объективно несущественных атрибутах профессии (красивая форма одежды и т.д.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...