И тактики проведения отдельных следственных действий
Специфика организации процесса расследования и тактика проведения следственных действий состоит в следующем: - привлечение значительного количества сил и средств. Уголовные дела расследуются бригадами следователей или же следственно-оперативными группами с значительным числом их участников (следователей, оперативных работников, экспертов-криминалистов, выступающих в качестве специалистов, иных специалистов и т.д.). Указанное обстоятельство выдвигает проблему организации процесса расследования в целом и деятельности каждого участника; обмена информации между различными участниками, особенно при их значительном территориальном удалении друг от друга; использование полученной информации и т.д.; - необходимость организации взаимодействия следователя, лица производящего дознание не только с подразделениями и службами соответствующего правоохранительного ведомства, но и с правоохранительными органами иных ведомств и зарубежных стран, а также с иными структурами и общественными организациями. В частности расследование таможенных преступлений требует организации взаимодействия лица, производящего дознания, с сотрудниками подразделений правоохранительного и экономического блоков Федеральной таможенной службы, с иными правоохранительными органами России (Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ФСНК, а также иными структурами: Минфином, Центробанком, Минсельхозом, Минобороны, Торгово-промышленной палатой, Пробирной палатой, Госхраном, Ростехнадзором, Россельхознадзором, ФСТЭК России и т.д., а также правоохранительными и иными органами зарубежных стран). - обеспечение защиты участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, иных родственников или близких лиц. В соответствии с п. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных оснований, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными деяниями могут быть приняты меры безопасности, предусмотренные статьями 166 частью девятой, 186 частью второй, 193 частью восьмой, 241 пунктом 4 части второй и 278 частью пятой УПК РФ, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, Постановлением правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 630 и утвержденными им Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Анализ перечисленных выше ст. УПК РФ показывает, что следователь, дознаватель, орган дознания в целях обеспечения безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников, их близких лиц вправе, не приводить данные об их личности в протоколе следственного действия. В этом случае указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий (ч. 9 ст. 166 УПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 186 УПК РФ при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускается по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения. Часть 8 ст. 193 УПК РФ позволяет в целях обеспечения безопасности опознающего произвести предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. С принятием законодательства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым или обвиняемым (глава 40 УПК РФ) в случае заключения такого соглашения в отношении указанных лиц и их близких родственников, родственников и близких могут быть приняты меры безопасности, предусмотренные статьей 11 и пунктом 4 части второй статьи 241 УПК РФ (ст. 317 УПК РФ);
- необходимость защиты информации, содержащейся в уголовном деле. Члены организованных преступных формирований стремятся получить информацию о состоянии расследования через коррумпированных лиц, недобросовестных адвокатов, журналистов и т.д.. Поэтому применение форм и методов защиты информации приобретает важнейшее значение. К ним можно отнести помещение сведений о месте жительства и иных данных не в протоколах следственных действий, а в отдельном конверте, сообщение лицу, производящему обыск сведений об обыскиваемом перед посадкою в автомашину и т.д.; - преодоление противодействия расследованию со стороны членов организованных преступных формирований. Расследуя организованную преступную деятельность, необходимо помнить, что для преступного формирования характерна не только круговая порука, но и система различных средств и методов оказания противодействия. Одним из самых неприятных последствий оказания противодействия расследованию является физическое устранение лиц, осуществляющих расследование, потерпевших, свидетелей, соучастников преступной деятельности, граждан, случайно оказавшихся в момент ее реализации. Оказание организованным преступным формированием противодействия расследованию осуществляется и посредством подключения ранее созданных или приобретенных специально для этого коррумпированных связей, которые могут оказать негативное влияние на перспективу расследования, а в некоторых случаях и на судьбу членов следственных бригад, следственно-оперативных групп. Нейтрализация противодействия расследованию со стороны коррумпированных должностных лиц органов власти и управления - наиболее сложная задача. Указанные лица, включающиеся в противодействие расследованию, как правило, имеют длительные и прочные служебные, дружеские связи с ответственными должностными лицами разного уровня и значительные возможности оказания влияния на их мнение.
В результате их активной деятельности расследование преступления продолжается несколько лет, при том, что сам процесс расследования может быть взят на контроль различными инстанциями и руководителями правоохранительных органов. Для того чтобы попытаться избежать этого (или в какой-то степени противостоять этому), необходимо последовательно, за счет процессуальных средств и организационных приемов нейтрализовать это влияние. Эффективными, в отдельных случаях, оказываются официальные предупреждения лиц, проявляющих активность и интерес к делу, о возможности их допроса в качестве свидетелей, направление запросов (ст. 21 УПК РФ) с просьбой дать характеризующие данные такого лица, перечень его функциональных обязанностей и т.п. В зависимости от степени коррумпированности (заинтересованности или не заинтересованности вышестоящего руководства) могут приниматься и другие меры: направление в длительную командировку в другой регион, на повышение квалификации, изучение опыта деятельности аналогичной структуры, выполнение гуманитарных поручений и т.п. Наиболее эффективным методом нейтрализации действий коррумпированных лиц в правоохранительных органах, являются возбуждение процедуры служебной проверки заподозренного в попытках вмешательства в ход расследования либо в производство отдельных следственных действий, объективно нанесших ущерб расследованию. - широкое использование возможностей оперативно-розыскных подразделений при расследовании преступлений, совершаемых членами ОПФ, необходимо осуществлять на всем протяжении процесса расследования. Процесс расследования должен иметь оперативное сопровождение от его начала до конца; - широкое использование криминалистических информационных систем правоохранительных органов Российской Федерации, международных организаций, а также информационных систем различных государственных структур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|