Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наркотических средств и психотропных веществ




 

Проблема контрабанды наркотических средств и психотропных веществ приобрела в настоящее время чрезвычайную актуальность. С момента либерализации внешнеэкономической деятельности и до последнего времени стабильно увеличиваются объем и ассортимент данных предметов, незаконно перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, либо через Государственную границу Российской Федерации, расширяется «география» их контрабандных поставок. Соответственно увеличивается число совершенных преступлений, из которых наибольшую опасность представляют деяния, совершенные организованными преступными формированиями. К наиболее значимым элементам их криминалистической характеристики следует отнести следующие.

Цель контрабанды – указанных объектов состоит в получении материальной выгоды в виде сверхдоходов, оказании поддержки террористическим и иным вооруженным формированиям.

Исходная информация о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ содержится в материалах, поступающих из оперативно-розыскных подразделений, подразделений таможенного контроля и таможенного оформления, иных правоохранительных органов и др.

Предмет преступного посягательства. В общем виде предмет преступного посягательства обозначен в статье 2291 УК РФ. В первой части статьи, отмечается что контрабанда - незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу России с государствами-участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ их аналогов или прекурсоров, растений содержащих наркотические вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Во второй части статьи говорится о контрабандном перемещении указанных объектов, совершенном группой лиц по предварительному сговору или должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также перемещение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений либо их частей в значительном размере, в третьей в крупном размере, в четвертой – особо крупных размерах, а также о совершении преступления организованной группой, с применением насилия лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

Значительный, крупный и особо крупный размеры перемещаемых объектов, утверждается Правительством Российской федерации.

Дальнейшая конкретизация предметов контрабандного перемещения осуществляется в федеральных законах РФ и других документах, из которых важное значение имеет Федеральный закон РФ от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Законом определены понятия наркотических средств, психотропных веществ их аналогов или прекурсоров. Так:

- наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;

- психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;

- прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;

- аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещённые для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Структура Перечня определена в указанном законе. Перечень включает четыре списка, в которые вносятся наименования рассматриваемых средств и веществ в зависимости от их вида и от применяемых государством мер контроля:

- список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещён в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I);

- список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II);

- список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III);

- список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список IV), включающий три списка, именуемых таблицами: таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (Таблица I), таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (Таблица II) и таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (Таблица III).

В настоящее время известно большое количество наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров[4]. Они обладают различными физическими химическими и органическими свойствами, имеют различную природу (происхождение), оказывают специфическое влияние на организм. Как предмет незаконного оборота наркотики обладают медицинскими и юридическими признаками: первый состоит в том, что наркотик должен оказывать специфическое воздействие на центральную нервную систему человека и вызывать психическую и физическую зависимость; второй – в обязательном включении средства или вещества в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

В литературе имеются различные классификации наркотических средств и психотропных веществ: по исходному веществу для изготовления, по вызываемому воздействию, источнику происхождения и т.д. Так, в зависимости от фармакологического воздействия на организм наркотики подразделяются на: а) опиоды; б) наркотические вещества получаемые из конопли; в) стимуляторы, амфетамины и его производные; г) галлюциногены; д) успокаивающие средства и транквилизаторы; е) другие контролируемые вещества. В зависимости от источника происхождения они подразделяются: на а) природные (натуральные); б) синтетические (полусинтетические). К первым относятся: – маковая солома, экстракционный опий, опий, морфин, кодеин, героин, марихуана, гашиш, гашишное масло, листья коки, кокаиновая паста, кокаин, крек, эфедрин, невретин и т.д.; ко вторым – фенциклидин, псилоцибин и т.д.

В борьбе с контрабандой наркотиков таможенные органы наиболее часто имеют дело с контрабандным перемещением героина, опия, кокаина, гашиша, марихуаны.

При анализе способов контрабандного перемещения наркотиков необходимо учитывать, что их перемещение может быть осуществлено при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза, вывозе с неё, а также транзите. Значительная часть наркотиков перемещается при ввозе на территорию Таможенного союза.

Выбор способов во многом определяется состоянием и особенностями таможенного контроля. Для его проведения в Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящихся под таможенным контролем товаров созданы зоны таможенного контроля.

Контрабандное перемещение наркотиков осуществляется в основном следующими способами:

– помимо таможенного контроля;

– с сокрытием от таможенного контроля;

– обманным использованием документов.

Перемещение наркотиков помимо таможенного контроля характерно для сухопутных и водных участков торможенной границы Таможенного союза в обход пешеходных, автомобильных, речных, морских и озерных пунктов пропуска или пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Данный способ широко применяется при контрабандном перемещении героина, опиума, гашиша и т.д. через Российско-Казахстанскую государственную границу.

Сокрытие от таможенного контроля – самый распространенный способ контрабанды наркотиков. Его выбор определяется объективными и субъективными факторами. К объективным – относятся физические и химические свойства (вес, состояние, расфасовка и т.д.), способ перемещения (пеший, транспортный, канал международных почтовых отправлений) и т.д.; – к субъективным – свойства личности контрабандистов (способности, знания, умения, судимость и т.д.).

В автомобильном, железнодорожном, воздушном и речном транспорте сокрытие от таможенного контроля осуществляется путем помещения наркотиков:

– среди перемещаемых грузов нередко путем придания наркотикам формы и размеров перемещаемых объектов;

– в естественных полостях транспортных средств, запасных частях транспортных средств по их ремонту и эксплуатации и т.д., в специально изготовленных тайниках.

Сокрытие наркотиков на канале международных почтовых отправлений осуществляется помещением их письма, бандероли, посылки а также в пересылаемые предметы, в которых нередко устраиваются тайники.

Сокрытие наркотиков при перемещении физических лиц осуществляется в багаже ручной клади, одежде, обуви, головных уборах на теле и естественных полостях, включая и внутриполостное сокрытие.

Отмечены случаи использования щенков собак, которым хирургическим путем в живот помещали контейнеры с жидким героином. После перемещения щенков через зону таможенного контроля героин извлекали.

Использование тайников - наиболее опасный способ сокрытия наркотиков, затрудняющий их обнаружение. Они оборудуются в транспортных средствах, перевозимых грузах, в том числе и с использование контейнеров, в международных почтовых отправлениях, багаже, ручной клади, одежде, обуви, головных уборах путем создания дополнительных емкостей, украшений и т.д.

Человеческая фантазия при устройстве тайников неисчерпаема, например: оборудование тайника в тормозном башмаке грузового транспортного средства.

Обманное использование документов применяется при контрабандном перемещении наркотиков под видом лекарственных препаратов или наркотиков, оборот которых разрешен законодательством Российской Федерации или междугородними договорами.

Механизм контрабандного перемещения наркотиков включает стадии подготовки, реализации и сокрытия деяния.

На подготовительной стадии решается следующие задачи: определяется вид перемещаемого наркотика; подыскиваются средства для финансирования контрабандной деятельности; создается преступное формирование; определяются маршруты и способы контрабандного перемещения наркотиков; разрабатывается технология контрабандной деятельности; принимаются меры по установлению связи с коррумпированными сотрудниками органов власти и управления и т.д.

При организации преступного формирования подыскиваются его участники (с учетом совместной преступной деятельности, родства, национальной принадлежности и т.д.) определяются их функциональные роли, особенности связи (через Всемирную глобальную компьютерную сеть Интернет с использование мобильных телефонов и т.д.).

Существенное значение имеют способы перемещения (транспортными, международными почтовыми отправлениями и т.д.), а также выбор маршрута. Первое - связано с сокрытием перемещения наркотиков, второе – с состоянием таможенного контроля на пунктах пропуска. С этой целью изучаются режим работы пункта пропуска, квалификация сотрудников, наличие технических средств таможенного контроля и служебно-розыскных собак, возможность установления связей с коррумпированными сотрудниками таможенных органов и т.д.

Важнейшей значение приобретает разработка технологии контрабандного перемещения наркотиков. Так, при перемещении наркотиков из стран Латинской Америки (Колумбии, Перу, Эквадора и др.) на трансатлантических морских судах в морские порта России технология состоит в:

– проникновении на судно во время его загрузки;

– сокрытии наркотика от таможенного контроля в технологических полостях судна либо предметах его оснастки в тайне от членов экипажа;

– передачи сведений участникам преступного формирования в портах России (о судне, времени выхода его в рейс, местах расположения наркотиков и т.д.);

– проникновении на пришвартованное в морском порту России судно, после прохождения им таможенного контроля, под видом портовых служащих или представителей грузополучателя, извлечение сокрытого наркотика и принятия мер к его дальнейшего сокрытию;

– выносе наркотика за границы зоны таможенного контроля;

– передачи наркотика иным лицам, обеспечивающим сохранность и реализацию.

Реализация технологии осуществляется в процессе совершения преступления.

Действия по сокрытию преступления включают: подготовку мест хранения наркотиков и устройства в них тайников; установление связи с покупателями, реализация наркотиков; принятие мер к отмыванию полученных средств; получении информации о деятельности правоохранителях органов, ведущих борьбу с наркобизнесом и т.д.

Обстановка преступления – система, взаимосвязанных социальных, экономических, организационных и природно-климатических и иных факторов, обуславливающих условия и особенности деяния. Они проявляются на международном, федеральном, региональном и местном уровне.

На международном уровне следует исходить из того, что контрабанда наркотиков – элемент международного наркобизнеса приносящего сверхдоходы. В настоящее время наркобизнес расширяет свои границы. При этом Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса. В ней, с одной стороны, увеличивается число наркоманов, а с другой, – она является своеобразным «мостом» при перемещении наркотиков из других регионов мира в Западную Европу, а из Западной Европы синтетических наркотиков в другие страны.

Наркотики в Россию поступают из различных регионов мира:

– опиаты их стран Золотого «треугольника» (Бирма, Лаос, Тайланд), Золотого «полумесяца» (Афганистан, Иран, Индия, Пакистан);

– марихуана, гашиш и т.д. из стран Северной и Южной Америки;

– кокаин, кокаиновая паста и т.д. из стран Латинской Америки (Перу, Эквадор и д.р.);

– синтетические наркотики из Катая и стран Западной Европы.

Значительные площади занятые, под растительные наркокультурами, достаточная техническая база при изготовлении синтетических наркотиков в различных странах мира создают хорошую основу для увеличения производства наркотиков и их контрабандного перемещения.

Факторы федерального уровня включают:

– значительное количество площадей растительных наркокультур и достаточная техническая база в России для изготовления синтетических наркотиков;

– близость Россией к странам производителям наркотиков;

– геополитическое положение России, являющаяся своеобразным (мостом) при перемещении наркотиков в Западною Европу из стран Азии;

– недостатки в организации взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными структурами (МВД России, ФСНК России и т.д.);

– недостатки в организации таможенно-пограничного контроля, в частности перенос таможенного контроля на таможенную границу Таможенного союза;

– недостатки борьбы с коррупцией;

– увеличение числа потребителей наркотиков и т.д.

Факторы регионального уровня:

– географическое расположение регионов, в частности их соседство с сопредельными странами, через которые в Россию поступают наркотики;

– наличие инфраструктуры путей сообщения: автомобильных, железнодорожных, морских и водных;

– плотность таможенных постов;

– коррумпированность сотрудников органов власти и управления;

– недостатки во взаимодействии таможенных органов с иными правоохранительными структурами и т.д.

Факторы обстановки местного уровня включают конкретное место и время перемещения наркотиков через таможенную границу Таможенного союза, либо через Государственную границу Российской Федерации.

Местом совершения контрабанды наркотиков являются пункты пропусков и иные места, в которых осуществляется таможенный контроль, расположенные на таможенной территории членов Таможенного союза в соответствии законодательством, или отдельные участки таможенной границы Таможенного союза или Государственной границы Российской федерации.

Состояние таможенного контроля зависит: от плотности пунктов пропуска; квалификации их сотрудников; наличии технических средств таможенного контроля; коррумпированнности сотрудников таможенных органов и т.д.

Следы преступления – следы-предметы, следы-вещества и следы-отображения, возникающие при приобретении, транспортировки, реализации наркотиков; организации и руководством преступным формированием.

К ним относятся наркотики в виде предметов или веществ, их микрообъекты; средства упаковки сокрытых наркотиков; следы указывающие на устройство тайников (состоянии покраски отдельных деталей, блеск металлических поверхностей и т.д.); транспортные средства; мобильные телефоны, ноутбуки, оптические диски и т.д., следы пальцев рук, пота, запаха на средствах упаковки сокрытых наркотиков и их транспортировки; срезы ногтевых пластин и смывы с кистей рук; образцы почвы с мест хранения наркотиков и иные предметы, среди которых они находились; личные, транспортные, коммерческие и иные документы.

Формирования, осуществляющие контрабанду наркотиков относятся к общеуголовным, действуют на территории нескольких государств, как правило, имеют связи с коррумпированными сотрудниками органов власти и управления. Их внутренняя структура построена по иерархическому принципу, включающему организационно- управленческий, обеспечивающий и исполнительский уровни.

К функциям организационно-управленческого уровня относятся: организация преступного формирования и руководство им; разработка технологии совершения контрабанды; финансирование контрабандной деятельности и др.

Организационное построение преступного формирования включает несколько структурных подразделений: приобретению наркотиков их хранению и транспортировки; перемещению наркотиков через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации; изъятию перемещающих наркотиков и передачу их для хранения и реализации.

Важнейшее значение приобретает решение финансовых вопросов, в частности, расчеты с лицами, приобретающими наркотики в зарубежных странах. С этой целью открываются банковские счета в банках зарубежных государств на граждан этих государств, из банков России осуществляется перевод средств по международным платежным системам, в ряде случаев средства перечисляют на фиктивные фирмы, зарегистрированные в других государствах и т.д.

К лицам обеспечивающего уровня относятся руководители структурных подразделений; координаторы, обеспечивающие связь между указанными подразделениями, а также порядок расчетов за контрабандную деятельность; информаторы, отслеживающие движение наркотиков; лица, обеспечивающие безопасность членов формирования преступной деятельности; коррумпированные сотрудники органов власти и управления и т.д.

Исполнительский уровень включает лиц, осуществляющих конкретные действия по приобретению наркотиков, их транспортировке, хранению, перемещению через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации, изъятию сокрытых наркотиков, хранению и последующей реализации.

Свойства личности контрабандистов следует рассматривать применительно к выделенным уровням.

Организаторы и руководители преступных формирований, как правило, имеют авторитет в преступной среде и нередко судимость, располагают значительными материальными средствами. К ним относятся граждане Российской Федерации, систематически выезжающие в зарубежные страны или имеющие в них родственников, друзей и т.д.; граждане стран ближнего зарубежья Таджикистана, Казахстана, Армении и т.д., посещающие Россию или имеющие в ней родственников и т.д. Нередко формирования создаются на основе родственных, национальных, племенных и других связей. Отмечены случаи создания и руководства формированиями сотрудниками правоохранительных органов и иных органов государственной власти и управления.

Из психологических свойств следует отметить: наличие организаторских способностей; хорошее знание уголовного, уголовно-процессуального таможенного законодательства и т.д., особенностей деятельности таможенных органов; решительность, твердость характера и т.д.

Свойства лиц обеспечивающего уровня определяются решаемыми задачами структурным подразделением и выполняемыми функциями. Для руководителей структурных подразделений характерны связь с криминальными элементами, наличие судимости, организаторские способности, твердость характера, решительность и т.д.

Особую категорию представляют коррумпированные сотрудники органов власти и управления. Они обладают определенными способностями, хитры, изворотливы, живут по стандартам двойной морали.

Лица, выполняющие охранные функции, имеют, как правило, возраст в пределах 40 лет, хорошее физическое здоровье, умеют обращаться с оружием, взрывными устройствами, водить автотранспортные средства и т.д. Они обладают твердостью характера, жестоки и т.д.

Исполнители подбираются из лиц, употребляющих наркотики, имеющих судимость и связи с криминальными элементами, находящиеся в тяжелом материальном положении, по родственному и другим признакам. В ряде случаев они не знают о преступной деятельности формирования, выполняя отдельные поручения за вознаграждение.

Особую группу исполнителей составляют лица, непосредственно перемещающие наркотики. К ним относятся работники транспортных средств и их пассажиры. Среди пассажиров следует выделить категорию лиц, перемещающих наркотики с использованием внутриполостных сокрытий путем заглатывания их в желудок через пищевод или помещения в ректальные или вагинальные полости. К подобным способам прибегают граждане Африканских и Латиноамериканских стран, стран ближнего зарубежья (Таджикистан, Казахстан и д.р.), Российской Федерации. Как правило, они находятся в затруднительном материальном положении. Около 25 % глотателей женщины в возрасте до 30 лет.

Мотивы контрабанды наркотиков в основном корыстные, отмечены случаи поддержки террористических организаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...