Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пассивные жертвы, озлобленные жертвы




Предположим, что человек, имевший несчастье быть душевно травмированным в детстве и с тех пор так и не сумевший исцелиться, приходит в вашу группу. Такой человек обычно чувствует себя в той или иной степени нуждающимся и незащищенным и имеет склонность интерпретировать неспособность или отказ других людей удовлетворять его нужды как очередное притеснение или оскорбление.

Иногда подобный персонаж выглядит робким, покорным, беззащитным, как говорят некоторые люди, излучает «энергию жертвы». В другом случае, напротив, он кажется порывистым, резким и страстным, легко и неожиданно впадает в негодование и ярость. В обоих случаях ощущается, что где-то на бессознательном уровне человек ожидает нападения извне и как бы заранее готов получить удар или отражать его. Такой человек имеет свойство из раза в раз попадать в ситуации, когда его оскорбляют, и непостижимым образом умудряется провоцировать обычно спокойных людей на агрессивные выпады в отношении него. Он может находить или распознавать «оскорбительное поведение» там, где для других его даже близко нет, и обреченно заключать: «Ну вот, я так и знал, вы все сговорились против меня».

Проблема заключается не в том, что человек был однажды травмирован, что, очевидно, нельзя считать его виной. Проблема заключается в том, что он продолжает интерпретировать поступки других людей как попытку притеснить его.

Вот как это обычно выглядит. В один прекрасный день перед воротами вашей общины или на собрании вашей группы появляется Дарлин. У нее сложные обстоятельства, и вы, чувствуя к ней сострадание и желая ей помочь, принимаете ее к себе. Вы рады, что помогли человеку в беде, и первое время все идет хорошо. Однако вскоре между Дарлин и некоторыми другими членами общины начинаются трения. На кругах доверия она отказывается говорить и уходит. Попытки наладить с ней обратную связь и высказать что-то по поводу ее поведения грубо отвергаются. Просьбы о малейших изменениях в ее поведении воспринимаются как агрессивные выпады. Любое внимание со стороны общины с целью разобраться и прояснить ситуацию воспринимается как преследование. Поначалу Дарлин думала, что вы ей друзья, но, увы, как и все вокруг, вы собрались здесь для того, чтобы мучить ее.

По какой-то причине «Дарлин» очень часто появляется в самых разных общинах под видом одинокой матери с несколькими детьми на попечении, а также с двумя собаками, к которым «очень привязаны малыши». У матери слабое здоровье, и она с трудом переносит некомфортные условия, у одного из детей «ограниченные возможности» и «особые потребности»140, у собак обнаруживаются блохи и лишай.

 

140 Англ. children with special needs (букв. «дети с особыми потребностями») - принятая на Западе деликатная форма названия детей с различными задержками в развитии или трудностями в поведении. – прим. перев.

 

(Потенциальная драма и итоговая цена всего этого для общины возрастает, если отец детей Дарлин пытается забрать или отсудить их у нее или же стремится вернуться к ней и продолжить их семейную «Санта-Барбару»). Дарлин в глубоком истощении и отчаянии, и, конечно, вам хочется помочь ей. Ради бога, накормите семью, дайте им ночлег на пару ночей и немного денег, если хотите. Воодушевите Дарлин поискать помощи в местных социальных службах и обществах реабилитации. Трудно даже представить, какое бремя вы взвалите на себя, если вы примете ее в свою общину.

Жители Лост Вэлли однажды «спасли» одинокую матерь при обстоятельствах, похожих на вышеописанные, и кончилось это тем, что она обвиняла и проклинала общину на чем свет стоит, несмотря на все усилия поселенцев помочь ей. «У нас просто не было тех благ, которыми можно было бы компенсировать ей ущерб, причиненный нашей благотворительностью», - с кривой усмешкой вспоминает Дайанн Броз.

Или, к примеру, Майк появляется у порога вашего поселения. В праведном негодовании на прогнившую государственную систему и темные силы, поработившие Землю, он решительно намерен посвятить себя социальному служению и спасению планеты. Он уверен, что община - ваша община - это ответ на его вопросы. Он присоединяется к вам, и вы приветствуете его рвение. И какое-то время все идет очень хорошо.

Однако вскоре между Майком и некоторыми другими членами общины возникают разногласия.

Отзывы, которые он получает о себе, по его мнению, полный вздор; просьбы об изменении его поведения - это попытки поработить его; круги доверия - это «спектакль для сентиментальных хлюпиков». Любые попытки общины разобраться в ситуации и наладить отношения он воспринимает как преследование. Да, поначалу, ваша община показалась ему верным союзником в борьбе. Но, увы, у вас тут тоже «все уже схвачено», и здесь у власти все те же темные силы, что и везде.

Дарлин действует из страха; Майк - из негодования и озлобленности. Оба они жертвы.

Какие общины могут принять людей в таких обстоятельствах, за исключением терапевтических или социально-реабилитационных, организованных специально для помощи нуждающимся? Крупное, старое, уже налаженное и устоявшееся поселение иногда может принять людей с трудным характером или психическими травмами без большого ущерба для себя. В конце концов, вековой дуб может выстоять, если в него врежется грузовик. Но ни в коем случае не испытывайте судьбу, если ваша группа еще мала или только-только формируется. Вы еще только нежный росток, а не взрослое дерево, и поэтому еще очень и очень уязвимы.

ОТБОР ЧЛЕНОВ И ЗАКОН

Как уже упоминалось раньше, если у вас есть земельные участки или дома, занимаемые путем купли-продажи на открытом рынке, вы не можете проводить отбор покупателей, но обязаны продать любому, кто согласится на ваши условия. Если, основываясь на ваших критериях членства, вы выбираете одних покупателей и отказываете другим, суд может интерпретировать это как дискриминацию. Живые жилищные сообщества встречаются с этой проблемой, но, как уже отмечалось ранее, обычно на их предложения откликаются как раз те люди, которые стремятся к большей общинности в своей жизни и понимают смысл сообщества в нужном ключе, так что тут отбор членов в основном проходит в режиме самоотбора.

Однако бывают и случаи, когда формирующаяся группа домовладельческой общины замечает, что кто-то из членов не устраивает остальных, и предпринимает меры для исправления ситуации. Так было, к примеру, в молодой кохаузинг-группе на северо-западе США, которую я условно назову «Краснолесье» (Redwood Commons), и ее членом, которого я назову Кэл. Кэл имел странную, очень монотонную манеру говорить, и лицо его при этом абсолютно не выражало никаких эмоций. В психиатрии такое явление называется «уплощенный аффект»141.

 

141 flat affect.

 

Все участники заметили эту его странную, какую-то механическую манеру поведения: некоторые сочувствовали Кэлу и были добры к нему; другие же чувствовали, что их это нервирует. Когда пришло время вкладывать деньги для покупки недвижимости и двигаться дальше, некоторые высказались против того, чтобы Кэл участвовал в проекте: «А что, если в один прекрасный день окажется, что он «кусается» и обидит кого-нибудь из наших детей?» Другим же было очень тяжело так поступать и по непонятной причине отказывать человеку. Им хотелось проявить сострадание к Кэлу, которому жизнь в общине явно пошла бы на пользу, хотя и они чувствовали, что это может быть рискованно. В конце концов, несколько членов группы отозвали Кэла в сторонку и несколько грубовато попросили его покинуть группу, что он и сделал. Они не сказали ему, что, согласно закону, он имел все права вступить в их сообщество.

До нынешнего дня многие члены «Краснолесья» ощущают стыд из-за того, что они так грубо обошлись с Кэлом: для него это, очевидно, было болезненным событием. И они спрашивают себя, можно ли было сделать это как-то по-другому, более деликатно и по-доброму? Должны ли они были сказать ему об этом раньше, пока он еще не привык к их группе? Или, может быть, они вообще были чертовски неправы, и Кэл мог бы стать отличным членом общины? Частый контакт с соседями, особенно с детьми, быть может, привнес бы недостающее тепло в его жизнь.

Однако, хотя это и весьма болезненный вопрос, я считаю, что участники этой общины поступили верно, последовав своим чувствам и предприняв шаг, который им показался лучшим для общины в целом. В отличие от женщин из Края Мечты, люди из «Краснолесья» не позволили стыду за свои «неправильные» чувства помешать им честно высказать их.

УМЕНИЕ СКАЗАТЬ «НЕТ»

Имеет ли группа участки (дома) для продажи на рынке или же сама владеет своей недвижимостью и, таким образом, вправе выбирать своих членов, - все равно возникает вопрос: вправе ли мы просить, чтобы человек ушел, что бы мы там ни чувствовали по этому поводу? Задумайтесь вот над чем: человек, которого не приняли в группу или общину, конечно, чувствует разочарование, но он переживает его и двигается дальше. Но человек, которого приняли в группу, который переехал в поселение и уже живет там какое-то время, может быть гораздо глубже травмирован, если теперь возникнет конфликтная ситуация, из-за которой он должен будет уйти. Гораздо легче для всех участников процесса принять такое, пусть и кажущееся болезненным, решение в самом начале.

Я бы советовала любой начинающей общине сначала обосноваться на земле, пустить корни, подрасти несколько лет, стать более-менее сильной и здоровой и только потом, если угодно, принять и попытаться исцелить психически травмированного человека, нежели пытаться «спасать» кого-то в самом начале, когда вы рискуете самой возможностью воплощения проекта. Вы еще только проклевываетесь из семян, и на этом этапе вам нужны самые безопасные условия, какие только возможны.

Научиться отказывать людям может оказаться настолько трудным, что многие предпочитают не иметь с этим дела вообще, особенно если их воспитывали, что говорить «Нет» - это невежливо или эгоистично. Как женщины из Края Мечты, мы часто стыдимся своих не очень добрых чувств к другим людям и осуждаем себя за то, что «судим ближних» или, еще хуже, за «дискриминацию».

«Судить ближних» означает утверждать, что кто-то является «нехорошим» или «неценным» человеком. Здесь же речь идет совсем о другом: вы решаете, близок ли человек лично вашим взглядам и ценностям, соответствует ли его поведение нормам вашей группы и способен ли он принять на себя принятые у вас финансовые и трудовые обязательства. Глагол же to discriminate (от которого происходит слово «дискриминация) означает «распознавать различия между разными вариантами; дифференцировать, различать». Различать же вы неизбежно должны, поскольку речь идет о том, чтобы жить рядом с этим человеком и иметь с ним общее имущество и общие дела на протяжении, возможно, всей оставшейся жизни.

ОТБОР НОВЫХ ЧЛЕНОВ

Общины по-разному организовывают процесс отбора новых членов.

В Этхэвен (Earthaven), к примеру, люди сначала узнают об образе поселения, его принципах и ценностях, требованиях к участникам и получают другую информацию, изучая веб-сайт экопоселения и информационный пакет (который включает в себя перепечатки журнальных статей и видео). Те, кто заинтересовался, могут совершить поездку в поселение, побывать на собраниях общины и договориться о визитах по выходным.

Первая ступень членства в экопоселении - это стать «членом группы поддержки» (supportive member). Ее смысл заключается в том, чтобы члены общины и новый человек могли получше узнать друг друга в непринужденной обстановке, без необходимости задавать друг другу слишком много вопросов за один вечер. Член группы поддержки может приезжать в поселение в любое время, останавливаться и жить там при наличии свободных мест в гостевых помещениях (или у готовых его принять поселенцев); может посещать собрания Совета поселения, не принимая, однако, участия в дискуссиях. Кроме того, он получает на свой электронный адрес письма с новостями поселения и копии решений Совета.

Член группы поддержки платит небольшой ежемесячный взнос и подписывает соглашение, в котором сказано, что он понимает идею, принципы и ценности общины.

Если человек принял решение вступить в общину, он становится кандидатом в поселенцы на определенный испытательный срок, продолжительностью не менее шести месяцев (бывает, что этот период продолжается дольше). Это позволяет ему и общине еще более тесно соприкоснуться друг с другом, так как тут уже возникают определенные взаимные обязательства с обеих сторон. Кандидат вправе участвовать в поселенческих собраниях (хотя и не пользуется правом вето), других мероприятиях и приглашается к постоянному проживанию в общине. Он платит вступительный взнос в размере 4000 долларов и подписывает договор, в котором соглашается уплатить определенную сумму за аренду своего будущего участка, когда станет полноправным членом общины. Кандидат должен посещать, по крайней мере, два поселенческих собрания в месяц, трудиться 48 часов (6 полных рабочих дней) в квартал (3 месяца) на общественных работах и должен познакомиться с как можно большим числом членов общины.

Процедура приема в кандидаты включает в себя заполнение анкеты, содержащей вопросы о самом человеке и о том, чего он ожидает для себя от жизни в общине (с этой анкетой потом могут познакомиться все члены поселения), а также подробный рассказ о своей жизни всей группе на специально отводимой для этого встрече. Если никто не возражает, чтобы человек стал кандидатом в поселенцы, то через три недели после собрания, посвященного рассказу, он становится кандидатом. (Если по окончании испытательного срока община все-таки не примет его в полные члены, то вступительный взнос возвращается. Если же человек сам откажется и передумает вступать в общину, то община удерживает одну третью часть взноса в качестве предупредительной меры, направленной против чересчур легкомысленных решений о вступлении.) Через шесть месяцев, если кандидат аккуратно выполнял свои трудовые и прочие обязательства, он (она) может стать полноправным членом общины. Все поселенцы снова собираются, и производится их опрос по поводу того, какое у них сложилось мнение о новичке и согласны ли они, чтобы он стал действующим членом. В частности членам общины задаются такие вопросы: «Успели ли вы познакомиться и узнать этого человека? Если нет, то почему?», «Как вы считаете, этот человек смог бы принести пользу общине? Какую?», «Есть ли у вас какие-либо возражения, критические замечания или предубеждения против этого человека? Если да, то пробовали ли вы обсудить их с ним в личной беседе?» Если у члена общины имеются какие-либо возражения, он должен отдельно встретиться с кандидатом и попытаться, пообщавшись с ним, рассеять свои предубеждения и разрешить разногласия. Если же это не получается или же если община в целом имеет возражения по поводу кандидата, то ему может быть предложено продлить испытательный срок и обратиться снова по этому же вопросу позднее. Если же ни у кого возражений нет, то на собрании Совета поселения через процедуру консенсуса кандидату присваивается статус полноправного члена экопоселения, после чего проводится празднование этого события.

Поселение Мидоуданс (Meadowdance) имеет похожую процедуру с несколькими последовательными ступенями членства, но с большим количеством промежуточных «приемов»: по окончании первого, четвертого, седьмого и тринадцатого месяца жизни в общине, после чего кандидат становится полным членом. На каждой ступени членства кандидат вправе участвовать в собраниях, но он не имеет права вето. Процедура, принятая в Мидоуданс, закономерно строже, чем прием в поселение, подобное Этхэвен, т.к. Мидоуданс является коммуной, члены которой живут в общем здании, имеют общие трапезы и коллективно трудятся на общих проектах.

Большинство общин и поселений из числа «успешных 10%» имеют подобную многоступенчатую процедуру приема.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...