Глава 17. Общение, груповой процесс и разрешение конфликтов: ядро здоровой общины
Когда в 1994 году Ларри Капловиц и его жена Карин приехали в Лост Вэлли, это случилось через несколько недель после того, как более половины членов поселения покинули его по разным личным причинам, не связанным с жизнью общины. Четверо оставшихся членов отчаянно нуждались в помощи в ведении дел конференц-центра и бросили клич с целью привлечь новых людей. Ларри и Карин были в числе десяти новичков, отозвавшихся на призыв. Быстрая смена обстановки оказалась сложной для всех. «И вот мы здесь - десятеро энтузиастов, у каждого свои надежды и идеи, проблемы, амбиции и предрассудки – и все почти совсем без опыта, необходимого для успешной жизни в общине, - вспоминает Ларри. - И культура Лост Вэлли, старательно взращивавшаяся в предыдущие годы, не смогла пережить такого резкого наплыва новых людей. Мы начали тонуть в непонимании, обидах, разногласиях. За год конфликт практически парализовал жизнь общины. На наших еженедельных деловых собраниях, где решения принимались методом единогласия, почти каждая новая идея или инициатива, если не отвергалась напрямую, то встречала сопротивление или недоверие. Отношения некоторых людей настолько испортились, что они предпочли бы не выходить из дома, лишь бы не попадаться друг другу на глаза. В каждом кипело негодование, но претензии редко высказывались прямо, разве что в случайных вспышках гнева. Временами это внутреннее напряжение было таким сильным, что просто душило нас». Наконец, несколько человек, которые были в наихудших отношениях с соседями, покинули общину, и дела немного улучшились. Но пережитый опыт сделал людей ранимыми, нерешительными и недоверчивыми. В течение следующего года в Лост Вэлли не было принято ни одного нового члена.
Каждый занимался собственными делами, и старался не пересекаться с другими. «К лету 1996 года, - продолжает Ларри, - мы были неудовлетворенны, разочарованы, апатичны, и каждый подумывал о том, чтобы уйти. Мы понимали, что для того, чтобы мы могли дальше существовать как община, что-то должно радикально измениться. Это означало, что мы все-таки должны наконец-то перестать избегать больных вопросов, и прямо взглянуть им в лицо». Однажды благодаря счастливой случайности они узнали о практике Нака-Има. Нака-Има (в переводе с японского «Здесь и сейчас») - это метод оздоровления межличностных отношений, созданный, чтобы помочь людям искренне раскрыть себя другому человеку и наладить глубокий контакт. И вот, поселенцы Лост Вэлли записались на этот курс. «К концу первой двухдневной сессии тренинга, - вспоминает Ларри.- препятствия, которые нам мешали быть искренними, честными и сочувствующими по отношению к другим, казалось, растворились, и мы обнаружили себя в комнате, полной светлых, сияющих созданий. Мы осознавали, что этот свет может приходить и уходить, и наши проблемы, обиды и раны будут снова давать о себе знать. Но теперь они уже не будут иметь над нами такую власть, как прежде. По мере того, как мы применяли в жизнь то, что усвоили за следующие несколько недель и месяцев, мы становились все более честными друг с другом. Мы начали уделять время тому, чтобы вовремя остановиться, заметить и обсудить сложные вопросы, конфликты и обиды. Мы начали позволять друг другу выражать свои чувства». Чтобы спасти свою общину от краха и вывести из затянувшегося тупика, члены Лост Вэлли освоили то, что я называю эффективным групповым взаимодействием, или групповым процессом, т.е. навыки и техники, которые помогают людям чувствовать связь друг с другом и поддерживать ее. Наравне с хорошей материальной базой и здоровой внутренней экономикой, эффективное групповое взаимодействие является важнейшей основой устойчивой общины. Овладение навыками общения создает благоприятную почву для развития общины. Пренебрежение ими - одна из основных предпосылок для возникновения структурного конфликта.
ЭФФЕКТ ПРИТИРКИ Большинство людей, приходящих в альтернативные сообщества, стремятся найти там более гармоничный образ жизни и более доверительные отношения с людьми, чем в обычной массовой культуре. Но для обретения этого одного только желания недостаточно. Если мы хотим жить лучшей жизнью в общине, мы должны и сами вести себя там по-другому. Большинство из нас не осознают, что наше общество порочно как раз потому что оно есть не что иное, как мы сами, делающие то, к чему мы привыкли, но усиленное и помноженное на миллионы людей. Когда мы видим, как правительства и корпорации манипулируют, контролируют и губят людей, используя угрозы, террористические акты или открытую войну, это пугает нас и внушает нам отвращение. Но когда мы сами делаем то же самое, но в меньших масштабах, то мы не замечаем этого. Мы можем сколько угодно осуждать «террористов», но обращали ли вы внимание на те слова и тот тон, что звучали сегодня утром в вашем разговоре с супругом или ребенком? Увы, те из нас, кто думает, что лично его сказанное касается меньше всего, как правило, сами поступают так как раз в наибольшей степени. Чем более духовными мы себя считаем, тем труднее нам увидеть в себе недостатки. Вот почему навыки ненасильственного общения и хороший групповой процесс так важны для общины. Для того, чтобы наша жизнь в общине стала лучше, чем прежде, мы сами должны стать лучше, чем прежде. Фактически, в общине мы даже больше нуждаемся в хороших навыках общения, чем в городской жизни, поскольку в общине процессы духовного и эмоционального развития имеют свойство ускоряться и усиливаться. В «горниле» общинной жизни наши самые деструктивные и негативные привычки и склонности имеют свойство многократно усиливаться и возвращаться к нам. Мы становимся как бы увеличивающими зеркалами друг для друга. Чем сильнее мы не принимаем какие-либо привычки и склонности в других членах общины, тем более вероятно, что они присутствуют в нас самих, хотя мы можем и не знать об этом. Чем более мы критикуем других людей, тем более вероятно, что, делая это, мы на самом деле подсознательно осуждаем за критикуемые поступки себя самих.
Неизбежные в общине частые и близкие контакты между людьми по поводу совместной жизни и общих дел приводят к проявлению вовне наших самых худших черт. И потенциально это дает возможность увидеть и излечить их. Я называю это «эффектом притирки», или «эффектом шлифовальной машины». Подобно тому, как камни под барабаном шлифовальной машины сначала «обтёсывают», а затем полируют друг друга, в общинных отношениях и групповой работе наши грубые стороны сначала выходят на поверхность, а затем смягчаются, «изнашиваются» от частого контакта с себе подобными. Однако этот эффект может быть настолько болезненным, что некоторые, не выдержав, уходят из группы, а иногда и вся группа раскалывается от конфликта. Наладив в общине хорошее групповое взаимодействие, мы можем сделать эффект притирки осознанным. Вместо того, чтобы беспомощно страдать, мы можем использовать общину как мощную возможность для личностного роста. Совместная деятельность и совместное использование ресурсов, коллективное принятие решений в общине - а все это невозможно осуществить с нашими прежними привычками! - это своего рода зов к пробуждению нашей души. Община предлагает нам шанс окончательно повзрослеть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|